Главная · Вьетнам · Варницкий мужской монастырь. Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Современное состояние и режим посещения Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Варницкий мужской монастырь. Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Современное состояние и режим посещения Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Дата публикации или обновления 15.12.2017

Гостиница «Дом на погребах» , расположенная на территории древнего
Ростовского кремля в Ростове Великом.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Адрес Варницкого монастыря: Ярославская область, г. Ростов Великий, пос. Варницы
Как проехать к Варницкому монастырю: поездом из Москвы с Ярославского вокзала ехать до Ростова (202 км, 3 часа). От вокзала доехать на автобусе или дойти пешком до Центра города (Колхозная площадь). Там сесть на автобус до Варниц (ехать 10–15 минут).
Как проехать к Варницкому монастырю на автомобиле от Москвы: автомобилем по автодороге на Ярославль, после въезда в Ростов повернуть налево на Борисо-Глебском повороте, проехав через железнодорожный переезд, повернуть направо, через 1,5 км – Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
Фотоальбом. Рассказ о поездке в Ростов , и в том числе и в Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
План Троице-Сергиева Варницкого монастыря.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь: http://www.varnitsky-monastir.ru/

Историю Варницкого монастыря не назовешь простой. Он разорялся поляками, влачил нищенское существование, был почти до основания разрушен в годы советской власти. Но остались в прошлом беды, и монастырь на родине преподобного Сергия возродился. Как ни лютовала злоба, не удалось ей угасить лампаду перед образом великого угодника Божия.

Основана обитель была в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского. В то время в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о преподобных Кирилле и Марии и могли указать основателю монастыря, архиепископу Ростовскому Ефрему, место, где некогда находился их дом. Неизвестно, какое имя носило в то время это селение, расположенное близ речек Ишни и Песошни (последнюю, заросшую травой, сейчас не так-то легко заметить - она открывается взгляду лишь во время разлива). В XVI-XVII веках оно называлось Никольской слободой, об этом мы узнаем из писцовых книг («в слободке Никольской, где бывали варницы на речке Ишне...»). Название это происходило от храма свт. Николая, разобранного вследствие своей ветхости в конце XVII века. В указанное время слобода была довольно многолюдной, здесь стояло три храма, из которых к концу XVIII столетия остался лишь один - во имя свт. Климента, Папы Римского.

Процветание слободки уместно связать с соляным промыслом. Когда добыча соли прекратилась, то и слобода начала пустеть. От соляных варниц ей осталось лишь имя, под которым она известна и сейчас.

А монастырь между тем жил своей смиренной жизнью. Подвижников, известных особыми молитвенностью и прозорливостью, здесь не было, святынь, ради которых паломники были бы готовы преодолевать десятки и сотни верст, - тоже. И поэтому отнюдь не странно, что долгое время он оставался не просто бедным, а очень бедным, и не имел каменных храмов даже в XVII веке, когда уже во многих городских и «пригородных» обителях они появились.

Во время польско-литовского нашествия Варницкий монастырь не избежал печальной участи - интервенты сожгли его и разграбили, выместив еще на монахах свое недовольство тем, что «мало пограбилось», нечего взять было. После этого обитель влачила самое жалкое существование вплоть до 1624 года, когда царь Михаил Федорович дал ей жалованную грамоту. Состояние монастыря несколько поправилось, однако благополучным его все же назвать было сложно.


Икона Божией Матери «Ростовская», келейный образ ростовского епископа Афанасия (Вольховского), строителя Троицкого собора в Варницком монастыре.

В 1725 году последовало определение архиепископа Ростовского и Ярославского Георгия, согласно которому Варницкий монастырь обращался в девичий и сюда переводились монахини Рождественского монастыря. Варницкую братию переселили, в свою очередь, в Спасо-Песоцкий монастырь, находившийся бок о бок с Яковлевским монастырем и спустя несколько десятилетий приписанный к нему.

Инокиням в Варницах пришлось тяжело. Испытывая недостаток во всем, начиная с дров и пропитания, они в том же 1725 году обратились к владыке Георгию с просьбой перевести их обратно в Рождественский монастырь. Ходатайство было удовлетворено, однако не сразу. Шесть лет сестры переносили невзгоды, подвизаясь в бедной, удаленной от города обители. В 1731 году в Троице-Сергиев Варницкий монастырь вернулись монахи.

В первой половине 1760-х годов над монастырем нависла угроза упразднения, но дело обошлось «малой кровью»: он был всего лишь оставлен за штатом, то есть на своем содержании. Кроме того, если прежде монастырем управлял игумен, то отныне - строитель, что также означало определенное понижение его статуса. Тем не менее именно последняя треть XVIII века ознаменовалась благоустройством и украшением монастыря. Своих средств у него на это не было, но нашлись благотворители.

В 1770 году началось строительство каменного собора с колокольней, освященного в 1771 году во имя Святой Троицы (как и прежний, деревянный, храм). В 1783-86 годах у северной стены обители был возведен еще один каменный храм - во имя свт. Николая. Простоял он менее полувека: в 1824 году он сильно пострадал при пожаре и впоследствии был разобран.

С начала XIX столетия в Варницком монастыре велась, согласно повелению Ярославской духовной консистории, своеобразная летопись - «Книга для записок о случающихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению Российской истории». Сейчас она хранится в архиве Ростовского музея, и из нее мы можем почерпнуть немало любопытных - а порой бесценных - сведений о существовании монастыря в XIX - начале XX века. Наряду с «эпохальными» событиями - такими, как строительство и ремонт церквей, сюда скрупулезно заносились и такие «факты биографии»: «1896. 16 июля. Монастырь посетил Преосвященнейший Иоанникий, епископ Угличский, викарий Ярославской епархии. Владыка осмотрел храмы, нашел их в отличном состоянии, после чего ездил с казначеем иеродиаконом Макарием на лодке купаться в монастрскую купальню. Купальня владыке весьма понравилась».

А вот события из разряда «эпохальных»: «1871. С половины июня до половины сентября свирепствовала холера, много людей в Ростове и окрестностях умерло. В Варницкой обители по молитвам заступника своей родины Преподобного Сергия все остались живы и никто не болел».

