Главная · Испания · Тампере: "Кафедральный собор". Кафедральный собор в тампере Фото достопримечательности: Кафедральный собор Тампере

Тампере: "Кафедральный собор". Кафедральный собор в тампере Фото достопримечательности: Кафедральный собор Тампере

Тампере расположен в Западной Финляндии между двумя живописными озерами – Нясиярви на севере и Пюхяярви — на юге. Город является великолепным образцом того, как крупный промышленный центр стараниями архитекторов, дизайнеров и экологов, словно по мановению волшебной палочки, обрел привлекательный облик и превратился в популярный центр туризма и отдыха.

Гуляя по его улицам, непременно удивляешься изобретательности местных зодчих, устроивших в корпусах бывших промышленных предприятий музейно-развлекательные комплексы, ресторанные «конгломераты» и просто места для отдыха. Город имеет красноватый оттенок, поскольку для строительства фабрик использовался красный кирпич, и даже современные здания строят сейчас из этого же материала или в этом же, фабричном, стиле.

Старинной высотной доминантой города является . Вопреки традициям он расположен не на центральной площади (Keskustori), а в стороне – на противоположном берегу реки Таммеркоски, в районе Юссинкюля. От центра его отделяет не более 15 минут неспешной ходьбы. Если не знать, что это церковь, поначалу можно подумать, что посреди сквера возвышается готический замок с каменными башенками и шпилями, покрытыми красной черепицей. Собор очень живописен и является настоящим украшением города.

Храм возвели в 1902-1907 годах, а статус собора он получила в 1923 году, когда Тампере стал столицей епархии. Его облик создал архитектор Ларс Сонк , а украсили художники Хуго Симберг и Магнус Энкель . Церковь спроектирована в стиле финского национального романтизма. Сюда обязательно следует заглянуть, чтобы посмотреть знаменитую алтарную фреску, а также витражи, которые сначала вызвали настоящий скандал, а сейчас стали признанными шедеврами.

По краю хоров идет фреска Хуго Симберга , изображающая двенадцать обнаженных мальчиков, несущих гирлянду из роз, олицетворяющую жизненные тяготы. Судя по записям художника, таким необычным образом он запечатлел учеников Иисуса. С обеих сторон фреску ограничивает темная лесная чаща, символизирующая загробный мир. Не менее впечатляет фреска «Сад смерти» , где за цветами ухаживают скелеты. В памяти надолго остается образ садовника, который прижимает к грудной клетке необычный синий цветок в горшке, глядя на вас пустыми глазницами.

Фреска «Сад смерти»

Южные хоры украшает фреска «Раненый ангел» . На картине изображены угрюмые мальчики, несущие на носилках ангела с пятнами крови на белоснежных крыльях. На лицах носильщиков можно прочитать грусть и раскаяние. За эту работу автор получил государственную премию в области искусства. Очень красивы витражи Симберга, созданные при помощи метода свинцовой глазури. Сюжеты для них – голубь Святого духа, Горящий куст, Всадники Апокалипсиса, Пеликан, кормящий детенышей кровью своего сердца – взяты из Библии.

Центральное место в храме занимает алтарная фреска «Воскресение» работы Магнуса Энкеля. На ней изображен классический библейский сюжет воскресения умерших. Необычность картины заключается в оригинальной трактовке канонического сюжета – из могил восстают люди вполне современного облика, к тому же – представители разных человеческих рас. Это и вызвало смущение церкви.

Фреска «Воскресение»

Во время службы в соборе можно услышать звучание органа , имеющего 68 регистров. Первый большой инструмент для храма изготовили в городе Кангасала. В 1982 году был установлен орган меньшего размера, который лучше подходит для исполнения музыки в стиле барокко. Церковь славится своей великолепной акустикой, поэтому здесь проходят не только службы, но и концерты . Зал способен вместить до 2 тысяч человек.

В августе в Кафедральном соборе можно увидеть процедуру конфирмации – одно из христианских таинств. Она совершается над человеком один раз в жизни, как и крещение. В отличие от крещения, которое может происходить в младенческом возрасте, конфирмация совершается над подростками в возрасте 13-14 лет, поскольку считается, что это таинство означает окончательное введение христианина в состав церковного общества, и потому должно осуществляться в сознательном возрасте. Этот день считается большим семейным праздником – дети приходят в церковь в белых одеяниях в сопровождении родителей. Без прохождения процедуры конфирмации в будущем невозможно венчаться в церкви.

