Главная · Болгария · † Свято-Ильинский мужской монастырь. Успенский монастырь в одессе Одесский мужской монастырь 16 фонтана

† Свято-Ильинский мужской монастырь. Успенский монастырь в одессе Одесский мужской монастырь 16 фонтана

В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого, состоявшие из из двух участков по 25 десятин, находились на берегу моря, в район Большого Фонтана. Александр Теутула неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. И в 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. Интересна и трагична история щедрого пожертвования. Однажды Александр Теутул в вечернее время на высоком берегу моря развел костры. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось. При этом погибли несколько человек. Александр Теутул был очень опечален происшедшим несчастьем. Видя в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, Теутул одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев. Митрополит Гавриил направил письмо одесскому губернатору Дюку де-Ришелье, и разрешение на совершение купчей крепости на пожертвованную землю вскоре было получено.
В 1837 году монастырю принадлежало уже больше 158 десятин земли, что составляло 173 гектаров. Во второй половине XIX в. земельные угодья монастыря увеличились. К 1910 году угодья монастыря состояли из 356 десятин, что составляло почти 390 га. В настоящее время монастырю принадлежит лишь не многим более 6 гектаров земли.
Митрополит Гавриил с разрешения Святейшего Синода в 1814 году основал на пожертвованной земле архиерейское подворье, за два года построив деревянную церковь в честь Успения Божией Матери. В то же время началось и сооружение маяка. Но поскольку для постройки маяка требовались большие расходы, то окончание строительства маяка было передано гражданскому морскому ведомству, которое в 1827 году и завершило устройство маяка. Впоследствии маяк несколько раз перестраивался и был перенесен на другое место, так как ему угрожали обвалы.
В 1823 году Святейший Синод ходатайствовал перед государем императором Александром I о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь и о назначении настоятеля и монашествующей братии. 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании Фонтанского архиерейского подворья в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил.
В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При помощи щедрых жертвователей собор был украшен богатым иконостасом, святыми иконами, утварью. К этому времени кроме величественного Свято-Успенского собора, были уже построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда.
В 1834 году на средства одесского купца 2-й гильдии Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм «Живоносного источника» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню. Здесь в праздник Крещения Господня и в другие назначенные для этого дни совершается крестный ход и освящение воды.
После 1834 года монастырская братия на свои средства построила небольшую, третью, церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Из сохранившихся архивных документов известно, что в 90-е годы XIX столетия она была перестроена и обновлена. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.
В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью дать епархиальному архиерею возможность успешно бороться с сектантами. Первый викариат открыл святитель Иннокентий в 1853 году. Викарному епископу повелено было именоваться Одесским. Епископы же второго викариатства именовались Елисаветградскими. Место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре на Большом Фонтане. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.
До 1922 года лампада монашеской жизни в Свято-Успенской Одесской обители еще светилась. Но некоторые из них рассказывают нам о тяжелых испытаниях, выпавших на долю обители, доносят до нас сведения о церковной ризнице монастыря, которая изобиловала дорогой утворью и предметами старины, как, например, Евангелие с серебряным окладом 1829 года, Евангелие кованное, оплечья на икону Божией Матери с венчиком, оклады с эмалью и камнями. Они же рассказывают, сколько было в каждом храме монастыря образов в драгоценных ризах, вследствие чего мы можем узнать, какие находились в обители чтимые иконы. Это - икона Спасителя в серебряном окладе с короной и венцом, икона Успения Божией Матери, большая икона семи священномучеников Херсонесских в дорогом окладе, икона Божией Матери Скоропослушницы, находившиеся в Свято-Успенском соборе монастыря. В храме «Живоносного Источника» были две чтимые иконы: Божией Матери “Живоносный Источник” и “Похвала Богоматери”. В Свято-Никольской церкви - Касперовский образ Богоматери и святителя Николая Чудотворца. Более того, в этих документах имеется подробное описание уничтоженной Свято-Успенской церкви, что чрезвычайно увеличивает их ценность: «Главный храм каменный, одноглавый. В передней части украшен священными изображениями. Имеет три входа: с западной, северной и южной стороны. К западному входу пристроена паперть, фронтон которой поддерживается четырьмя колонами. При северном и южном входах устроены каменные помосты…»
После закрытия Свято-Успенского монастыря богоборцами в 1922 году, мятежный ветер гражданской войны и смутного времени рассеял насельников монастыря по всему лицу страждущей Русской земли.
В 1944 году началось возрождение монастыря. В родную обитель возвращаются бывшие ее насельники. Монастырь начинает благоустраиваться.
В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который стал ежегодно на несколько месяцев приезжать в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим.
В 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря Одесская духовная семинария.
В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является и ее священноархимандритом - настоятелем монастыря.
В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, священная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.
В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Свято-Никольской церковью был сооружен шлемовидный купол и перестроена колокольня.
Настоящего расцвета достигла обитель при вступлении на Одесскую кафедру Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, который неустанно трудится над благоукрашением монастыря. Его молитвами и усердием построены новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставшая шедевром одесской архитектуры.
В период архипастырского служения Владыки митрополита сооружены деревянная часовня на братском кладбище и поклонный Крест на центральной аллее, возведены новые митрополичьи и наместничьи покои, двухэтажный и трехэтажный братские корпуса, реконструирована Патриаршия резиденция, проведены новые коммуникации, обитель вымощена плиткой и подключена к газовой магистрали.
Порядок богослужения в монастыре слагается из молитвенного чтения и пения в определенное время суток. Богослужебный суточный круг начинается с вечера. В 17 часов летом, зимой - в 16 часов благовест к богослужению собирает всех в монастырский храм, где совершаются службы Вечерни и Утрени. Поздно вечером совершается вечернее молитвенное монашеское правило. День в обители начинается молебном перед ракой с мощами преподобного Кукши Одесского. Затем совершается утреннее молитвенное монашеское правило, где монахи благодарят Бога за все Его благодеяния роду человеческому, за пробуждение к настоящему дню и службе, просят благословения и помощи достойно совершать каждому свое служение и послушание в течение дня и тем восхвалить неисповедимую благость Божию. Затем читаются Часы и совершается Божественная
В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых, чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая “Млекопитательница”. Этот святой образ написан афонскими монахами в XVII-м веке.
В 1964 г. в Одесском монастыре окончил свой земной путь бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко) За его подвижническую жизнь Господь прославил его дарами: молитвы, прозорливости и чудотворений. После блаженной кончины схиигумена, 24 декабря 1964 года, чудеса и исцеления происходили при его могиле на монастырском кладбище. 29 сентября 1994 г. произошло обретение мощей приснопамятного старца. Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем заседании от 4 октября 1994 года, тщательно изучив материалы о жизни и подвижнической деятельности блаженнопочившего старца, рассмотрев свидетельства чудесных исцелений, совершившихся на его могиле, за святость жизни и в связи с несомненным почитанием старца народом Божиим, постановил причислить схиигумена Кукшу к лику местночтимых святых. Торжества канонизации проходили в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 октября 1994 года. С этого времени в Свято-Успенском храме монастыря находятся святые мощи преподобного Кукши Одесского.