В мае 1811 года над окрестностями Ростова пронеслась сильная буря. Много неприятностей причинила она Варницкому монастырю, снеся кровли зданий. О немедленной замене их в «Книге для записок» ничего не сказано, зато под 1823 годом в ней помечено, что настоятельские и братские кельи покрыты листовым железом.

В 1829 году в монастырской летописи впервые встречается упоминание о новой Введенской церкви - в связи с приездом архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама, осматривавшего ее.

В 1831 году летописец оставляет в «Книге» следующую запись: «В обители подвизаются 13 человек: настоятель, три иеромонаха, один вдовый священник, один иеродиакон и семь послушников». Надо думать, «перепись населения» была сделана по велению начальства. Дальнейшие записи говорят главным образом о посещениях монастыря иерархами, поновлениях существующих строений и вкладах благотворителей.

Большой интерес вызывает запись от 1892 года: «В память 500-летия преставления преподобного Сергия вблизи монастыря с южной стороны выстроена богадельня для престарелого и бедного духовенства Ярославской епархии и странноприимный дом. Постройки созданы на деньги разных благотворителей, первым из которых был ярославский владыка Иоанафан, Варницкая обитель внесла 1 тысячу рублей». Запись эта показывает, помимо всего прочего, что состояние Варницкого монастыря в течение XIX века настолько поправилось, что он уже сам получил возможность благотворить.

1907 год ознаменовался посещением обители «вновь назначенным на Ярославскую кафедру архиепископом Тихоном (Беллавиным)». Краткая эта пометка заставляет нас внутренне вздрогнуть - святитель молился на родине преподобного Сергия. До революции и его избрания Патриархом оставалось десять лет. И менее двадцати - до его кончины. Кажется, не так много времени прошло. Но - целая жизнь, целый век. Здесь: «Архипастырю преподнесли икону от братии монастыря. После осмотра храмов архиепископ последовал в покои настоятеля, где ему был предложен чай». Там - ЧК, ГПУ, постановления ЦК РКП (б), допросы, «тихоновщина», «опиум». Долгая темная ночь.

Скорбные события начались в 1918 году. Впрочем, «первый звонок» об окончании времен мирных прозвенел еще в 1915 году. Тогда в обитель прибыли «эвакуированные» монахини Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря вместе с епархиальным училищем. Они находились в Варницах до конца 1918 года. В канун нового, 1919-го, года монастырь «был занят людьми, изгнанными из ростовских богаделен».

Спустя несколько месяцев, 1 марта 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт. Братию приписали к приходской церкви. Начались изъятия монастырского имущества. Последние записи в «Книге» такие: «1923. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита», «1924. 26 февраля архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря.

27 февраля. «Гонимый архимандрит Георгий здравствует"». На этом летопись обрывается. Дальнейшая судьба архимандрита Георгия неизвестна. Не знаем мы и о судьбе других варницких иноков. Где настигла их кончина, в каких могилах упокоились они? Кто из них окончил свои дни мирно, кто принял мученическую смерть? Поиски в архивах пока не дают результата, и вопросы остаются без ответов.

Но известна судьба Варницкого монастыря. Сначала была ночь - долгая и темная. Разорение храмов, разрушение Троицкого собора.

Ночь кончилась. В 1995 году монастырь был возвращен Церкви.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой, красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли. Трудно представить себе, что еще пятнадцать лет назад здесь, на родине преподобного Сергия Радонежского , царила мерзость запустения.

Собор во имя преподобного Сергия Радонежского.

Внутреннее убранство соборного храма хотя и не могло сравниться в роскоши с соборами других, более богатых, ростовских обителей (например, Спасо-Яковлевской), но выглядело весьма и весьма достойно. Стены и своды собора украшали гипсовые картуши с живописью, в каждом приделе был резной золоченый иконостас. Многие иконы, попечением благотворителей, украшались богатыми серебряными окладами.

Соборная колокольня, возвышавшаяся над папертью, была сначала трехъярусной и имела девять колоколов. В 1892 году достроили четвертый ярус для пожертвованного колокола. Если взглянуть на старые фотографии, можно увидеть, что в начале XX века колокольню венчала луковичная главка - такая же по размеру, как глава самого собора. Теперь колокольня имеет шпилевидное завершение, какое и было у нее с конца XVIII по конец XIX века.

В 1930 году собор вместе с колокольней взорвали, причем срыли даже фундамент храма - вероятно, чтобы память о святыне совершенно изгладилась из людских сердец. Долгое время на месте собора была свалка. Сейчас усилиями братии Варницкого монастыря, трудников и благотворителей он отстроен заново.

Единственная церковь, пережившая богоборческие времена и дошедшая (хотя и в совершенно изуродованном виде) до наших дней - церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она возводилась в 1826-28 годах на пожертвования благотворителей. Основные средства на ее строительства поступили от ростовского купца и мецената М. М. Плешанова, а также от епископа Оренбургского и Уфимского Августина (Сахарова), проживавшего на покое в Варницком монастыре. Известную сумму внесли на строительство храма и другие жертвователи - ростовские купцы А. А. Титов, И. И. Балашов и другие.

Закладка Введенского храма совершилась 1 мая 1826 года, а 15 мая 1827 года на нем был водружен крест. Тогда же заключили договор на украшение церкви живописью. Живописные работы оплачивались М. М. Плешановым. Кроме того, на его средства приобретались одежды на два престола и жертвенник, богослужебные сосуды и книги, Евангелие. 7 октября 1828 года состоялось освящение главного престола храма, а на следующий год были освящены и два других придела храма - во имя пророка Божия Илии и во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При паперти храма с одной стороны устроили сторожку, с другой стороны - ризницу.



Иконостас Введенской церкви.

Поддерживалась в благопристойном состоянии Введенская церковь также в основном на средства благотворителей. До конца своей жизни много жертвовал на храм М. М. Плешанов. А в начале 1880-х годов, когда и внутреннее, и внешнее убранство храма уже несколько пообветшало, обновление его было произведено на средства крестьянина И. А. Рулева.