April 6th, 2014 , 02:04 pm

Финляндия - безумно красивая страна, но исторических памятников или всемирно известных сооружений в ней не так много. Сегодня мы посетим одно из редких чудес света этой страны - Кафедральный собор в Тампере, а после поднимемся на самую высокую башню в Скадинавии и попытаемся рассмотреть город с высоты энгри-бердского полета.

Кафедральный собор Тампере примечателен уже тем, что не находится на главной площади и не стоит в центре мира, а расположен где-то там на отшибе, на задворках спального района - очередной символизм противоречий, который так обожают финны - .

Произошло это в том числе и потому, что Старая церковь в Тампере, построенная на центральной площади в 1824 году - , церковь Финлейсона (1879 год) и Александровская церковь (1881) расположены на западном берегу, а на восточной стороне реки Таммеркоски религиозного сооружения не было. И вот в начале 19-но века было объявлен конкурс на строительство нового собора, и выиграл его - кто бы вы думали? - естественно Ларс Сонк, упомянутый мной всего тысячу-миллион-семьсот-сорок-четыре раз архитектор, построивший примерно пол Хельсинки - .

Собор построен в традиционном для Сонка стиле Национального романтизма, и считается одним из самых значительных образцов этого вида архитектуры. Когда смотришь на это сложное сочетание неоготики и модерна, невозможно поверить, что собор был возведен в начале двадцатого века (1902-1907) - настолько его вид напоминает готические церкви средневековья.

Все - как эсперты, так и дилетанты вроде меня отмечают, насколько гармонично собор, получивший название церковь св. Иоанна вписывается в окружащее его пространство. Строительство церкви в свое время также резко понизило уровень безработицы, в тяжелые для Финляндии годы - неурожай и меры, принятые генерал-губернатором Николаем Бобриковым (о нем я немного писал здесь - ) по русификации Финляндии ввели страну в состояние глубокого кризиса. Ну а мы входим в собор.

Церковь св. Иоанна в Тампере считается чудом света не только из-за своей внешней архитектурной примечательности. Внутри собор расписали лучшие художники Финляндии, что делает его уникальным произведением искусства.

Алтарну. фреску в стиле "а секко" выполнил художник Магнус Энкель. Она называется "Вознесение на небеса", сдержанно и отстраненно от времени обращаясь к центральной теме христианства. На фреске изображены представители всех рас человеческих, что делает картину универсальной.

Однако при всем уважении к Энкелю, мы сфокусируемся на втором художнике, приложившим руку (в буквальном смысле этого слова) к росписи собора. Это никто иной как Хуго Симберг - своего рода финский Ларс Сонк в живописи.

Симберг выполнил все витражи собора - и для круглых окон и для типичных стрельчатых окон. Сюжеты взяты из Библии и выполнены в стиле Национального романтизма.

Еще немного витражей

Солнце за органом

Однако главное в этом соборе, по крайней мере для меня, были не витражи. Совсем недавно я рассказывал вам о главной причине, побудившей меня на поездку в Финляндию - . О чем я вам еще не рассказывал - это что у "Раненого ангела" в Атенеуме есть брат-близнец, и находится он, именно здесь, в соборе Тампере.

"Раненый ангел" - любимое произведение Финляндии, и одна из моих самых любимых картин. Симберг возвращался к темам смерти и возрождения неоднократно, и написал для собора в Тампере копию этого великого произведения искусства. На этой фреске, которая находится на торцевой стене южной галереи собора, есть некоторые отличия от "оригинала". Так, на фоне видно заодские трубы - символ Тампере - из чего можно понять, что действие картины происходит именно в этом городе. Так же из этого можно заключить, что два мальчика несут "Раненого ангела" по всей Финляндии.

Увы, в то время когда я посещал собор на второй этаж не пускали, поэтому картину, как и витражи, пришлось фотографировать издалека. Что, впрочем, не особо портит эффект от собора.

По всем хорам собора Симберг пустил венок из терна с острыми шипами. Венок жизни несут 12 обнаженных мальчиков, которые трактуются как ученики Христа. Самый знаменитый фрагмент этой фрески - св. Иоанн, срывающий розу.

