Главная · Шри-Ланка · Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии. Кафедральный собор Святого Стефана в Вене: историческая судьба и архитектурные особенности Главный собор вены

Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии. Кафедральный собор Святого Стефана в Вене: историческая судьба и архитектурные особенности Главный собор вены

Еще в XII веке начали строить собор Святого Стефана, нынешний символ Вены и всей Австрии. В его архитектурном облике легко опознать отличительные черты разных стилей зодчества, романского и готического. Восточная оконечность храма – образец готики с продолговатыми узкими оконными проемами и высокими выступами контрфорсов. Темная острая крыша апсиды переходит в двускатную храмовую, где красуются черепичные гербовые орлы.

Недостроенную северную башню окружают леса реставраторов, продолжающих воссоздавать древнее строение. Легенда о гибели главного строителя из-за нарушения договора с дьяволом наивна, скорее всего средств не хватило. Башня превратилась в колокольню, завершившись куполом в стиле барокко. Здесь размещается крупнейший на западе Европы колокол, весом более 20 тонн. Отлили новый Пуммерин в 1950-х из металла лопнувшего при пожаре изделия 1711 года.

Южная башня имени покровителя храма вознесена над городскими кварталами на все свои 135 метров с лишним. Долгое время в Вене запрещались строить более высокие, превосходящие башню покровителя города. Возводить собор Святого Стефана пришлось многим поколениям, достройка продолжалась вплоть до XV века. Отсюда и стилевое разнообразие, с преобладанием признаков более позднего направления.

Собор Святого Стефана виден и с улицы Грабен, организовали которую ради проезда на месте бывшей площади. Сейчас решили снова превратить широкую улицу в пешеходную территорию, ради удобства осмотра достопримечательностей многочисленными туристами. На Грабен красуется , по одну сторону от нее , по другую – . Отсюда же можно достигнуть церкви Петра и Павла с двумя колокольнями.

Собор Святого Стефана снаружи

Западным фасадом собор Святого Стефана выходит на одноименную площадь, также запретную для автотранспорта. Это древнейшая часть постройки после первого храма, освященного в 1147 году, включающая Исполинские врата и Языческие башни романского стиля, позже затронутые готикой. Привлекает внимание остроконечная крыша основного объема храма, соорудить такую конструкцию было нелегко.

Заострить крышу до угла в 80 градусов решили, чтобы снизить воздействие осадков на черепицу. Капли лишь касаются поверхности и отскакивают вниз, влага на черепице не задерживается. Удивительна для культового строения расписанная оригинальным орнаментом кровля, видеть подобное покрытие храма не доводилось. Живописно оформлены боковые стены с арочными проемами разного размера, с острыми завершениями.

Сбоку от западного фасада наблюдаются контрфорсы, как и виденные перед восточным. Где только возможно, размещены скульптурные украшения религиозной тематики. Световые проемы устроены разной формы, некоторые забраны ажурными решетками. Самый габаритный проем располагается над храмовым входом, сохранить ворота удалось достаточно длительный промежуток времени.

Чтобы организовать строительство такого масштабного святилища, потребовалось участие многих влиятельных персон. Первым в этом ряду принято называть маркграфа Австрии Леопольда Четвертого, деятеля 1140-х годов. Романская часть строилась при герцоге Фридрихе Втором (не путать с Фридрихом Вторым Великим, прусским королем). Готические нефы и высотные башни достраивались уже при власти Габсбургов.

Исполинские врата — рупорные, в форме арки, украшенные скульптурами в стенных нишах, датируются 1240-м годом. Внутри протяженного тамбура арки уменьшаются в габаритах, образуя открытый наружу рупор. Над дверями входа встретить прихожан и посетителей доверено лепным рельефам на библейские сюжеты. Популярность, которой пользуется собор Святого Стефана, демонстрируется толпой вокруг входа.

По бокам от центрального светового проема расположены малые круглой формы, один решили использовать, разместив часы. Выше находится фигурный фриз из повторяющихся лепных элементов. Находящиеся среди прочих граждан персоны в красных одеяниях, один из которых забыл снять парик, скорее всего – музыканты. Видимо, прошел или готовится органный концерт, прижатый к телу альбом нот Моцарта тому свидетельство.

Внутреннее устройство и убранство храма

Строить основное помещение, которым славится собор Святого Стефана, начали еще при Рудольфе Четвертом. Происходило это в начале 1250-х годов, а в 1278-м Австрия попала под господство династии Габсбургов. Нужно видеть величественность готических нефов воочию, чтобы оценить их красоту. Ряды вытянутых арок делят помещение на три части, где размещены алтари и скамьи для прихожан.

Все элементы внутреннего оформления призваны подчеркнуть устремленную ввысь конструкцию, в этом собор Святого Стефана един внутри и снаружи. Силуэты арок разделительных перегородок повторяются в устройстве сводов, словно отраженные гигантскими зеркалами. Сходящиеся выпуклые ребра придают ажурность потолку, эффект усиливают решетчатые оконные переплеты с цветными витражами.

Чтобы было где разместить зрителей, желающих послушать орган, пространство перед алтарем заставили стульями. Притягательность духовой музыки способна обеспечивать прекрасная акустика, которой характерен собор Святого Стефана. Впечатления от музыкальных мероприятий дополняют традиционные христианские ценности, которыми богат старинный храм. К таковым относится все внутреннее убранство.

В религиозном оформлении собор Святого Стефана выделяется широким использованием живописных изображений. Скульптур здесь даже больше, но не настолько, как в других католических храмах, где они преобладают. Отдельного рассказа достойна епископская кафедра, настоящий шедевр ваяния из камня. Иконы в сопровождении статуй размещены в обрамлении мраморных колонн боковых алтарей, что весьма эффектно.