Каменное строительство в монастыре продолжалось на протяжении всего XIX века. Ко второй половине столетия в северо-западной части монастыря появилось два небольших, уютно-провинциального вида, здания - в одном из них находились настоятельские покои, в другом - братские кельи. Кроме того, в 1832 году было отстроено новое здание трапезной. На нее пошел материал, оставшийся от упраздненной теплой церкви свт. Николая, возведенной в 1783-86 годах и сильно пострадавшей от пожара, случившегося в обители 26 сентября 1824 года.

Надвратная церковь во имя прпп. Кирилла и Марии.

Церковь во имя преподобных Кирилла и Марии над северными воротами монастыря появилась уже в наши дни, после возвращения монастыря Церкви. Собственно, в XIX веке строительство такой церкви было и невозможно - поскольку в то время благочестивые родители преподобного Сергия почитались лишь местно, не будучи канонизированными.

Довольно высокая, с одной золотой главкой, церковь эта весьма органично дополнила ансамбль монастырских строений. Именно она, вместе с доминантой колокольни, сейчас формирует восприятие архитектурного комплекса обители с северной стороны - то есть со стороны главной дороги к монастырю. Впоследствии, когда будет построен собор во имя прп. Сергия Радонежского, вид монастыря с севера еще более выиграет.

Строилась церковь прпп. Кирилла и Марии в 2003-06 годах. Сейчас она полностью готова, уже установлен иконостас. В храме устроена просторная и теплая крещальня с большой купелью.


Иконостас надвратной церкви Варницкого монастыря, освященный во имя прп. Кирилла и Марии.

Как и во всяком монастыре, в Варницкой обители до революции было свое кладбище. На нем погребали останки не только иноков, но и благотворителей монастыря. В частности, последнее пристанище здесь нашли многие представители купеческих семейств Плешановых и Мальгиных, своими пожертвованиями существенно поддержавшие обитель. Рядом с кладбищем располагались огород и сад, где в 1851 году посадили 150 яблоневых деревьев.

Имел монастырь особые постройки и вне своей ограды - гостиницу для паломников и кирпичный завод, сдававшийся в аренду. Кроме того, Варницкому монастырю принадлежали две часовни. Одна из них, выстроенная из дерева, находилась на ростовском вокзале, другая, кирпичная, - при Московской шоссейной дороге.

Особого упоминания заслуживает монастырский колодец, издавна славившийся своей прекрасной чистой водой и именовавшийся «Сергеевым». После закрытия монастыря колодец был разрушен. Большого труда стоило братии найти его и расчистить, когда обитель вернули Церкви.

Каменная ограда с четырьмя башнями по углам вокруг монастыря строилась в 1848-52 годах на монастырские деньги и средства благотворителей. В южной стене были сделаны Святые врата, а над ними помещена картина «Явление отроку Варфоломею Ангела Божия», выполненная масляными красками на железном листе. Картина была снабжена надписью: «На сем месте явися Ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия Лавры».

Любопытно, что картину эту писал не какой-либо приглашенный живописец, а насельник Варницкого монастыря иеродиакон Меркурий, до ухода в монастырь учившийся в петербургской Академии художеств. После революции и ограда, и Святые врата были разрушены, восстановили их уже в наши дни.

На кладбище Варницкой слободы, неподалеку от монастыря, есть две церкви. Хотя раньше эти храмы не являлись монастырскими, сегодня они имеют статус подворья Варницкой обители. Первый из них, в честь Воскресения Словущего, был построен в 1814 году на средства Н. А. Кекина. Второй храм, во имя преподобного Паисия Великого и мученика Уара, возводился в 1890-93 годах попечением А. Л. Кекина. Храмы были возвращены Церкви в 1989 году - первыми из всех храмов Ростова и Ростовской области.

Для возрождения богослужебной жизни в возвращенных храмах на родину преподобного Сергия были «командированы» из Троице-Сергиевой Лавры трое монахов - Феодор, Сергий и Никон. Им пришлось приложить немало усилий, чтобы церкви стали пригодными к проведению богослужений, поскольку к моменту передачи их Церкви они находились в полуразрушенном состоянии. В храме прп. Паисия Великого и мч. Уара в первое лето вставили окна, переложили печи и перекрыли крышу. Средства на ремонт собирались при помощи окрестных жителей. Они же приносили иконы.

Варницкий монастырь небогат по части чтимых издревле икон и иных святынь. Однако, являясь своего рода памятником преподобному Сергию и его родителям, он уже сам по себе заслуживает того, чтобы называться святыней.

В Варницком монастыре очень немного святынь. Здесь нет ни мощей, ни чудотворных икон, ни каких-либо иных предметов, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили прпп. Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней.


Преподобные Кирилл и Мария, родители прп. Сергия Радонежского. Икона современного письма.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь уникален именно тем, что он сохранил святым место рождения, физического и духовного возрастания мальчика, ставшего впоследствии «обителью Святой Троицы». Едва ли много найдется монастырей, которые основывались на месте, отмеченном рождением какого-либо подвижника. Варницкий в этом отношении исключителен.

С благоговением заходит паломник в его врата (и особое значение имеет то обстоятельство, что над этими вратами сейчас расположена церковь преподобных Кирилла и Марии: так мы словно исполняем завет прп. Сергия - поклониться, прежде чем идти к нему, его родителям) и направляется по дороге к Троицкому собору. Предание гласит, что собор стоит точь-в-точь на том месте, где находился дом родителей отрока Варфоломея. И, конечно, молитва в этом храме становится большим событием для верующего.

Несмотря даже на то, что долгие годы место рождения прп. Сергия находилось в запустении, через монастырь шла проезжая дорога, а на месте взорванного Троицкого собора смердила свалка, память о том, какое значение имеет этот небольшой клочок земли на берегу речки Ишни, сохранялась. И разве не удивительное чудо, еще раз напоминающее нам об особой роли этого места, - столь быстрое возрождение монастыря? Возрождение даже не из руин, поскольку и таковых, по большому счету, не имелось. А из ничего. Уже в который раз подает нам Господь надежду через преподобного Сергия. Как тут не вспомнить возвращение Церкви Троице-Сергиевой Лавры в 1940-е годы, расцененное многими верующими как обетование грядущего возрождения религиозной жизни в измученной стране.