На вершине свода центрального нефа Симберг поместил змея с крыльями

Небольшие крылья вокруг подобны сонму ангелов. Они окружают змея и как-бы "стерегут" его. Не совсем ясно, "пленен" ли змей ангелами, или они пытаются уберечь его. Змей метафорически изображает грех. Во рту у него я узрел то самое яблоко, однако сие не подтверждено, и вызвало споры среди моих друзей, утверждавших, что траву мне надо употреблять менее забористую.

Роспись собора вызвала ожесточенные споры не только за моим столом (а точнее компьютером). Символ выше пытались стереть добрые 50 лет - специальные комиссии для определения, является ли изображение змеи подходящим для церкви были созданы не раз, последняя решила вопрос в 1946 году положительно для соблазнителя. Но до сих пор иногда подымаются предложения видоизменить свод собора. Многие другие сюжеты также не были принято благосклонно ревностными служителями церкви, что привело в итоге к тому, что ни Энкель, ни Симберг на торжественную церемонию открытия фресок не пришли.

Белая роза на вершине свода над хорами с южной стороны. А теперь - второе главное произведение Симберга в соборе

"Сад смерти" - еще одна из самых знаменитых картин художника. Как и "Раненый Ангел", это произведение выполнено в нескольких вариантах, и одно из них таоже находится в галерее "Атенеум". "Сад Смерти" выполнен практически в стиле примитивизма - фигуры смерти (три скелета в чёрных одеяниях), намеренно плоские, сюжет восходит к средневековой традиции, напоминающей о работах мастеров готики. Человеческие души изображены в виде растений, нуждающихся в постоянном уходе, а смерть представлена в образе чувствующего персонажа, любовно ухаживающего за своими сказочными растениями. Именно здесь, в этом саду, смерть может выразить свои эмоции. Одна из интерпретации картины гласит, что смерть является другим лицом любви, а цветы, за которыми ухаживают фигуры в черном столь хрупки, что не могут выдержать воздействия этого чувства. А мы на этой оптимитичной ноте покидаем чудосветный собор.

Существует много споров о том, что "круче" - знаменитая Темппелиаукио, "Церковь в скале" в Хельсинки - , или этот собор в Тампере. У меня лично сомнений не возникло, хотя оба сооружения безусловно шедевры модерн-архитектуры, как и часовня тишины в Камппи - .

Здание напротив собора. Если не ошибаюсь, какой-то лицей. Ну а раз уж мы о зданиях)

Повторюсь, Тампере конечно не Хельсинки, но кое-какой югендстиль а-ля ар-нуво можно найти и в этом городе. Как и красивый модерн.

А теперь отправимся по улице Сатакуннанкату к башне Нясиннеюла. По дороге мы пройдем мимо прекрасного музея "Рабочий квартал Амури".

В самом центре города сохранился целый квартал старых деревянных домов,в которых жили рабочие Тампере с 1880-х по 1970-е годы. В эти дни здесь располагается музей, рассказывающий о быте и жите этих самых рабочих. К посещению обязателен. Вообще в Тампере, сравнительно маленьком городке есть более 25 (!) музеев, большинство из них - европейского уровня, если не лучше. О трех лучших музеях я расскажу в следующем посте, а пока идем дальше.

Нясиннеюла - самая высокая обозрительная башня в Скандинавии, 168 метров. Построена в 1971 году, прообразом для вдохновения послужила Космическая Игла в Сиэттле - та самая, что нам показывают каждую неделю в "Анатомии Грей".

Кстати совсем недавно открылась самая высокая башня в мире, "Небесное дерево" в Токио - . Имеет высоту в 634 метра, и уступает по этому параметру только абсолютному рекордсмену Бурдж-Дубай (увы, ссылкой оттуда похвастаться не могу, ибо израильтян в ОАЭ не пускают). Наверх в Скайтри я подымался - как из-за боязни высоты, так и из-за того, что мне жалко было тридцать баксов. Входим в лифт.

Увы, день для посещения башни явно был выбран неудачно. Туман стоял такой, что самый красивый вид на Тампере скорее претендовал на "самый невидный вид" или "самый серый вид"(

По идее с башни видно и центр города, и уже упомянутый мной собор, и окрестности и еще много чего, но в этот день удалось заснять только дома на переднем фоне.

Прямо у подножия башни Нясиннеюля располагается парк развлечений Сяркянниеми. Его, кстати, сверху было видно неплохо.

