Главная · Индия · Троице-измайловский собор. Свято-троицкий кафедральный собор После смерти настоятеля

Троице-измайловский собор. Свято-троицкий кафедральный собор После смерти настоятеля

Троице-Измайловский собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Троицкий собор в Санкт-Петербурге является памятником архитектуры позднего классицизма. Свое название он получил по имени Измайловского полка, одного из самых старейших в России. Полк был основан императрицей Анной Иоанновной в 1730 году по названию села Измайловское в Подмосковье. Часто храм называют Троице-Измайловским. Является одним из самых монументальных в Северной столице.

В Троице-Измайловском соборе в 1867 году писатель Ф. Достоевский обвенчался с А. Сниткиной. В стенах храма отпевали композитора А. Г. Рубинштейна.

Троицкий собор представляет собой высокий белый храм с пятью синими куполами, выполненными в форме полусферы, усыпанными бронзовыми звездами и золочеными крестами. По преданию, цвет куполов выбран по цвету мундиров Измайловского полка. Главный купол храма можно заметить почти за 20 километров. Малые купола храма расположены над колоннами портиков.

Фасады украшены четырьмя 6-колонными портиками коринфского ордена. В нишах западного портала размещаются бронзовые фигуры ангелов. Недалеко от храма, расположена часовня, которая была отреставрирована.

Интерьер храма украшен коринфскими колоннами и пилястрами, покрытыми белым искусственным мрамором. Главный купол словно парит ввысь. Стены и своды расписаны художниками Т. А. Медведевым и А. И. Травиным. Иконостас полукруглой формы образует единое целое с надпрестольной сенью. Оформлен коринфскими колоннами.

Одна из самых почитаемых святынь Троице-Измайловского собора - икона Пресвятой Троицы, написанная в 15 веке.

Поскольку храм служил главной гарнизонной церковью города, его стены украшали турецкие знамена - трофеи, добытые во время сражений в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. В память о павших воинах их имена были высечены на мраморных досках. Троицкий собор в Санкт-Петербурге иногда называют «Болгарским». По одной из версии, он был построен на деньги, народа Болгарии в знак благодарности солдатам России за помощь в освобождении от турецких воинов.

В храме появились новые иконы, в том числе мозаичные изображения Святых Петра и Павла и Николая Чудотворца.

История Троицкого Собора

Не было еще каменных многоэтажных громад, окружающих собор со всех сторон, не было и самого города - одного из районных центров Подмосковья. Была Щелковская мещанская слобода, жители которой 31 августа 1909 года обратились к члену Святейшего Правительствующего Синода высокопреосвященному Владимиру, митрополиту Московскому и Коломенскому, испрашивая благословение на постройку у себя каменного храма во имя Святой Троицы, и выделится из прихода Жегалово в самостоятельный приход. Инициатором строительства был полицейский урядник Павел Васильевич Стрижёв, который, обосновывая необходимость строительства, писал: "В наш век безверия отсутствие храма и священника в нашем торгово-фабричном районе пагубно отзывается на нравственной стороне населения, да, кроме того, мы окружены раскольниками. Всё это побудило нас иметь у себя опору и утешение в храме Божием". Председателем созданного строительного комитета стал владелец ткацкой фабрики Александр Иванович Синицын, который отдал под храм 1200 кв. сажен земли стоимостью 5000 рублей. Благословение вскоре было получено, и строительство собора началось. Проект храма был выполнен известным архитектором С.М. Гончаровым (дальним родственником Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С. Пушкина). Проект необычный - в стиле "русский модерн" начала ХХ века. Этот стиль не успел ни окрепнуть, ни расцвести, потому что вскоре и наступил по-настоящему тот "век безверия", противостоять которому был призван в Щелковской Слободе Собор Святой Троицы.