Однако нельзя сказать, что в Варницком монастыре нет и никогда не было «привычных» для нас святынь. Были. Например, одной из наиболее чтимых икон оставалась здесь на протяжении веков икона преподобного Сергия Радонежского с житием - храмовый образ Троицкого собора. Написанный во второй половине XVII века именно для Троицкого собора (об этом, в частности, говорит клеймо с изображением Святой Троицы, помещенное в верхнем ряду в самом центре), он был изъят из Варницкой обители и передан в ростовский музей. Сейчас эта икона, замечательная как своей художественной ценностью, так и, по меньшей мере, «историчностью» (легко представить себе, сколько поколений иноков и паломников, церковных иерархов и простых мирян молилось перед ней!), находится в музее.

В самом же Варницком монастыре заслуживают особенного внимания паломника как минимум две иконы. Обе они нового - и весьма приличного - письма, обе - с частицами мощей. Речь идет об иконах прп. Сергия и свт. Климента, Папы Римского. Нахождение в Варницкой обители иконы свт. Климента - отнюдь не случайность, а проявление «исторической памяти». Дело в том, что в былые века (согласно письменным источникам - уже в XVI веке) в Никольской слободе, как называлась ранее Варницкая слобода, был деревянный кладбищенский храм во имя святителя Климента, Папы Римского. Впоследствии его - за ветхостью - разобрали. Сейчас на месте древней церкви высятся два храма - Воскресения Словущего и прп. Паисия Великого и мч. Уара.

Летопись монастыря.

1314. Рождение преподобного Сергия Радонежского (в миру - Варфоломея) в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии, живших под Ростовом Великим.
Ок. 1329. Семья прп. Сергия вынуждена оставить свое ростовское имение и переселиться в Радонеж.
1337. Варфоломей принимает монашеский постриг с именем Сергий. Основание нового монастыря - в будущем Троице Сергиевой Лавры.
1392. Кончина прп. Сергия Радонежского.
1422. Обретение честных мощей прп. Сергия.
1427. Основание Троице-Сергиева Варницкого монастыря на том месте, где находился дом родителей преподобного Сергия.
1725. Обращение Варницкого монастыря в девичий. Монахи переведены в ростовский Спасо-Песоцкий монастырь.
1731. Обитель вновь становится мужской.
1764. Причисление Варницкого монастыря к заштатным обителям.
1771. Освящение первого каменного храма в Варницком монастыре.
1783. Начало строительства каменной церкви во имя свт. Николая, ныне утраченной.
1824. Пожар уничтожает многие деревянные монастырские постройки и наносит серьезный ущерб церкви свт. Николая.
1828. Освящение нового каменного храма - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
1852. Окончено строительство каменной ограды вокруг монастыря.
1918. В монашеских кельях размещают людей, выгнанных из ростовских богоугодных заведений.
1919. Закрытие монастыря. Братия во главе с настоятелем приписана к кладбищенской Воскресенской церкви.
1924. Окончательное выселение иноков из Варницкого монастыря.
1995. Возвращение Варницкой обители.

С использованием материалов из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам, № 26, 2009».

Варницкий Троице-Сергиев мужской монастырь , подворье Троице-Сергиевой лавры

Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII веках находившихся близ монастыря на реке Ишне. По преданию, Варницкий монастырь основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского . В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно "бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова" . В примечаниях А. А. Титова к "Летописцу о Ростовских архиереях" свт. Димитрия Ростовского сказано, что Варницкий монастырь был заложен 5 июля года Ростовским еп. Ефремом) на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании Варницкого монастыря на родине прп. Сергия "совсем новым" и не могущим претендовать "на особую достоверность". Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII века престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль » сохранился Синодик Варницкого монастыря конца XIX века, в котором перечислены родственники прп. Сергия .

Впервые Варницкий монастырь упоминается в тарханной грамоте монастырю года царя Михаила Феодоровича , в которой говорится о существовании обители при великом князе Василии III Иоанновиче (1505-1533) . В году монастырь был разорен польскими и литовскими отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) , в дозорной книге 1619 года упомянут "Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким", участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 года монастырь назван Троицким Сергиевым , в писцовой книге 1685 года перечислены постройки Варницкого монастыря: деревянные Троицкий храм, шатровая церковь прп. Сергия Радонежского, две надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили четыре монаха. В конце XVI века в обители подвизался блж. Стефан Ростовский (+ после 1592), в начале XVIII в.- блж. Стефан (+ после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова) , предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

В году указом Ростовского епископа Георгия (Дашкова) монастырь был обращен в женский, в него перевели около 100 сестер упраздненного ростовского в честь Рождества Богородицы монастыря , семь бывших насельников Варницкого монастыря перешли в ростовский Преображенский монастырь . Из Рождественского монастыря в Варницкий были перевезены деревянные кельи монахинь. В году настоятельница монастыря игум. Христофора обратилась к Ростовскому архиеп. Иоакиму с прошением о переводе сестер обратно в Рождественский монастырь, поскольку в Варницком монастыре ощущался недостаток во всем, даже в питьевой воде и дровах.

В году Варницкий монастырь вновь стал мужским. К году к монастырю были приписаны 300 чел. крестьян. В году Варницкий монастырь был выведен за штат с управлением строителями. Состав братии (до 10 чел.) был непостоянен, настоятели часто менялись (с середины XVIII по середину XIX века сменилось около 35 настоятелей). С 18 марта 1819 года в монастыре пребывал на покое по собственному прошению Уфимский епископ Августин (Сахаров) , родиной которого было с. Зверинец близ монастыря. В монастыре еп. Августин составил "Полное собрание духовных законов" (в 15 томах) и других сочинения, архиерей погребен у южной стены Троицкого собора.