В Сяркянниеми, помимо многочисленных аттракционов, есть планетарий, аквариум, мини-зоопарк и дельфинарий. Увы, зимой парк закрыт. Меня, впрочем это не особо огорчило - я не любитель всякого рода Диснейлендофф, мне вполне хватило посещения оригинала в Париже.

Еще на территории парка есть и музей художественного искусства Сары Линден. Он тоже был закрыт, что меня огорчило намного больше, но не из-за зимы - в нем готовили новую выставку, и кого бы вы думали - самого Энди Уорхола!

Единственный кадр, который я успел сделать, пока не пришли рабочие и не попросили пригласиться вон выставили меня из здания. Впрочем я совсем недавно видел отличную выставку Уорхола в Тель-Авиве - , и поспорил о ней, так что план ппо современному искусству можно сказать уже выполнен.

Внизу башни располагается прикольный сувенирный магазин - не стоит забывать, что именно Финляндия - родина покоривших весь мир "сердитых птиц". Меня, слава господу, мания энгри-бёрдс миновала, но мания "Звездных воин" и Дартов Вейдеров - нет))

Уходим из башни

Возвращаемся окольными путями в центр Тампере, и к сердцу города - бульвару Хамеенпуисто. На севере бульвар упирается в парк Нёсинпуисто или Нёси.

Летом здесь работает красивый фонтан, зимой остается только наслаждаться скульптурами.

Где-то я читал, что именно они означают, но не помню где, или что)

Тем более есть подозрение, что я уже достаточно вас нагрузил про собор, и дополнительную информацию можно придержать для следующего раза. Что мы и сделаем.

Собирайтесь с духом, уважаемые)

Одна из главных архитектурных достопримечательностей Тампере, построенная в самом начале 20-го века. Внешне этот лютеранский собор напоминает средневековый замок в готическом и национально-романтическом стиле. Архитектор здания Ларс Сонкс.

Величие собора заставляет даже самых ярых скептиков и атеистов задуматься о смысле бытия. Любоваться им можно не только снаружи, но и изнутри. Живопись на стенах и сводах поражает своей красотой и гармоничностью. Дело в том, что роспись собора - работа известных финских художников-символистов Х. Симберга и М. Энкеля.

Изображения, в действительности, символичны. Так, например, на своде можно увидеть змею, окруженную бесчисленными маленькими крыльями, означающими защиту ангелов от всего греховного. На одной из фресок Симберга изображен раненный ангел, которого он нарисовал после тяжелой болезни в 1903 году.

Помимо этого есть фрески «Сад смерти» и «Гирлянда жизни». Эти уникальные по содержанию авторские копии картин являются не только ценностью Тампере, но и достоянием всей страны. Интерьер собора поражает большим количеством света и яркими витражами. Интересный факт: церковь была всецело возведена вручную, т.е. без использования какой-либо строительной техники.

Колокол собора был привезен из Германии. Все остальные части были построены исключительно из финских материалов. В 1923 году собор получил статус кафедрального, так как епархия перебралась из Порвоо в Тампере. В церкви два органа. Тот, что побольше, выполнен в духе романтизма, а маленький орган был создан специально для исполнения барочной музыки.

Собор открыт ежедневно для жителей и посетителей города. Вход в него бесплатный. Доехать до Тампере можно на автомобиле или поезде из Санкт-Петербурга. Если ехать железнодорожным путем, потребуется пересадка в городе Хельсинки.

Фото достопримечательности: Кафедральный собор Тампере

Собор - это не только красота, которой мы не можем не восхищаться.
Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать,
то, во всяком случае – это книга, которую надо понять.
Портал собора – это Библия.
Марсель Пруст

В каком бы городе Финляндии мы ни оказались, если в нем есть неоготический собор, мы сразу же почувствуем, что он средоточие всей жизни города. Так было, есть и будет – до тех пор, пока собор стоит. Можно смело утверждать, что собор остается одновременно источником жизненных устремлений и их целью, от него все исходит и к нему все возвращается. Независимо от того, каким храмом он является (католическим или протестантским-это всегда некая модель мира. И, действительно, большие кафедральные соборы строились с таким расчетом, чтобы они могли вместить все тогдашнее население города, иными словами, они должны были быть огромных размеров. Символизируя собой Землю и Небо, собор вмещал в себя и всю человеческую жизнь от рождения до смерти.