4 октября 1909 года в Щелкове была проведена торжественная служба, знаменовавшая начало строительства. А завершение земляных работ отметили крестным ходом из села Хомутово. К тому времени жителями слободы было пожертвовано на храм 27тыс. рублей. Плотничные и строительные работы безвозмездно взялись провести М.Е. Юсов, С.Д. Мишин и И.С. Еремин. Всего сумма собранных денег составляла 35 тысяч 227 рублей.

Важнейшее в истории собора событие произошло в 1912 году. Комитет по постройке просил императора Николая II о соизволении присвоить возводимому храму наименование "В честь рождения наследника Цесаревича". 31 мая этого же года соизволение было дано.

В 1915 году, несмотря на тяготы военного времени, каменная постройка храма была завершена. Собор имел кроме трех приделов ещё и нижний подземный храм. В память цесаревича Алексия левый предел был посвящён святителю Алексию митрополиту Московскому.

Освящение новопостроенного храма было совершено преосвященным епископом Верейским Модестом 13 ноября 1916 года (за несколько месяцев до февральской революции и за год до Октябрьской). Настоятелем был назначен сын будущего священномученика Константина Голубева (расстрелянного осенью 1918 года) священник Константин Константинович Голубев, вторым священником стал Алексий Николаевич Некрасов, избранный духовенством и мирянами в члены благочинного совета. Дьяконом был назначен отец Моисей Морозов.

Службы в Соборе проводились до 1929 года. А затем он был закрыт и переоборудован в городской театр. Примечательно, что здесь звучали голоса знаменитых артистов Большого театра, А.Л. Неждановой, Е.В. Гельцер и других. Но и театр был позднее закрыт, а помещение приспособили теперь под литейный цех завода. При этом были разобраны колокольня и купол храма. А потом здание перешло в ведение завода НИИхиммаш и оставалось "литейкой" плоть до 1990 года, когда образовалась православная община и стала добиваться возрождения храма.

Ныне на обезглавленном храме полностью восстановлен купол - с двумя своеобразными "коронами", большой, государевой, и малой - в честь наследника цесаревича. Вновь возведена 50-метровая колокольня, выложен мраморный пол, перестеклены закопченные окна, сооружена газовая котельная. Естественно, сооружен иконостас, пока временный.

В храме находится икона преподобного Серафима Саровского, к которому совершала в свое время паломничество царская чета, вымаливая у Бога наследника. Икона находилась в свое время в часовне, которую при большевиках закрыли и разграбили. Но образ святого был кем-то из прихожан спасен. Хранился он в укромных, потаенных местах, потемнел. Но, выставленная в храме икона, стала светлеть на глазах, без всякого вмешательства реставраторов, и обрела прежний вид.

В настоящее время службы в Соборе совершаются ежедневно.

Настоятель протоиерей Андрей Ковальчук.

Троицкий Собор сегодня

Еще каких-то два года назад здесь был совсем другой вид: глухой, как на промпредприятиях, неприглядный забор с колючей проволокой (!), грязь и слякоть на территории, особенно в межсезонье, протекавшие крыша и стены, вода в подвале и тому подобное (что и немудрено, так как храм Божий использовали как литейный цех). А теперь наш собор преображается с каждым днем. Все работы по восстановлению осуществляются благодаря самоотверженному труду общины храма, помощи администрации и предприятий города. Летом 2004 года на территории собора начались интенсивные работы по его благоустройству. Был снесен почти метровый слой земли, произведено устройство дренажной системы (в нижнем храме, где проводились первые службы в возрождаемом соборе, стояла вода). Вся внутренняя территория теперь выложена брусчаткой и полностью благоустроена: удобный въезд для машин, газоны, удобные скамейки для прихожан. Открыта новая церковная лавка. Вокруг храма сооружена новая решетчатая ограда с декоративными столбами. Крышу над алтарной частью церкви покрыли новыми медными листами. Здания собора и братского корпуса теперь окрашены в густой бордовый (сродни бывшему кирпичному) цвет. Архитектурные элементы зданий подчеркнуты контрастным белым цветом. Величественно и торжественно возвышается собор на фоне Щелковского небосвода, его видно издалека, и ни одно городское здание не в состоянии заглушить исходящее от него впечатление царственности и силы.