До середины XVIII века все постройки Варницкого монастыря были деревянными. 16 октября года Ростовский епископ Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм - одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 годах у северной стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская церковь «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В году напротив западного входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г. - одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897).

Пожар 26 сентября года уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской церкви, все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М.М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П.Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая года состоялась закладка храма, 7 октября освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М.М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский художник Н.Д. Гладков расписал стены храма. В году для Введенской церкви Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в году пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В году неизвестным благотворителем в Троицкий собор монастыря была передана написанная в Троице-Сергиевой лавре икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского

В 1848-1852 годах монастырь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 году над святыми вратами в южной стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

25 сентября 1892 года, когда праздновалось 500-летие преставления прп. Сергия, праздничную литургию в монастыре совершил Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) в сослужении духовенства 22 храмов и 5 монастырей. В том же году при монастыре были устроены странноприимный дом и богадельня для престарелого духовенства Ярославской епархии , училище. Обители принадлежало несколько часовен при Московской дороге и при железнодорожной станции «Ростов».

На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в году в монастыре были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к началу XX века капитал монастыря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Многие благотворители монастыря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской церкви.

Обитель посещали святители Филарет (Дроздов) (1836), Иннокентий (Борисов) (1841), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1894). В 1907-1913 годы обитель трижды посетил Ярославский архиепископ Тихон (Беллавин) , содействовавший ремонту монастырских храмов. 12 января 1914 года, в день отъезда святителя в Виленскую епархию, насельники монастыря подарили архиеп. Тихону икону прп. Сергия Радонежского. С 1 октября года в связи с первой мировой войной в монастыре находились насельницы Евфросиниева суздальского монастыря (30 сентября 1918 эвакуировались в Полоцк), располагалось епархиальное духовное училище.

1 марта года Варницкий монастырь был закрыт, из храмов была изъята серебряная утварь (более 5 пудов). Согласно отчетам местных властей, при изъятии церковных ценностей в апреле года в Варницком монастыре "толпа верующих в количестве 300 чел. не допустила изъятие. Члены комиссии действовали насильно" . Последний настоятель монастыря иером. Георгий с братией оставались жить в обители, но были приписаны к варницкому приходскому Никольскому храму.

26 февраля года 80-летний архим. Георгий был насильно выселен из монастыря вместе с другими иноками. Троицкий собор с колокольней был взорван, разрушены келейный корпус у южной стены, ограда, уничтожено монастырское кладбище. В 1960-90-х годах в перестроенной Введенской церкви находился гараж, инкубатор птицесовхоза. Часть икон и утвари, принадлежавших монастырю, в настоящее время хранится в государственном музей-заповеднике "Ростовский кремль".

Современное состояние

В году Церкви были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ Варницкого монастыря, насельниками Троице-Сергиевой лавры они были отремонтированы, в настоящее время приписаны к Варницкому монастырю. В году, когда праздновалось 600-летие преставления прп. Сергия, на месте разрушенного Троицкого собора в Варницком монастыре была поставлена деревянная часовня, над древним святым колодцем устроена сень. Большого труда стоило братии найти его и расчистить.

13 февраля года Варницкий монастырь был передан Церкви и указом Священного Синода определен подворьем Троице-Сергиевой лавры . 30 апреля года наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Феогност (Гузиков) освятил в Варницком монастыре отреставрированную Введенскую церковь. К июлю 2003 года в обители построены Троицкий собор с четырехъярусной колокольней, двухэтажное здание трапезной, три стены с башнями. 29 июля 2003 года состоялась закладка надвратного храма свт. Николая Чудотворца. К июлю 2003 года в обители жили 12 насельников.

В - годах над северными воротами монастыря была построена церковь во имя преподобных Кирилла и Марии . В храме устроена просторная и теплая крещальня с большой купелью. Довольно высокая, с одной золотой главкой, церковь эта весьма органично дополнила ансамбль монастырских строений. Именно она, вместе с доминантой колокольни, сейчас формирует восприятие архитектурного комплекса обители с северной стороны - со стороны главной дороги к монастырю.

При обители действуют православная гимназия, в которой бесплатно обучаются дети из Ростова и близлежащих сёл и деревень; воскресная школа и библиотека.

При монастыре работает гостиница, отель для паломников. Примерно в километре от монастырских стен имеется святой источник.

Настоятели

  • Авраамий, строитель (январь 1614)
  • Нифонт (янв. 1624)
  • Иона (1647)
  • Тимофей (1654)
  • Иона (упом. сентябрь 1657 - упом. октябрь-декабрь 1662)
  • Варлаам (1708)
  • ...
  • Христофора (? - 1731)
  • Иоанникий (1738)
  • Иринарх (1744)
  • Исаия (1746 - 1749)
  • Мисаил (1757)
  • Исаия (январь 1758)
  • Адриан (1759 - 1764)
  • Игнатий I (1764 - 1765)
  • Иларион (1774 - 1776)
  • Мелхиседек (1776 - 1778)
  • Порфирий (1778 - 1783)
  • Анатолий (1783 - 1786)
  • Димитрий (1786 - 1798)
  • Дорофей (1798 - 1809)
  • Исаакий I (1809 - 1810)
  • Дионисий (1810)
  • Дорофей, 2 раз (1810 - 1816)
  • Ираклий (1816 - 1817)
  • Игнатий II (1817 - 1818)
  • Павел (1818 - 1819)

В пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995).Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского . В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2).