Кафедральный собор города , при всем богатстве составляющих его элементов, поражает своим необычайным единством. Как в архитектурном плане, так и в системе декора - экстерьера и интерьера. Изваяния, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы, витражи - все элементы должны находиться каждый на своем месте. Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мира.

В разработке сюжетов витражей не будет ничего случайного. Витражи - это не просто цветная стеклянная мозаика, которая пропускает внутрь помещения свет, они несли сакральное значение. Игра света, которая достигалась при помощи сотен маленьких частиц одного целого, создавала ощущение благочестия и благоговения. Свет, льющийся сквозь стекла витражей, - создает образ небесного мира. «Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света».

И действительно, продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. Многоцветные витражные окна изготовлены методом свинцовой глазури, а не с помощью росписи по стеклу, как может показаться на первый взгляд. Собор украшает целый ряд витражей, выполненных по эскизам известных финских художников.

Витраж над алтарем создан по рисунку Магнуса Энкеля. Изображены крест и терновый венец – символы Христа и Его страданий. Белый крест, состоит из маленьких кругов, являющихся символами вечности.

Витражи Южной и Северной галерей выполнены в соответствии с замыслом Хуго Симберга. Хуго Симберга привлекали не банальные повседневные ситуации - напротив, он изображал то, что открывало двери в другую реальность, затрагивало разум и душу зрителя. Он понимал искусство «как возможность перенести человека посреди зимы в прекрасное летнее утро и почувствовать, как просыпается природа и ты сам находишься с ней в согласии. Именно этого я ищу в произведении искусства. Оно должно о чем-то нам говорить и говорить громко, так, чтобы мы уносились в иной мир».

Симберг особенно любил изображать то, что можно увидеть только в воображении: ангелов, чертей, троллей и образы самой Смерти. Однако даже этим образам он придавал мягкость и человечность. Символические сюжеты взяты им из Библии: Голубь – воплощение Святого Духа, Древо Жизни –Горящий куст (Неопалимая Купина). По бокам буквы альфа и омега, означающие начало всего сущего и завершение творения (Христос есть Бог, проявленный и завершивший Себя в мире). Пеликан, кормящий своих птенцов кровью своего сердца как символ святого Причастия, Всадники Апокалипсиса - в одном конь белый и конь рыжий, в другом - конь бледный и конь вороной, как символ окончания любого жизненного цикла.

В соборе встречаются и более простые витражи с растительным и геометрическим орнаментом.




Евангелическая церковь Иоанна Богослова (Tuomiokirkonkatu, 3А) была построена в 1902-1907 годах по проекту Ларса Сонка / Lars Sonck.




Конкурс на проект новой евангелической церкви в промышленном городе Таммерфорс (Тампере) был объявлен 7 ноября 1899 года. Всего было подано 23 проекта, среди которых проект Ларса Сонка под девизом "Аeternitas" (лат. - "вечность, бессмертие") получил первую премию. В этот период зодчий начинает активно работать с необработанной гранитной поверхностью, которой украшает свои фасады. В своём проекте он скрещивает средневековую готику с мотивами финского национального романтизма. В результате чего получился довольно интересный и живописный экстерьер церкви. Сонк также уделяет внимание и продуманности плана постройки. К примеру, скамьи для прихожан расположены так, чтобы с любого места можно было видеть священника. А колонны-опоры, которые поддерживают свод, не заслоняли вид на алтарь.


Проект был окончательно готов к декабрю 1901 года, а в апреле 1902 года началось строительство церкви. Сам Ларс Сонк не участвовал в надзоре, и по его рекомендации архитектором по надзору за строительством был назначен Биргер Федерлей / Birger Federley, который активно работал в те годы в Тампере.


Камень везли на баржах, а самые большие глыбы весом 10-15 тонн - на лошадях. Весь гранит имел разную обработку: стены из грубооколотого камня, а наличники, порталы, ступени, отдельные элементы декора и цоколь выполнены из пиленых гранитных блоков.


Высота главного шпиля - 64 метра. Стальной каркас кровли и шпиля покрыт керамической черепицей.


В 1924 году в Тампере была учреждена епархия, и церковь получила статус Кафедрального собора Тампере. Сейчас эта постройка стала не только достопримечательностью города, но и ярким представителем финского национального романтизма.