Кафедральным собор Святого Стефана был объявлен далеко не сразу, сказалось противодействие древнего религиозного центра Пассау. Выполнять кафедру был приглашен известный скульптор чешского происхождения Антон Пильграм, ранее делавший балкон органа. Необычность изделия в том, что выполнено из монолитной мраморной глыбы. Мастер буквальным образом смог выполнить завет великого Микеланджело – отсекать все лишнее.

Сложнейший орнамент обрамления кафедры содержит скульптурные портреты учителей храмовой школы, позднее признанных отцами церкви. Мастер смог не только выполнить портреты, он ухитрился вложить в них еще два смысла. В портретах отразились и четыре возраста людей, и четыре основных типа человеческих характеров. Пильграм ненамного пережил свое произведение, вскоре он скончался.

Об устройстве храма

Традиционно в католических храмах принято особо тщательно оформлять главное алтарное пространство. Не стал исключением и собор Святого Стефана, где страдания покровителя храма изображены на крупнейшей запрестольной иконе главного алтаря. Дополняется живописный образ искусными статуями, немалую роль играют цветные витражи окон апсиды. Некоторые из них уцелели с момента создания, большинство новых.

Обеспечивать прихожан сидячими местами принято у католиков издавна, в кафедральном соборе без этого тем более невозможно обойтись. Лавки здесь добротные, можно и сидеть, и преклонить колени на специальной полке. Дефилирующая от главного алтаря мимо кафедры экскурсионная группа направляется, видимо, к спуску в катакомбы. Подземная усыпальница настоятелей и более знатных персон – тоже местная достопримечательность.

Очередная фотография призвана просветить читателя обзора в устройстве и терминах, касающихся внутреннего пространства собора. Оно разделено на три нефа, южный, где движется группа туристов, посвящен апостолам, так и именуется. В его восточной части – саркофаг Фридриха Третьего. Центральный неф посвящен Христу и Святому Стефану, особого названия не имеет. Дальний от нас, северный, посвящен Богородице и святой мученице Екатерине, называют его женским.

Помимо главного зала из трех нефов, собор Святого Стефана оборудован шестью обособленными капеллами. Основной объем насчитывает около двадцати малых алтарей, посвященных самым почитаемым святым угодникам и библейским событиям. Оформлялись престолы в общей стилистике, различия улавливаются только при внимательном рассмотрении. Колонны из цветного мрамора держат порталы, обильно украшенные скульптурами.

Второй по значению алтарь и чудотворная икона

Одним из главных сокровищ храма принято считать Винер-Нейштадтский алтарь, размещенный в конце женского нефа. Выполнить его повелел Фридрих Третий, датируется алтарь 1447-м годом. Собор Святого Стефана получил реликвию в 1884 году, до этого она находилась в монастыре города, в честь которого названа. Обитель относилась к цистерцианскому ордену, более строгому аналогу бенедиктинского.

Цистерианцы не позволяли изображать другие личности, кроме Христа и Богородицы, на видных местах. Поэтому изображения 72-х святых — на обратной стороне алтарных створок, а на виду сцены жития Девы Марии. Закрывают створки лишь на Страстной неделе и еще в некоторые праздники. Богородице поклониться желают многие прихожане, перед складным алтарем есть отдельные скамейки.

Чудотворная икона Богоматери из венгерского селения Пёч помещена в юго-западной части собора, поблизости от входа. Некто Ласло Шигри заказал ее для тамошней церкви в память об освобождении из турецкого плена. Через 20 лет, в 1696 году, образ прославился как исцеляющий. Император Леопольд Первый переместил реликвию в Вену, оставив селению копию, тоже оказавшуюся чудотворной. Даже поселение в честь образа стало Мариапечем.

Чудотворный образ находится на невысоком подиуме, за низкой оградой из столбиков и ажурной решетки. Интересно и живописно устроено укрытие в виде балдахина на двух витых колоннах. Перед алтарем иконы установлены скамейки для почитателей, здесь же ящик для пожертвований. Но чудеса исцеления оказываются не на платной основе, излеченные искренне благодарят Богородицу. Запретить дары невозможно и ненужно, они идут от сердца.

Больной Христос, постамент органа и его автор

На стене нижнего яруса северной башни, близ спуска в катакомбы, на стене помещен необычный образ. Бюст Иисуса, изображенного по пояс, обнаженного и со скрещенными на животе руками, не похож на другие лики. Из-за искаженного гримасой боли лица он получил несколько названий, связанных с зубной болью. Однако положение рук можно трактовать как признак болей в желудке, либо другого недомогания.

Определять заболевание по символическому изображению неправильно, да и не нуждается Христос в диагнозе. Легкомысленно подходя к священному образу, можно и постамент за необычность формы принять за купель. Тогда что же, Христов в бане получается? Не находя объяснений в доступных источниках, оставляем замысел неведомого скульптора без комментариев.

Балкон для органа иногда именуют постаментом, но разница несущественна, а красота произведения налицо. Строить постамент стали примерно тогда же, что и епископскую кафедру. Именно здесь, по описаниям, располагался первый орган 1516 года, давно утраченный. Путеводители содержат устаревшую информацию о том, что постамент оставлен пустующим, в натуре видим другое.

Авторство постамента считается установленным точно, выполнить произведение доверили тому же чеху Антону Пильграму, что и кафедру. При этом по поводу кафедры возникают сомнения, многие источники авторство Пильграма опровергают, причем аргументированно. Нашли под лестницей на кафедру портрет скульптора с соответствующими инструментами в руках. Сходство с ранее известным портретом чешского ваятеля отсутствует.

Не замеченный ранее портрет считается теперь изображением Герхардта, автора саркофага Фридриха Третьего. Все чаще именно его называют автором кафедры, хотя утверждать это категорически нельзя. Постамент же Антон Пильграм подписал наглядно, его автопортрет помещен на видном месте. Себя скульптор изобразил символично, как несущий элемент конструкций.