Впервые В. м. упоминается в тарханной грамоте мон-рю 1614 г. царя Михаила Феодоровича , в к-рой говорится о существовании обители при вел. кн. Василии III Иоанновиче (1505-1533) (ИРИ. Т. 3. С. 500). В 1609 г. мон-рь был разорен польск. и литов. отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) , в дозорной кн. 1619 г. упомянут «Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким», участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 г. мон-рь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 г. перечислены постройки В. м.: деревянные Троицкий храм, шатровая ц. прп. Сергия Радонежского, 2 надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили 4 монаха. В кон. XVI в. в обители подвизался блж. Стефан Ростовский († после 1592), в нач. XVIII в.- блж. Стефан († после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова) , предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

В 1725 г. указом Ростовского еп. Георгия (Дашкова) мон-рь был обращен в жен., в него перевели ок. 100 сестер упраздненного ростовского в честь Рождества Богородицы монастыря , 7 бывш. насельников В. м. перешли в ростовский Преображенский мон-рь. Из Рождественского мон-ря в В. м. были перевезены деревянные кельи монахинь. В 1731 г. настоятельница В. м. игум. Христофора обратилась к Ростовскому архиеп. Иоакиму с прошением о переводе сестер обратно в Рождественский мон-рь, поскольку в В. м. ощущался недостаток во всем, даже в питьевой воде и дровах. В 1731 г. В. м. вновь стал муж. К 1744 г. к мон-рю были приписаны 300 чел. крестьян. В 1764 г. В. м. был выведен за штат с управлением строителями. Состав братии (до 10 чел.) был непостоянен, настоятели часто менялись (с сер. XVIII по сер. XIX в. сменилось ок. 35 настоятелей). С 18 марта 1819 г. в В. м. пребывал на покое по собственному прошению Уфимский еп. Августин (Сахаров) , родиной к-рого было с. Зверинец близ В. м. В монастыре еп. Августин составил «Полное собрание духовных законов» (в 15 томах) и др. сочинения, архиерей погребен у юж. стены Троицкого собора.

До сер. XVIII в. все постройки В. м. были деревянными. 16 окт. 1771 г. Ростовский еп. Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм - одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 гг. у сев. стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская ц. «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 г. напротив зап. входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г.- одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897). Пожар 26 сент. 1824 г. уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской ц., все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М. М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П. Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 г. состоялась закладка храма, 7 окт. освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М. М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский худож. Н. Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 г. для Введенской ц. Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 г. пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 г. неизвестным благотворителем в Троицкий собор мон-ря была передана написанная в ТСЛ икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского. В 1848-1852 гг. В. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 г. над св. вратами в юж. стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

25 сент. 1892 г., когда праздновалось 500-летие преставления прп. Сергия, праздничную литургию в В. м. совершил Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) в сослужении духовенства 22 храмов и 5 мон-рей. В том же году при В. м. были устроены странноприимный дом и богадельня для престарелого духовенства Ярославской епархии, уч-ще. Обители принадлежало неск. часовен при Московской дороге и при железнодорожной станции «Ростов». На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в 1897 г. в В. м. были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к нач. XX в. капитал мон-ря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Мн. благотворители мон-ря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской ц.

В. м. посещали святители Филарет (Дроздов) (1836), Иннокентий (Борисов) (1841), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1894). В 1907-1913 гг. обитель трижды посетил Ярославский архиеп. св. Тихон (буд. Патриарх Московский и всея России), содействовавший ремонту монастырских храмов. 12 янв. 1914 г., в день отъезда святителя в Виленскую епархию, насельники В. м. подарили архиеп. Тихону икону прп. Сергия Радонежского. С 1 окт. 1915 г. в связи с первой мировой войной в В. м. находились насельницы Евфросиниева суздальского монастыря (30 сент. 1918 эвакуировались в Полоцк), располагалось епархиальное ДУ.

1 марта 1919 г. В. м. был закрыт, из храмов была изъята серебряная утварь (более 5 пудов). Согласно отчетам местных властей, при изъятии церковных ценностей в апр. 1922 г. в В. м. «толпа верующих в количестве 300 чел. не допустила изъятие. Члены комиссии действовали насильно» (ЦА ФСБ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 497. Л. 45). Последний настоятель В. м. иером. Георгий с братией оставались жить в обители, но были приписаны к варницкому приходскому Никольскому храму, 20 марта 1923 г. иером. Георгий был возведен в сан игумена, затем архимандрита, 26 февр. 1924 г. 80-летний архим. Георгий был насильно выселен из мон-ря вместе с др. иноками. Троицкий собор с колокольней был взорван, разрушены келейный корпус у юж. стены, ограда, уничтожено монастырское кладбище. В 60-90-х гг. XX в. в перестроенной Введенской ц. находился гараж, инкубатор птицесовхоза. Часть икон и утвари, принадлежавших В. м., в наст. время хранится в ГМЗРК.

В 1989 г. РПЦ были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ В. м., насельниками ТСЛ они были отремонтированы, в наст. время приписаны к В. м. В 1992 г., когда праздновалось 600-летие преставления прп. Сергия, на месте разрушенного Троицкого собора в В. м. была поставлена деревянная часовня, над древним св. колодцем устроена сень. 13 февр. 1995 г. В. м. был передан РПЦ, указом Свящ. Синода стал подворьем Троице-Сергиевой лавры, настоятелем был назначен игум. Борис (Храмцов). 30 апр. 2003 г. наместник Троице-Сергиевой лавры еп. Феогност (Гузиков) освятил в В. м. отреставрированную Введенскую ц. К июлю 2003 г. в обители построены Троицкий собор с 4-ярусной колокольней, двухэтажное здание трапезной, 3 стены с башнями. 29 июля 2003 г. состоялась закладка надвратного храма свт. Николая Чудотворца. К июлю 2003 г. в обители жили 12 насельников, настоятель - игум. Силуан (Глазкин; с 1998). При обители действуют православная гимназия, воскресная школа и б-ка. Постановлением Свящ. Синода от 16 апр. 2016 г. настоятелем мон-ря назначен иером. Пемен (Артюхов). 9 июня 2016 г. Святейшим Патриархом Кириллом (Гундяевым) иером. Пимен возведен в сан игумена.

Арх.: ОР РНБ. Ф. 775 (Фонд А. А. Титова). Ед. хр. 1256, 2886; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 839. Л. 290-290 об.; Книга для записок о случившихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению российской истории // ГМЗРК. Р-763; ГАЯО, Ростовский фил. Ф. 125. Оп. 1. Д. 2. Л. 132, 135; Ф. 197. Оп. 1. Д. 778. Л. 1, 21, 31-31 об.