Но предстоит еще немало восстановительных и отделочных работ снаружи, и особенно внутри храма. Уже покрашены внутри стены и установлены новые двери. Ротонда наконец-таки дарит нам солнечный свет - стало еще уютнее, еще светлее внутри церкви. Планируется начать художественную роспись стен и потолка. Заказан новый иконостас, необыкновенной красоты, фарфоровый, который изготавливается в Екатеринбурге. Поражает знаменательное совпадение - именно там завершилась земная жизнь наследника Цесаревича Алексия и его царственных родителей. В Екатеринбурге завод знаменитого кузнецовского фарфора освоил еще в былые времена производство таких иконостасов, получивших признание на международных выставках. Проект иконостаса - для Троицкого собора - уникален, хотя при этом и будут использованы какие-то прежние находки и элементы. Уже привезены первые детали и начаты работы по установке иконостаса. В настоящее время осуществляется сбор средств на строительство иконостаса.

Адрес: Адрес: г.Сергиев Посад, Лавра.

На территории Троице-Сергиевой Лавры существует множество удивительных по красоте и величию сооружений. Одним из таких является Троицкий собор . Это главный храм Троице-Сергиевой Лавры. Именно здесь нашли упокоение мощи известного святого, которого в российском государстве считают покровителем и главным проповедником православной веры - Сергия Радонежского.

История Троицкого собора

Троицкий собор - первое здание из камня на территории Лавры. Возведен в 1422-25 годах по предложению преподобного Никона на месте существовавшей ранее Троицкой церкви из дерева. Основной идеей строительства было увековечивание памяти преподобного Сергия: память о Сергии - священна и достойна возведения над его покоящимся прахом белокаменного златоглавого собора, одного из первых в Московском государстве.
Многие московские князья очень почитали Троицкий монастырь и стремились сделать его неприступной крепостью. Они жертвовали на строительные работы, в том числе, на создание богатого каменного храма в честь Сергия Радонежского, огромные средства. Большое содействие было оказано Дмитрием Донским, которого крестил сам Сергий Радонежский, считавшийся в те времена покровителем русской земли.
Согласно летописям, в день закладки первого камня храма, в монастырь прибыли не только видные церковнослужители, но и известные князья, талантливые архитекторы.
Сооруженный Троицкий собор стал типичным для того времени образцом раннемосковского архитектурного стиля конца XIV-начала XV веков, отличающегося отсутствием притвора и большим одноглавым куполом. Однако, существовала и особенность, не соотносящаяся с представлениями о создании подобных сооружений: членение фасадов не соответствует внутреннему пространству храма, барабан с шлемовидным куполом имеет смещение в сторону алтаря. Несмотря на то, что собор имеет не очень большую высоту, стены, завершающиеся вверху полукружиями с очертаниями в виде кокошников, позволяют создать иллюзию масштабности и огромной высоты как внутри храма, так и снаружи.
Уникален собор и внутри: роспись его осуществляли Андрей Рублев и Даниил Черный.
Троицкий собор пользовался огромной популярностью у первых лиц государства Российского. Этим обусловлено множество изменений внешнего вида храма. К примеру, в 1510 году царь Василий III в честь победного завершения похода на Псков, повелел покрыть кровлю храма железом. Иван Грозный, участвуя в молебне по случаю завоевания Казани, распорядился украсить купол позолотой. Позже к собору были пристроены несколько приделов: помещение для захоронений, Никоновский придел, трапезная. В XVIII веке вновь была изменена крыша, с севера от храма возвели паперть, изменили окраску фасадов, внутри постоянно обновляли росписи и иконы. Это, конечно, не могло не исказить первоначальный вид собора.
В начале XX века начали происходить существенные события не только в истории собора, но и всей православной веры в стране. В конце апреля 1920 года на территории Лавры открыли музей, а 31 мая в Троицком соборе прошло последнее богослужение. Неизвестно, как сложилась бы судьба уникальных ценностей собора, если бы решением Советской власти Троицкий собор постигла та же участь, как и многие уникальные архитектурные сооружения по всей стране.
В послевоенные годы начинается возрождение здания собора и максимальное приведение его к первоначальному виду. В 1960-х годах завершились восстановительные работы, результатом которых стало воссоздание образа Троицкого собора.