Теперь появилась версия, что таким образом скульптор выразил свою перегруженность заказами, косвенно опровергая авторство кафедры. Трактовку трех букв на ленте под портретом как Мастер Пильграм тоже ведь можно подвергать сомнению. Однако сюда Николауса Герхардта привязать невозможно, а портрет под лестницей не подписан никак.

Примеры малых алтарей

Несколько малых алтарей, которыми изобилует собор Святого Стефана, уже попадали в поле зрения при осмотре. Чтобы обеспечить читателя более полной информацией, предлагаем подборку фотографий с этими элегантными сооружениями. Перечислять всех изображенных на живописных полотнах и в скульптурах считаем ненужным. Многие знают их лучше обозревателя, а собирающиеся в Вену увидят воочию.

Если внимательно рассматривать малые алтари собора, можно обнаружить все жанры изобразительного искусства и их формы. Здесь и объемные скульптуры, и привязанные к плоскости барельефы и горельефы. Представлена резьба по камню и дереву, пластическая лепка и их сочетания. Живописные полотна соседствуют со стенными росписями и фресками, дополняются раскрашенными статуэтками.

Снова – собор Святого Стефана с улицы

Организовать пешеходную зону в районе площади у собора и на улице Грабен пришлось вынужденно. Совместить возрастающий поток туристов и автомобильное движение в стесненных условиях оказалось невозможным. Поэтому наружная соборная кафедра Иоанна Капистрана, откуда святой призывал к Крестовым походам против еретиков и османов, стала фоном для стоянки ожидающих клиентов конных экипажей.

Привлекательность и экзотичность поездки на старинном дилижансе очевидны, но обоняние протестует против ароматов лошадиной жизнедеятельности. Пока с этим мирятся и власти, и прогуливающиеся, экзотика еще сдерживает прогрессивные новшества. Очевидным выходом стали бы повозки на электрической тяге, без шума и запахов вообще. Наверняка поздно или раньше эта замена произойдет.

меньших размеров собор Святого Стефана предстает перед посетителями реального храма возле его старинных стен. Формула Есенина – большое видится на расстоянье, верна, но здесь не работает из-за стесненности окружающей застройки. Туристы не могут окинуть взглядом весь собор, и макет помогает ориентироваться в его сложном построении. Выполнена копия филигранно, со всеми элементами и деталями.

По уменьшенной копии туристы могут определить, какие части собора они будут проходить, оказавшись внутри. Найти выгодную точку наружной съемки могут любители фотографировать, которых среди посетителей множество. Оригинальным будет и фото на фоне самой модели, хотя это прельщает немногих. Подавляющее большинство переключают внимание на наружные стены, изобилующие многообразными экспонатами.

Больной Христос и резьба по камню

Одним из самых привлекательных следует признать статую больного Христа, повторяющую размещенную внутри храма. Она установлена на тонкой колонне в неглубокой нише под навесом, отгороженной перилами. Непонятен мотив такого дублирования, однако снаружи скульптура еще более выразительно выглядит из-за более разнообразного окружения. На стене живописные росписи на библейские сюжеты, еще ряд экспонатов.

У правой стенки ниши — небольшой аналог классического портика из пары колонн с волютами в капителях, поперечной балки и треугольного фронтона. Это только фон для обрамления резьбы религиозного содержания, по виду очень древней. Любопытна и угловая полочка в противоположной части углубления стены, где трудно определить, резные фигурки или вылепленные. Две памятные таблички требуют более близкого рассмотрения.

Представить еще несколько образцов древнего камнерезного мастерства решено подборкой фотографий. Они различны как по времени выполнения, так и по использованным композиционным и изобразительным приемам. Мастера применяли различную технику резьбы, неодинакова глубина обработки камня и степень шлифовки изображений. Специалисты найдут разницу моментально, дилетантам необходимо вглядеться.

Иллюстрируемые древними резчиками сцены разнообразием не отличаются, все они на сюжеты библейских описаний. Изображения как одиночные, так и из нескольких самостоятельных барельефов разной формы и величины. Различна насыщенность картин персонажами, по ходу публикаций их становится больше. На последнем каменном полотне изображение весьма насыщено персонами, объектами и действиями.

Покидаем собор Святого Стефана

Покинуть собор Святого Стефана основная масса посетителей не торопится, всматриваясь в детали древнего храма. Многие не жалеют времени на круговой обход сооружения, благо никого, кроме пешеходов и редко проезжающих конных экипажей на площади нет. Рассматривают и архитектурные крупные формы различных стилей, и более мелкие элементы, вплоть до отдельных деталей.

Множество памятных досок с поминальными текстами не обозначают места захоронений. Выдающихся личностей хоронили в подземелье под алтарным пространством, то есть в крипте.

Более глубокие катакомбы содержат более 10 тысяч захоронений граждан Вены всех сословий, должностей и занятий. Входят в подземелье возле северной стены храма, выйти можно туда же либо сразу наружу.

Посетившие собор Святого Стефана получают неизгладимые и разнообразные впечатления. Религиозное благоговение перед святынями свойственно и доступно вовсе не каждому. А вот познавательное и художественное достояние впечатляет всех. Национальный австрийский символ стоит посетить всем, оказавшимся в гостеприимной Вене.

Оказавшись в Вене, я, конечно, захотела обойти все достопримечательности. Но в первую очередь направилась в собор Святого Стефана – один из самых ярких символов города. Здание высотой 136 метров выполнено в двух архитектурных стилях: позднероманскаом и готическом.

Собор, известный многим как Штефансдом (Stephansdom), расположен на площади Св. Стефана (Stephansplatz).

Он был возведен в 1137-1141 годах, но в настоящем облике существует с 1511 года.