Лит.: Титов А . А . Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного муж. мон-ря близ Ростова Великого Ярославской губ.: Родина прп. Сергия, Радонежского чудотворца. Серг. П., 1893; Ярославская иерархия в описании прот. Иоанна Троицкого // С предисл. и примеч. А. А. Титова. Ярославль, 1901. Вып. 1: Заштатные мон-ри Петровский, Белогостицкий и Варницкий; Голубинский Е . Е . Прп. Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра. М., 1909; Мельник А . Г . Уничтоженные храмы Ростова Великого // Моск. журнал. 1991. № 11. С. 18-19; она же . Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 56-57; Виденеева А . Е . К истории Ростовского Троице-Варницкого мон-ря // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. 1998. М., 2000. С. 196-208; Вахрина В . И . Троице-Сергиев Варницкий мон-рь. М., 2001.

Д. Б. Кочетов

По преданию, здесь родился преподобный Сергий Радонежский. От Троице-Варницкого монастыря, основанного здесь в середине 15 века, сохранилась в искаженном виде церковь Введения (1828 г.). В Варницкой слободе расположены ц. Воскресения (1814г.) и построенная А.Л. Кекиным церковь Паисия и Уарра (1893г.), где он и похоронен.

Монастырь (мужской) и церкви действующие.



Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь впервые упоминается в документах в 1482г. - в житии прп. Паисия Угличского. Перед Смутным временем монастырь еще был полностью деревянным, и древних построек не сохранилось. В 1685г. из построек в нем были Троицкий собор, Сергиевская церковь, кельи и ограда. Только в 18 веке монастырь стал обстраиваться в камне. В 1771г. был освящен новый каменный Троицкий собор. В первой половине 19 века в монастыре были выстроены кирпичные трапезная церковь Введения, ограда с башнями и жилые постройки. Монастырь был закрыт в 1919г. Позднее снесли собор и ограду; уцелела лишь Введенская церковь, и та в сильно разрушенном состоянии. Возрождение обители началось с 1995г., когда она стала подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Новый Троицкий собор (по возможности сходный со снесенным) начал возводиться в 2000г., сейчас практически закончен. В 2001г. отреставрировали Введенский храм, сейчас близятся к окончанию работы по восстановлению ограды с надвратной церковью, служебных и жилых зданий.

Троице-Варницкий монастырь, заштатный, в 3 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основан около 1430 года на месте рождения и воспитания преподобного Сергия, где была вотчина его родителей. По имеющейся под находящимся над ведущими в обитель воротами изображением явления старца-инока отроку Варфаламею надписи, монастырь основан именно на том месте, где «явился ангел Господень в образе инока отроку Варфаламею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия лавры». С 1726 года по 1731 год монастырь был женским. В монастырском храме, с приделами преподобного Сергия и Никона, святых Афанасия и Кирилла, хранится с горящей перед ней неугасимой лампадой икона преподобного Сергия, писанная в Троице-Сергиевой лавре иноком Симеоном и освященная при мощах преподобного; в ней хранятся частицы мощей святых Дмитрия Солунского, Иоанна и Никиты Новгородских, Макария Калязинского, Сергия Радонежского и часть его гроба. В том же храме у южной стены лежит чугунная плита жившего в этой обители на покое и здесь же скончавшегося (1 января 1842 года) Августина (Сахарова), епископа Оренбургского. При монастыре школа, а с 1893 года, в память 500-летия кончины преподобного Сергия, — странноприимный дом и богадельня для заштатных церковно-служителей с их вдовами и сиротами.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли. Трудно представить себе, что совсем недавно здесь, на родине преподобного Сергия Радонежского, царила мерзость запустения.


Варницкая обитель стала памятником Преподобному Сергию на Ростовской земле. Троице-Сергиев Варницкий монастырь уникален именно тем, что он сохранил святым место рождения, физического и духовного возрастания мальчика, ставшего впоследствии «обителью Святой Троицы». Едва ли много найдется монастырей, которые основывались на месте, отмеченном рождением какого-либо подвижника. Варницкий в этом отношении исключителен.



На родине преподобного Сергия

С благоговением заходит паломник в его врата (и особое значение имеет то обстоятельство, что над этими вратами сейчас расположена церковь преподобных Кирилла и Марии: так мы словно исполняем завет прп. Сергия — поклониться, прежде чем идти к нему, его родителям) и направляется по дороге к Троицкому собору. Предание гласит, что собор стоит точь-в-точь на том месте, где находился дом родителей отрока Варфоломея. И, конечно, молитва в этом храме становится большим событием для верующего.Церковь во имя преподобных Кирилла и Марии над северными воротами монастыря появилась уже в наши дни, после возвращения монастыря Церкви. Собственно, в XIX веке строительство такой церкви было и невозможно - поскольку в то время благочестивые родители преподобного Сергия почитались лишь местно, не будучи канонизированными.

Довольно высокая, с одной золотой главкой, церковь эта весьма органично дополнила ансамбль монастырских строений. Именно она, вместе с доминантой колокольни, сейчас формирует восприятие архитектурного комплекса обители с северной стороны - то есть со стороны главной дороги к монастырю. Впоследствии, когда будет построен собор во имя прп. Сергия Радонежского, вид монастыря с севера еще более выиграет. Строилась церковь прпп. Кирилла и Марии в 2003-06 годах. Сейчас она полностью готова, уже установлен иконостас. В храме устроена просторная и теплая крещальня с большой купелью.