Архитектура

Троицкий собор - одноглавая церковь, четырехстолпная с одной стороны и имеющая три небольших выступа. Переход от стен к купольному барабану выполнен очень плавно, кровля украшена двумя рядами кокошников, повторяющих очертания завершения стен.
Конструкция храма такова, что при сравнительно небольшой высоте создается впечатление величия и возвышенности. Окна и порталы выполнены таким образом, чтобы зрительно увеличить высоту храма. Стены сооружены из больших блоков белого камня. Несмотря на то, что собор не имеет ярких выделяющихся украшений снаружи, он выглядит очень нарядно благодаря золоченой кровле и скромному орнаменту в виде широкого пояса из трех переплетающихся лент. Барабан купола не совсем типичный - он имеет десять узких окон, вместо стандартных для подобной конструкции восьми.
Излишняя "вычурность" храму совсем ни к чему, ведь изначально его строили в качестве места упокоения святого Сергия Радонежского, до сих пор мощи преподобного находятся внутри храма.

Внутренняя отделка собора

Внутри собор удивительно красив, здесь важна каждая деталь, а в комплексе все составляет неповторимую целостность. Храм построен таким образом, что внутри он кажется намного больше и выше, чем снаружи. Этот эффект создан благодаря близости порталов к апсидам, смещению главы храма к алтарю. Усиливается видимость огромного пространства чуть наклоненными стенами и барабаном купола к центру и "вытянутости" верхних арок. Особенно удивителен вид росписи в полумраке солнечных лучей, проникающих из окон основания купола внутрь храма.
У южной стены, под углом 90 градусов к алтарю, расположена рака с мощами преподобного Сергия. Такое расположение не случайно: это сделано по древнему византийскому канону.
Иконостас храма неповторим. Над ним трудились лучшие мастера иконописи XV века Андрей Рублев и Данила Черный. Сегодня практически каждому ребенку знаком сюжет знаменитой иконы Андрея Рублева "Троица", которую мастер писал специально для иконостаса Троицкого собора. Сегодня здесь можно увидеть ее копию, а оригинал уже давно находится в столице, Третьяковской галерее.
Иконостас храма имеет многоярусную структуру. В нижнем ряду расположены иконы местного чина, главной из них, конечно же, является "Троица", а также несколько икон с сюжетами о жизни основателя монастыря. Сохранены иконы "Спас Нерукотворный", "Спас на престоле", "Сошествие святого духа на апостолов", выполненные известным мастером Симоном Ушаковым.
Деисусный чин, выполненный Андреем Рублевым и его учениками, состоит из 15 икон с ликами святых, некоторых из которых в своих молитвах поминал Сергий Радонежский. Праздничный ряд рассказывает истории евангельской тематики и состоит из 19 икон.
Верхний ряд выполнен в начале XVII века. По заказу Бориса Годунова иконостас пополнился двадцать одной иконой в серебряных окладах.
Первоначальная настенная иконопись в соборе не сохранилась. Несколько раз ее пытались восстановить, но некоторые сюжеты пришлось обновить.
Сегодня в храме можно увидеть несколько истинных сокровищ. Среди них - рака с мощами Преподобного Сергия, своды храма украшает уникальное паникадило, а в Алтаре находится Архиерейское кресло.
Изначально мощи Сергия хранились в специально созданной раке из дерева. В конце XVI века при участии Ивана Грозного было решено изготовить новую раку из серебра. Позже к серебряной раке с украшениями фигурными элементами и текстом Жития Святого, добавилась сень из серебра. В XIX веке появилась крышка для раки. Под стеклом можно увидеть вещи, принадлежавшие Преподобному Сергию - посох, схима, 2 тарели из дерева для литургий.
Паникадило из меди, покрытое золотом украшает подкупольное пространство в соборе. Этот уникальный предмет был подарен собору царем Иваном Грозным. Работу выполнили известные мастера немецкой фабрики Фишеров. Паникадило украшена литыми фигурами апостолов, очертаниями Пресвятой Богородицы и Спасителя.
В конце XVIII века сокровищница Троицкого собора пополнилась еще одним уникальным предметом: митрополиту Платону было подарено уникальное кресло ручной работы. Выполнили его мастера из Тулы. Архиерейское кресло из стали с позолотой сохранилось до наших дней и до сих пор находится в алтаре. Здесь же можно увидеть и серебряную сень над престолом, изготовленную в 1809 году.