  • Церковь несколько раз достраивалась:
    1. В 1147 году маркграф Леопольд IV заложил церковь в романском стиле.
    2. В начале XIII века территория церкви была расширена к западу. С тех пор сохранилась западная («романская») стена собора с порталом и двумя башнями, позже перестроенными в готическом стиле.
    3. В 1258 году церковь сгорела, но через несколько лет она была выстроена вновь в романском стиле.
    4. В первой половине XIV века к церкви были пристроены трехнефные Альбертовые хоры, которые и сегодня мы можем там увидеть;
    5. После этого архитектура церкви начала приобретать черты готики. Башни неоднократно сносились и переносились, но в 1511 году собор перестали изменять (что интересно, башни не были достроены). Именно таким его видят сегодня жители Вены и приезжающие туристы сегодня.
  • Долгое время церковь была не более чем приходским храмом, и только в 1469 году она стала кафедральным собором.
  • Собор не пострадал во время бомбардировок Второй Мировой войны и даже выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, но затем его разграбили и подожгли мародеры. К концу 1948 года собор был восстановлен группой добровольцев, однако реставрационные
    работы идут и в наши дни.
  • Под собором находятся катакомбы – подземное кладбище времен Карла VI, который запретил хоронить людей на старых кладбищах на территории города.
  • В еписковском склепе, находящемся в соборе, до сих пор хоронят высших иерархов. Последнее захоронениебыло проведено в 2014 году.

И действительно, дойдя до площади Святого Стефана, я увидела собор, в архитектуре которого преобладает готический стиль: острые башни, устремленные далеко в небо, высокие узкие окна и массивные двери – это первое что бросилось в глаза.

На крыше можно заметить черепицу, выложенную причудливым узором, а на одной из сторон герб, который является символом Австрии и Вены.

Забегая вперед, скажу, что со Стефансплатц открывается не самый лучший вид на панно. Гораздо лучше любоваться им с одной из башен.

Что посмотреть на Стефансплатц

Перед собором стоят:

  • кафедра Святого Иоанна Капистрана, с которой он призывал к крестовому походу на Турцию;
  • распятие с «зубной болью» (название появилось якобы ввиду выражения лица на лике Спасителя, но, честно говоря, я сама так и не поняла причину этого «прозвища»);
  • две железные меры, которые являлись средневековыми эталонами Венами;

  • солнечные часы.

Внутри Собора Святого Стефана

Собор хорош не только снаружи, но и внутри: это огромное, великолепно обставленное помещение! Как и в большинстве католических соборов на окнах витражи, изображающие сцены библейских сюжетов. Особо богатые узоры размещены над алтарем. Всего пять витражей XV века были сохранены. Остальные были переделаны.

Чтобы по-настоящему проникнуться красотой интерьеров, прочувствовать их, я рекомендую не торопиться к другим достопримечательностям, а тихонько пройтись по по собору.

На что стоит обратить внимание

Одна из святынь собора – чудотворная Печская икона Богоматери. Ее вы найдете юго-западной части Собора. Она появилась здесь благодаря венгру Ласло Шингли. Он заказал её в селенье Пёч в память об освобождении из турецкого плена, а затем Император Леопольд I вывез её в Вену, оставив селянам копию.

Считается, что она способна исцелять любые недуги, если у неё попросить об этом. Также существует легенда, что 11 сентября 1697 года шла битва при Зенте у реки Тисы. Австрийцы во главе с принцем Евгением Савойским бились с турками. И все две недели из глаз Богоматери текли слезы.

Также Штефансдом славится тремя(!) великолепными органами. Они были установлены в разное время, но все три являются своеобразной «заменой» сгоревшего когда-то инструмента. Самый большой орган – это 4 ряда клавиатуры и 10 тысяч труб!На мессах, как правило, используют средний орган, имеющий 55 рядов труб и находящийся рядом с алтарем.

Действительно завораживает кафедра XV века. На ее перилах восседают мраморные жабы и ящерицы. Принято считать, что эти «твари» – аллегория добра и зла, где ящерицы несут добро, а жабы зло. Саму кафедру украшают горельефы первых учителей школы, существовавшей при этой церкви: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Григория Великого. Если вы захотите посмотреть, кто был автором такой искусной тонкой работы, то загляните подлестницу – там вы обнаружите автопортрет Николауса Герхардта. Стоит заметить, что кафедра сделана из цельного камня.


Я не частый гость в сооружениях культа, вероятно поэтому меня поразили захоронения внутри собора, а не снаружи. Здесь покоятся строитель собора Рудольф IV, Фридрих II, принц Евгений Савойский и чуть меньше сотни членов династии Габсбургов. Но большинство могил символические, то есть в соборе мы увидим лишь надгробия (все они разные и выглядят довольно внушительно), а прах находится в коридорах под собором.

Что можно сказать о самих катакомбах? Мне не удалось туда спуститься, хотя вы сможете это сделать, вход для посетителей открыт. Но я узнала, что кладбище находится не под всей церковью, а только под ее восточной частью, а далее оно захватывает небольшую часть домов, прилегающих к собору с этой стороны. Мне стало даже как-то не по себе от мысли, что мы буквально ходим по кладбищу в центре Вены.

Вид сверху

О крыше

После хорошо подняться на башни храма, имеющие свои особенности. По устоявшимся правилам башнидолжны быть одинакового размера, но первую так и не достроили, остановившись на отметке 68 метров. Вторая же башня устремляется в небо на 136,5 метров – она почти в два раза выше!

Из обеих башен открывается прекрасный вид на город и красочные панно крыши собора. Здесь то их и нужно разглядывать! Два удивительных огромных изображения с орлами – два герба, и цифры – 1831 и 1950. Их смысл я узнала позже у одного из служителей церкви. На мозаике отмечали даты ее завершения. То есть получается, что строительство одной части крыши завершили в 1831 году, а второй – только к 1950 году.