Колокольня собора:




Декор окна на боковом фасаде:




Листья папоротника в декоре - излюбленная тема финского национального романтизма.





Интересно декорирован боковой портал собора.




Замковый камень украшен изображением летящей совы.




Довольно интересно декорированы двери.




Рядом с порталом висит более поздний, но стилизованный светильник.




Рядом с порталом расположены декоративные вставки с датой начала и датой окончания строительства, а также именем зодчего.






Главный портал:






Такое декорирование использовали различные зодчие, которые творили в стилистике северного модерна.




Ручка двери:




Портал в нартексе:



Боковая лестница, ведущая на хоры (слева макет собора):




Сохранившаяся люстра того же времени в нартексе:



Не меньший интерес представляют интерьеры, для оформления которых были приглашены финские художники-символисты Магнус Энкель / Magnus Enckell и Хуго Симберг /Hugo Simberg.



В приалтарном приделе находится полотно Магнуса Энкеля "Воскрешение из мёртвых и Вознесение на небеса".




Над полотном расположен витраж Хуго Симберга.




Этот же художник оформил свод, изобразив там змею, которая, как утверждает Библия, олицетворяет собой грех или человеческое сердце, грешное с рождения.




Змея окружена кольцом из бесчисленных маленьких крыльев, символизирующих защиту ангелов, под которой находится душа. У церковного руководства, которое посетило церковь незадолго до церемонии открытия, эта фреска вызвала вопросы и неприятие. Уже после открытия собора была создана специальная комиссия. Согласно её заключению в мае 1907 года было решено оставить фреску.


Церковная кафедра декорирована ветвями терновника и запутавшимися в этих ветвях крыльями.




В соборе можно наблюдать один очень интересный эффект: при ясной погоде в лучах закатного солнца, которые проходят через синие стёкла витража, этот декор начинает выглядеть более объемным и окрашивается в синий цвет. Тем самым получается сумеречный синий фон.




Практически по всему периметру собора идет фреска "Гирлянда жизни" Хуго Симберга, изображающая 12 мальчиков, несущих гирлянду из роз. Сплетенные розы изображают Гирлянду жизни, а мальчики символизируют то, как каждый из нас несет свой жизненный груз. Считается, что в мальчиках художник видел двенадцать апостолов – учеников Иисуса. С обеих сторон фреска заканчивается таинственным лесом, представляющим символ загробного мира.






На западной стене находится фреска по одному из самых известных произведений Хуго Симберга "Раненый ангел" ("Haavoittunut enkeli"). Угрюмые финские мальчики, в лицах которых можно прочитать грусть и раскаяние, несут на носилках ангела с подбитым крылом, символизирующего небесную чистоту. Симберг написал эту картину в 1903 году, оправившись после тяжелой болезни. Подлинник картины, за которую художник получил государственную премию в области искусства, находится сейчас в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Вот так выглядит полотно, находящееся в музее:




На фреске в соборе Симберг добавил на задний план пейзажа фабричные трубы, которые до сих пор являются неотъемленой частью промышленного в прошлом города.




Своды боковых нефов собора держат массивные бетонные столбы, которые украшены довольно оригинальными светильниками того же времени с открытыми лампами. К сожалению, новые энергосберегающие лампы немного искажают первоначальный эффект.




Окна украшены витражами.



На восточной стене находится фреска Хуго Симберга "Сад смерти" ("Kuoleman puutarha"). Художник выполнил это произведение в нескольких вариантах, из которых наиболее известны акварель 1896 года и фреска в соборе в Тампере. Три скелета в чёрных одеяниях, намеренно плоские, заняты сортировкой изображённых в виде растений человеческих душ в чистилище. Человеческие души изображены в виде растений, нуждающихся в постоянном уходе, и сад представлен как место, где смерть может выразить свои чувства. Фреска умышленно выполнена в примитивной манере. Сюжет фрески восходит к средневековой традиции, а примитивный стиль должен напоминать о работах мастеров готики.




Орган на 50 регистров был изготовлен в городе Лахти мастером Альбанусом Юрвой. В 1929 году было добавлено ещё 18 регистров. Это один из лучших органов в Финляндии. Справа от органа находится витраж Хуго Симберга "Пеликан, кормящий птенца своей кровью".




В соборе регулярно устраиваются концерты органной музыки.