Троицкий собор - по-настоящему святое место. Не зря паломники и обычные туристы спешат сюда, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского. Молитва, обращенная к святому, помогает избавиться от хвори моральной и физической, надолго зарядиться силами и энергией. Мощь и величие сооружения, неповторимые ощущения присутствия чуда внутри храма никого не оставят равнодушным!

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского - Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, - святая святых монастыря.


Собор духовенства и ученики блаженного с великодержавными князьями приняли доброе решение
заложить каменную церковь над гробом святого. Ближайший ученик святого Никон вместе с братией
начал с помощью христолюбивых князей, имевших к святому веру, любовь и усердие,
строить святой храм Единосущной Троицы в похвалу своему отцу.
И он воздвиг прекрасную церковь, и покрыл ее дивными росписями,
и наполнил украшениями.

Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола.


Вид на Троицкий собор с северной стороны


Несмотря на небольшие размеры - высота храма до верха креста равна 30 м, - собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны - апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора - белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов - придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».


М.Гадалов. Вид Троицкого собора
и Никоновского придела с восточной стороны. Литография. 1853 г.


Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV - начала XV в., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде - Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители.


Покров с мощей прп. Сергия Радонежского. Нач. XV века


Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу.

Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче - созданию единого целостного внутреннего пространства.

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.


Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры


Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» - великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего » (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия).


Святая Троица. Копия иконы прп. Андрея Иконописца


Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного, чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV-XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня - гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского.



В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия.


Прп. Сергий с житием. Конец XV в.
Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)


Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.

В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.

В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин - двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром».




Новопостриженные монахи обители прп. Сергия в Троицком Соборе Лавры

В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал... в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682).


Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры


В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз - в 2002-2004 гг.).


Рака преподобного Сергия Радонежского


До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе). К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного - схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники.




Паникадило. Конец XV в. Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)

Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.).




Архиерейское к ресло в алтаре Троицкого собора

В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом.


Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.


Захоронение князя Андрея Владимировича, сына князя Владимира Храброго
- героя Куликовской битвы. Южная стена Троицкого собора


В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы).

Троицкий собор - главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами.


Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.

В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 году.


Вид Троицкого собора
и Никоновского придела с юго-восточной стороны


В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.


Знаменный хор Троицкого собора Лавры

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:

- в будние дни:

Общий братский молебен и полунощница у мощей преподобного Сергия Радонежского - в 5 час. 30 мин.; Божественная литургия - начало в 6 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом Божией Матери - по пятницам, начало в 17 часов; молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами - с 8 час. 30 мин. до 20 час. 30 минут.

- в воскресные и праздничные дни:

Божественная литургия - начало в 6 час. 20 мин.; молебны с акафистом преподобному Сергию - с 5 час. до 6 час. 15 мин. и с 8 час.30 мин. до 20 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом преподобному Сергию - по воскресеньям, начало в 17 часов.

На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.


Теги: История Свято-Троице Сергиевой Лавры, Архитектура