У крыш собора есть еще одна менее очевидная, но существенная для сохранения панно особенность. Она заключается в крутом наклоне крыши (80 градусов), благодаря чему капли дождя, как и редкий снег, который иногда выпадает в городе, не задерживаются на покрытии, а сразу спадают вниз.

Но это еще не все! В Соборе Святого Стефана по-прежнему проходят службы и, конечно же, есть своя действующая колокольня, которая находится в северной башне.

Про колокола

В звоннице всего 23 колокола, но используются только 20 из них. У каждого колокола – своя роль. Самый большой колокол (второй в Европе после Кёльнского собора) – Новый Пуммерин (весом 21,4 тонны).

Звонит он одиннадцать раз в год и только по великим праздникам: в рождественскую ночь, в день интронизации папы и венского археипископа (а в день их кончины можно услышать самый длинный десятиминутный звон), на Пасху и т.д. Одиннадцать колоколов (весом от 35 до 57 кг), находящиеся в южной башне, звонят ежедневно во время службы.

Как добраться

Адрес: Штефансплатц, 3 (Stephansplatz, 3).

Лучше и проще всего добираться на метро до остановки Штефансплатц. Сама остановка находится в 100 м от собора.

Часы работы, экскурсии и билеты

Собор открыт ежедневно:

  • с 9.00 до 16.30 по будням;
  • с 13.00 до 16.30 по выходным.

Собор можно посетить как самостоятельно, так и воспользоваться услугами гида или взять аудиогид на различных языках (русский, английский, немецкий, итальянский, французский языки и так далее. Доступно около 10 различных языков). Эти услуги оплачиваются отдельно.

Цены на входные билеты:

  • посещение катакомб от 2 до 5,5 евро (здесь и далее цена зависит от поситителя: ребенок, школьник или взрослый);
  • подъем на Пуммерин – 0,5–5,5 евро;
  • осмотр южной башни от 1,5 до 2,5 евро.

Расценки на услуги гида:

  • экскурсия по собору от 2 до 5 евро;
  • вечерние экскурсии с прогулкой по крыше – 4 (для детей), 10 (для взрослых) евро за билет.

Так как я приходила в дни, когда в церкви не было никаких выступлений и концертов, на все билеты у меня ушло около 10 евро.

Собор Святого Стефана (Штефансдом) является символом Вены , а Святой Стефан — покровителем столицы Австрии. Собору более 800 лет. Под собором находятся древние катакомбы — место захоронения представителей династии Габсбургов, его внутреннее убранство просто завораживающе красиво, а в его шпиль вделано турецкое пушечное ядро, попавшее в собор во время турецкой осады города в XVI в. На стенах Штефансдома можно увидеть меры длины, размера и веса, по которым в средние века проверяли товар при покупке, а с его смотровой площадки открывается великолепный вид на Дунай и Вену.

Св. Стефан, первый мученик христианской религии, издавна считается покровителем Вены, не зря в его честь назвали один из великолепнейших столичных соборов. Уже более восьми веков возвышается над городом величественный собор Святого Стефана или Штефансдом . В подвалах храма, среди пышно обставленных интерьеров, находится усыпальница Габсбургов. Местной достопримечательностью является шпиль, венчающий купол здания: в него вмонтировано ядро, одно из тех, которыми поливала город артиллерия Турков в XVI веке. Стены собора исписаны единицами длины и массы, которые использовались в средневековой торговле. Поднявшись на обзорную площадку, можно насладиться прекрасной панорамой столицы Австрии.

Собор Св. Стефана располагается за периметром бывших крепостных стен города, некогда являвшихся фортификациями военного лагеря римлян. Практически сразу после постройки Штефансдома при нем было открыто кладбище, последние могилы на котором датировались XVIII столетием. В начале 30-х годов XVIII века Карл VI распорядился закрыть кладбище, некоторые демонтированные могильные плиты закрепили на стенах храма. Сохранились проходы в склепы, расположенные под землей. Наружные стены собора хранят и другие напоминания о давно ушедших временах: это единицы измерения длины полотна и размеров буханок хлеба. Таким образом, клиенты всегда могли сравнить приобретенный товар с эталоном, избегая обмана нечистых на руку торговцев. Если же какой-нибудь торгаш все-таки вздумал хитрить, его ждало суровое наказание: так, нечестных булочников бросали в корзинах в воды Дуная, причем никого не интересовало, лето стоит на дворе или же зима.

Весьма занимательную вещицу можно найти внутри Штефансдома - это «чудесное» кольцо небольшого размера, называемое "фрайюнг". Примечательно оно тем, что человек, преступивший закон, получал неприкосновенность, пока держался за колечко. Какая оригинальная практика средневекового правосудия, не правда ли? Прекрасная альтернатива тюремному сроку: столько же времени провести в церкви, не сдвигаясь с места.

Возводился храм на протяжении нескольких столетий, поэтому здесь наблюдается смешение архитектурных стилей разных эпох.
Наиболее древним элементом собора является готический портал "Ризентор". Во время подготовки к его строительству в котловане была обнаружена кость мамонта, которая пролежала там, возможно, со времен Всемирного потопа. Примерно тот же возраст, что и портал, имеют расположенные на нем башни "Хайдентюрме".

"Ризентор" - парадный вход Штефансдома - практически всегда был закрыт, лишь в редких, особо тожественных случаях ворота открывались, чтобы пропустить внутрь августейших особ и других высокопоставленных гостей. Рядовые прихожане использовали входы, расположенные на северной и южной сторонах здания. Первый из них носит название "Епископских ворот" и представляет собой портал XIV столетия, второй - "Певческие ворота" - украшен скульптурной группой, изображающей Рудольфа IV с женой в окружении свиты. В руках герцога можно увидеть миниатюрную копию храма.