Появление монастыря на родине преподобного Сергия не случайно. Игумен Радонежский еще при жизни был широко известен во всей Русской Земле и за пределами ее. А уж на родине, рождение его в Ростове и при жизни великого старца было предметом благоговейной любви. Да и в свои посещения Ростова игумен Радонежский бывал на родине, где прошли его годы детства и отрочества. Поэтому место строительства обители было обозначено точно в памяти жителей, воспитанных среди святынь, которыми издавна славился древний город. Ростовская земля, казалось, только и ждала всероссийского прославления преподобного Сергия, чтобы обозначить свою причастность к жизни и подвигу угодника Божия строительством приличного для данного случая памятника. Таким памятником и явился Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Ко времени основания обители в Ростове были еще живы люди, знавшие от своих родителей, где находилась усадьба боярина Кирилла, отца преп. Сергия. В окрестностях монастыря старожилы указывали и дуб, выросший на том месте, где было явление отроку Варфоломею Ангела Господня. Славился монастырь святым целебным колодцем, именовавшийся «Сергеевым». После закрытия монастыря колодец был разрушен. Большого труда стоило братии найти его и расчистить, когда обитель вернули Церкви.


Нельзя не рассказать и о том, что5 июля 1913 года, в день памяти обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, Божественную литургию в Троицком соборе обители служил святитель Тихон (Белавин, 1907-1913), архиепископ Ярославский и Ростовский, будущий Патриарх Московский и всей России. За шесть лет своего пребывания на Ярославской кафедре святитель Тихон трижды бывал в Троице-Варницком монастыре. При отъезде святителя Тихона из Ярославской епархии к месту нового служения насельники Варницкой обители подарили ему икону Преподобного Сергия. А через 6 лет, в марте 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт. Братию приписали к приходской церкви. Начались изъятия монастырского имущества. Последние записи в «Книге» такие: «1923. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита», «1924. 26 февраля архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря. 27 февраля. «Гонимый архимандрит Георгий здравствует». На этом летопись обрывается. Дальнейшая судьба архимандрита Георгия неизвестна. Не знаем мы и о судьбе других варницких иноков. Где настигла их кончина, в каких могилах упокоились они? Кто из них окончил свои дни мирно, кто принял мученическую смерть? Поиски в архивах пока не дают результата, и вопросы остаются без ответов.


Но известна судьба Варницкого монастыря. Несмотря даже на то, что долгие годы советской власти место рождения преп. Сергия находилось в запустении, через монастырь шла проезжая дорога, а на месте взорванного Троицкого собора смердила свалка, память о том, какое значение имеет этот небольшой клочок земли на берегу речки Ишни, сохранялась. И разве не удивительное чудо, еще раз напоминающее нам об особой роли этого места, - столь быстрое возрождение монастыря? Возрождение даже не из руин, поскольку и таковых, по большому счету, не имелось. А из ничего. Уже в который раз подает нам Господь надежду через преподобного Сергия. Как тут не вспомнить возвращение Церкви Троице-Сергиевой Лавры в 1940-е годы, расцененное многими верующими как обетование грядущего возрождения религиозной жизни в измученной стране.


В Варницком монастыре нет ни мощей, ни чудотворных икон, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили прпп. Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней. Однако нельзя сказать, что в Варницком монастыре совсем нет и никогда не было «привычных» для нас святынь. Были. Например, одной из наиболее чтимых икон оставалась здесь на протяжении веков икона преподобного Сергия Радонежского с житием - храмовый образ Троицкого собора. Написанный во второй половине XVII века именно для Троицкого собора (об этом, в частности, говорит клеймо с изображением Святой Троицы, помещенное в верхнем ряду в самом центре), он был изъят из Варницкой обители и передан в ростовский музей. Сейчас эта икона, замечательная как своей художественной ценностью, так и, по меньшей мере, «историчностью» (легко представить себе, сколько поколений иноков и паломников, церковных иерархов и простых мирян молилось перед ней!), находится в музее.


В самом же Варницком монастыре заслуживают особенного внимания как минимум две иконы. Обе они нового - и весьма приличного - письма, обе - с частицами мощей. Речь идет об иконах прп. Сергия и свт. Климента, Папы Римского. Нахождение в Варницкой обители иконы свт. Климента - отнюдь не случайность, а проявление «исторической памяти». Дело в том, что в былые века (согласно письменным источникам - уже в XVI веке) в Никольской слободе, как называлась ранее Варницкая слобода, был деревянный кладбищенский храм во имя святителя Климента, Папы Римского.Впоследствии его за ветхостью разобрали. Сейчас на месте древней церкви высятся два храма - Воскресения Словущего и прп. Паисия Великого и мч. Уара. Хотя раньше эти храмы не являлись монастырскими, сегодня они имеют статус подворья Варницкой обители. Храмы были возвращены Церкви в 1989 году - первыми из всех храмов Ростова и Ростовской области.


Для возрождения богослужебной жизни в возвращенных храмах на родину преподобного Сергия были «командированы» из Троице-Сергиевой Лаврытрое монахов - Феодор, Сергий и Никон. Им пришлось приложить немало усилий, чтобы церкви стали пригодными к проведению богослужений, поскольку к моменту передачи их Церкви они находились в полуразрушенном состоянии. В храме прп. Паисия Великого и мч. Уара в первое лето вставили окна, переложили печи и перекрыли крышу. Средства на ремонт собирались при помощи окрестных жителей. Они же приносили иконы.


После долгих лет запустения, Троице-Сергиев Варницкий монастырь возрождается. Уже отреставрирован Введенский храм, заново отстроен Троицкий собор. И сравнительно недавно в обители был заложен обширный каменный храм во имя преподобного Сергия. «Это будет храм, - говорил наместник монастыря архимандрит Силуан в 2007 году, когда строительство было еще только в планах, - который займет центральное место в монастыре. Святейший Патриарх благословил строительство, лично подписал проект строительства этого храма». К январю 2009 года заложили фундамент. Конечно, завершение собора - дело не самого ближайшего будущего. Предполагается, что закончат его к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, которое выпадает на 2014 год.Достаточно посмотреть на макет будущего храма, чтобы убедиться в том, что он действительно будет очень величественным и масштабным. Особенно видно это при взгляде на макет монастыря в целом. Появление такого храма, несомненно, станет большим событием не только для самого монастыря и окрестных жителей, но и для паломников издалека - ведь во время праздничных богослужений (в частности, в дни памяти преподобного Сергия) он сможет вместить в себя гораздо больше богомольцев, чем нынешний соборный храм обители, Троицкий.