Рудольф IV сделал многое для собора Св. Стефана, именно ему принадлежала идея придать зданию готические черты. В 1433 г. завершилось строительство 137-метровой южной башни, которой жители города дали прозвище "Штефль". Северную достроить не удалось, причиной стало недостаточное финансирование. В конце 70-х годов XVI века на недостроенную башню, которая в высоту достигла лишь 68 м, водрузили купол, выполненный в стиле эпохи Возрождения. Легенда гласит, что башню не удалось завершить не только из-за недостатка средств. Отвечал за ее строительство архитектор Г. Пукспаум, который в 1440 г. возглавил работы над Штефансдомом. При жизни Пукспауму не суждено было закончить проект, и говорят, что случилось это потому, что мастер ради скорейшего окончания строительства решил заключить сделку с сатаной, но в какой-то момент нарушил ее условия. В отместку властелин тьмы разрушил строение. В середине XIX века городские власти хотели довести до конца дело Пукспаума, однако жителям Вены за прошедшие столетия настолько полюбился облик храма, что они выступили против достройки северной башни.

Помимо своей непростой истории, северная башня примечательна еще и тем, что в ней находится рекордсмен среди австрийских колоколов - знаменитый "Пуммерин", чей вес переваливает за 21 тонну. Гигант был отлит в 1683 г. в честь победы над турками, материалом для колокола стали переплавленные пушки неприятеля. В 1945 году в храме случился пожар, вследствие которого колокол сорвался вниз, расколовшись от удара на несколько частей. Правительство земли Верхняя Австрия выделила деньги на новый колокол, который стал точной копией старого и занял в 1952 году пустовавшее семь лет место на колокольне северной башни.

Колокол всегда звонит в канун нового года. 31 декабря на площади перед собором собирается огромная толпа. Величественный звон "Пуммерина" можно услышать даже в отдаленных районах города. После того, как главный колокол страны умолкает, под звуки вальса Штрауса "На прекрасном голубом Дунае", который, кстати, считается вторым австрийским гимном, страна встречает полночь. А затем залпы салюта озаряют ночное небо, рекой льется шампанское, везде царит атмосфера праздника и веселья, и все это в декорациях старинного центра Вены во главе с вековым собором Святого Стефана.

Если вы окажетесь неподалеку от Штефансдома, ни в коем случае не ограничивайтесь лишь внешним созерцанием этого великолепного архитектурного шедевра - обязательно загляните внутрь. Разнообразие стилей, в которых выполнены интерьеры храма , поражает - десятки мастеров в разное время занимались их украшением. Главный алтарь иллюстрирует казнь Св. Стефана, С правой стороны находится алтарь XVI века, изображающий Петчскую мадонну. Католики чтут и искренне любят образ Богоматери, поэтому Печтская мадонна является чуть ли не главной святыней собора Св. Стефана. История лика, который по приданию некогда мироточил, весьма интересна - в конце XVII века он был привезен в Австрию из Венгрии по распоряжению самого кайзера.

Еще одно восхитительное произведение искусства - это каменная кафедра, созданная А. Пильграмом. На ее перилах мастер разместил небольшие фигурки ящериц и жаб. Такой выбор неслучаен, ибо ящерицы олицетворяют свет, жабы - тьму, следовательно, скрытый смысл композиции - извечное противостояние Добра и Зла. Венчают кафедру портреты четырех основателей католицизма.

Обращает на себя внимание еще один алтарь, относящийся к середине XV века. Он отличается изысканной росписью и искусно выполненной резьбой по дереву. Называется алтарь "Винер нойштадт" - по имени города, откуда он был доставлен.
Признанный шедевр - пышный мраморный склеп Фридриха III , в котором установлено более 200 скульптур.

Столетия тесно связали собор Св. Стефана с городом, он стал неотъемлемой частью Вены, участником роковых исторических событий и сосредоточием удивительных столичных преданий.

Когда-то давным-давно в столице Австрии жила графиня, имевшая огромные богатства и столь же огромную набожность - на территории ее особняка даже располагалась небольшая часовня. Но несмотря на свою религиозную преданность, она была крайне жестока к своей прислуге. Одной из служанок была молодая девушка, сирота, которую графиня почему-то люто возненавидела. Как-то раз у хозяйки пропало дорогое ожерелье из жемчуга, все обвинения тут же легли на ни в чем неповинную служанку. Униженная, раздавленная произволом и нахальством, она пришла в часовню и вознесла мольбы мадонне. Графиня, услышав молитву девушки, высокомерно заявила: «Это моя Дева Мария, и твои стенания она не услышит!». Однако обвиняемой ничего не оставалось, кроме как продолжать уповать на всемилостивую Богоматерь. Эту картину увидел вахмистр, не поверивший доводам графини, по его приказу в доме был произведен обыск. В результате ожерелье было обнаружено в конюшне. Как оказалось, кражу совершил конюх - невиновность служанки была доказана. Графиня же, разочаровавшаяся в Деве Марии, которая пришла на помощь прислуге, передала икону храму. Вскоре все жители города узнали об этом чудесном случае, а мадонна стала священной заступницей слуг, помогающей им в трудную минуту.

Среди примечательных могил, расположенных в Соборе Святого Стефана, можно выделить захоронение принца Евгения Савойского. Этот человек был настоящей легендой, отважным и мудрым полководцем. Карл VI организовал шикарные похороны Савойского, взяв на себя все расходы, связанные с церемонией. После этого кайзер посчитал свою миссию выполненной и решил предоставить право обустроить гробницу наследникам великого полководца. Благо, средства на обустройство были: внучатая племянница усопшего Анна Виктория получила баснословное состояние. Но родственница почему-то не спешила заниматься могилой своего дядюшки, напротив она, казалось, напрочь забыла о своем долге и выставила на продажу большую часть недвижимости Савойского, годами собираемую библиотеку и уникальную коллекцию произведений искусства. И только по прошествии 18 лет о захоронении вспомнили, однако это была не невежественная Анна Виктория, гробницу довела до надлежащего состояния жена племянника принца. В часовне, где Евгений Савойский нашел последнее пристанище, находится огромное распятие. Привлекает внимание оно тем, что борода Иисуса на нем выполнена из натуральных волос, которые, по приданию, растут и ежегодно их нужно подстригать.

Штефансдом полон и других удивительных сюрпризов и всевозможных произведений, демонстрирующих верх художественного мастерства. Наслаждаясь всем этим великолепием, не забывайте, что собор - это не только достояние Австрии, но и всего человечества, так что пожертвование храму, пускай даже самое небольшое, будет весьма благородным поступком.

Как ни странно, приобщиться к древней культуре Австрии можно, спустившись в венскую подземку. Дело в том, что при строительстве метро была обнаружена неожиданная находка - часовня, датируемая XIII столетием. Когда-то эта постройка была частью подземных галерей собора Марии Магдалены, разрушенного в начале 70-х годов XIX века.

На площади напротив собора Святого Стефана постоянно бурлит жизнь - спешат по делам занятые венцы, снуют туда-сюда, щелкая своими фотокамерами, многочисленные туристы. Достопримечательностью площади являются фиакры - коляски, в которые впряжены лошади. В австрийской столице лошадь - полноправный участник дорожного движения, что нынче редко встречается в крупных европейских городах. Фиакры получили название от парижского собора Св. Фиакра, где находилась стоянка извозчиков. Поездка в такой коляске доставит массу удовольствий - можно проникнуться непередаваемым венским духом и послушать фиакрщика, который знает множество занимательных историй о своем городе.

Собор Святого Стефана — знаковая достопримечательность Вены. Он завораживает готической архитектурой и внутренним убранством. А если подняться на башню, то виды просто великолепны!

Немного истории

Символ Вены – Собор Святого Cтефана на площади . Великолепный, неповторимый, многоликий храм Штефансдом (Stephansdom или Steffl), как кафедральный собор впервые упоминается в венских хрониках 1221 года. Построили его на святом, «намоленном», месте. Еще в первой половине XII столетия здесь стояла приходская церковь.

Трёхнефную романскую базилику, носившую имя Святого Стефана (Штефана), начали перестраивать в 1230 году. Архитекторы планировали возведение храма в позднероманском стиле, и большая часть здания была уже закончена, когда случился пожар. Восстанавливать строение начали только в начале XIV века. Работы окончательно завершились в 1340 году. Храм был построен в готическом стиле.

Архитектура храма осталась готической, но черты строения позднее менялись в ходе множества реконструкций. Только в 1523 году, при Рудольфе IV, Штефансдом приобрел облик, сохранившийся до нашего времени.

Южная башня

Собор построили асимметричным: южная башня получилась намного выше северной. Высота Северной башни составляет всего 68,3 м. Сооружение по ряду причин не достроили (при возведении оно обрушилось). Во II половине XVI столетия башню увенчали куполом.

Пуммерин

В храме сохранились и старинные усыпальницы: надгробия императорских особ, настоятелей собора, знатных людей, ученых, архитекторов. Здесь покоятся Рудольф IV, Фридрих III, Евгений Савойский, 72 члена Габсбургской династии (но большинство их «могил» - символические, т. к. в Штефасндоме с 1633 г. хоронили только внутренности монархов, их тела - в церкви Капуцинов, a сердца — в церкви Св. Августина).

После восстановления Штефасндом стал центром притяжения для исследователей, историков, искусствоведов и туристов всего мира. Два миллиона гостей ежегодно посещают собор.

Штефансдом открыт ежедневно:

ПН-СБ с 06:00 до 22:00,
ВС и по праздникам с 07:00 до 22:00.

Экскурсии

Экскурсия по Собору

Тур с аудиогидом (продолжительность 40 мин.)

Время посещения:

ПН-СБ с 09:00 до 11:30 и с 13:00 до 16:30;
ВС и праздничные дни с 13:00 до 16:30.

Цена билета:

взрослые — €6,00;
дети (6-14 лет) — €2,50;
дети до 6 лет — бесплатно.

Тур с гидом (продолжительность 30 мин.)

Время проведения:

на немецком языке: ПН-ВС в 15:00;
на английском языке: ПН-СБ в 10:30.

Цена билета:

взрослый — €6,00;
дети (до 14 лет) — €2,50.

Экскурсия по катакомбам

Под восточной частью собора есть катакомбы – там, в XVIII веке, по приказу Карла IV хоронили умерших горожан.

Время проведения экскурсий:

ПН-СБ 10:00 — 11:30 и 13:30 — 16:30;
ВС и праздничные дни 13:30 — 16:30.

Цена билета:

взрослые — €6,00;
дети (6-14 лет) — €2,50;
дети до 6 лет — бесплатно.

Подъем на Южную башню

Время работы башни:

ПН-ВС 09:00 — 17:30.

Стоимость:

взрослый — €5,00;
дети (15-18 лет) — €3,00;
дети (6-14 лет) — €2,00.

Подъем на лифте на Северную башню к Пуммерину

Время работы башни:

ПН-ВС 09:00 — 17:30.

Цена билета:

взрослые — €6,00;
дети (6-14 лет) — €2,50;
дети до 6 лет — €0,50.

Полное посещение Собора

Стоимость билета с аудиогидом на полное посещение собора (катакомбы, две башни и сокровищница) — €14,90.

Воскресные богослужения

Воскресные мессы в Штефансдоме начинаются в 10:30 утра с сентября месяца по июнь; в 9:30 – в июле-августе.

Как добраться

Ехать на метро линии U1, U3 до станции Stephansplatz.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Собор святого Стефана - главный собор Вены. Про него решил написать отдельный пост, так как там много чего интересного внутри. Как и многие европейские соборы он строился и перестраивался много раз и вобрал в себя множество стилей, сообразно эпохам, пролетавшим за его стенами. И сейчас собор недостроен. Северная башня должна была быть такой же, как и южная, но она была достроена лишь на половину. Не хватило денег. На самом деле это не такой уж редкий случай. Вот в Малаге, например тоже стоит собор с одной башней и недостроенной второй. "Однорукая дама" называют свой собор жители Малаги. Тут та же история. На обе башни, кстати, можно забраться - там смотровые площадки, также можно спуститься в мрачные катакомбы, где в средневековье захоранивали умерших горожан. Но обо всем по порядку.

1. Сейчас Собор святого Стефана - это крутейший готический собор. Удивительно, что он не пострадал в последнюю войну и бомбардировки его обошли стороной. Однако, справедливости ради, такие приметные сооружения служили при бомбардировках отличным ориентиром для авиации и их оставляли нетронутыми, для возможности ориентироваться на плане города. Аналогичным образом уцелел и Кёльнский собор, хотя остальной город превратился в руины.

2. Готические соборы радуют меня своей монументальностью и.... готичностью. На стенах такие вот замечательные штуки.

3. А вот этот товарищ Иоанн Капистран удостоен такой скульптуры, за то, что призывал идти крестовым походом на турок и еретиков. Говорят был довольно суров к иноверцам.

4. Рядом с собором его уменьшенная копия из бронзы - красота.

5. А вот и северная башня. Видно, что этот обрубок, выстроен только до половины. Сверху приделали небольшую башенку и теперь там смотровая площадка. Теперь уже башня скорее всего не будет достроена и собор не примет вид, задуманный архитектором изначально.

6. Внутри все еще интереснее. И хотя собор святого Стефана уступает по масштабу и богатству отделки Севильскому кафедральному собору, но все равно впечатляет.

7.

8. В соборе красивые росписи, скульптуры. Вообще внутри он довольно неплохо украшен.

9. Главное украшение - высокие стрельчатые окна и арки.

10. Собор действующий - люди сюда приходят помолиться, зажигают свечи. Во время служб туристов не пускают.

11. Потрясающий орган.

12. Девушка даже рот открыла от красоты органа, который находится аккурат над главным входом.

13. В католических соборах меня радует обилие скульптур. Действительно, что не собор - просто музей изящного искусства. Есть из камня, а тут вот из дерева.

14.

15.

16.

17. Интерьер собора создает особую атмосферу. От стен веет стариной. Тяжелые темные стены давят.

18. Снова скульптуры.

19. На башни собора можно подняться и увидеть Вену с высоты. На южную башню надо подниматься пешком, а вот на северную едет лифт. Табличка перед лифтом предупреждает, что с рюкзаками нельзя. Но это наверное относится к большим туристическим, меня с рюкзаком пустили.

20. Наверху смотровая площадка огорожена такой вот крупноячеистой сеткой, которая не дает человеку упасть, но совершенно не мешает фотографировать.

21. В колокольне висит огромный колокол. Кстати в 1945 году в соборе произошел пожар и висевший тогда там огромный колокол Пуммерин, влекомый обломками крыши сорвался вниз, разбился и уничтожил много деталей интерьера.

22. Так как северная башня не выше конька кровли собора, то увидеть отсюда можно только то, что лежит севернее собора. Вдалеке виднеются Альпы. Кстати именно водой, стекающие с Альп питается местный водопровод. Воду можно пить прямо из крана.

23. Потрясающая по крутоте черепичная крыша.

24. На крыше гербы Австрии и самой Вены.

25. На площади перед собором въезд на подземную парковку. Очень здорово обыграли и вписали в архитектуру старой площади.

26. Тут видно, что башню просто достроили до какого-то уровня и остановились. Как будто ножом срезана верхушка.

27. Прямо напротив собора домик со старой черепичной крышей.

28. Тут за монетку можно поглядеть в бинокль. На что смотреть тут же отмечено на панораме.

29. Смотровая площадка организована довольно грамотно.

30.

31. Вдали слева труба с блестящим золотым шаром. Как вы думаете что это? Это мусоросжигательный завод.

32. Готичные элементы на башне.

33. Внизу стоят фиакры - коляски, запряженные лошадями. Они катают туристов по центру города - очень атмосферно.

34. На шпиле петушок.

35. После подъема наверх, пришло время спуститься вниз. Там, за дверью внизу находятся катакомбы, где сотнями лет захоранивали жителей Вены. Там сейчас находится огромное костехранилище. Довольно жуткое место. Там даже фотографировать не разрешают. Но мы все же попробуем.

36. Внизу есть небольшая часовенка.

37. Совсем простенькая.

38. Тут же фрагменты скульптур из оформления, как я понял, собора. Наверное остатки, спасенные после пожара 1945-го, хотя не уверен.

39. Сами катакомбы - это вот такие вот тоннели с кирпичными сводами. в тоннелях сделаны камеры в которые захоранивали людей. Ну то есть по сути их складывали штабелями. Когда места стало не хватать, и зловонный запах гниющих тел стал невыносим, кости отчистили от плоти и с немецкой педантичностью сложили штабелями.

40. Вот, что внутри одной камеры. Жутковато. В катакомбах Святого Стефана по разным оценкам погребены до 10000 человек.

41. Сейчас камеры замурованы, но кое где оставлены такие вот окошки.

42.Выход из катакомб на улицу. Предостерегающий знак.

43. Ну и совсем чуть чуть вечернего собора.

44. Романские башни и портал. Как стемнеет в собор можно тоже попасть, но мы если честно ограничились дневным посещением.