Этот будущий центр духовной культуры возник в результате трагического происшествия. Однажды во время увеселительной прогулки молдавский помещик Александр Теутул с друзьями развел костер. Греческое судно, плывшее в Одессу, приняв костер за свет маяка, сбилось с обозначенного курса и село на мель. В результате погибло несколько человек. Александр Теутул, как человек верующий и сильно переживавший происшедшее, решил подарить свое имение Русской Православной Церкви.

Так, в 1814 году на подаренной территории появляется деревянная церковь в честь Успения Божией Матери и архиерейское подворье. А в в 1827 году было завершено устройство маяка. Впоследствии, строения несколько раз перестраивались и в 1825 году состоялось освящение каменного храма. Кроме этого, появились трапезная, гостиница для приезжих, огороды и виноградники.

В революционные годы имущество монастыря будет конфисковано, а сам храм - взорван. Большинство священников и монахов были отправлены в ссылки. Настоящее возрождение началось лишь в 1944 году, когда монастырская обитель начинает постепенно благоустраиваться. В 1946 году этот монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и даже была создана его летняя резиденция. Поэтому монастырь стали называть ещё Патриаршим.

Сейчас Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь - центр духовной жизни Одессы и место паломничества.

Святоархангело-Михайловский женский монастырь

Узнать ещё об одной истории становления и развития православия в Украине, можно посетив

Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь. В 1835 году граф Михаил Воронцов на окраине города, недалеко от моря построил церковь в честь Архангела Михаила - своего небесного покровителя. Через пять лет Священный Синод учредил при этом храме женский монастырь.

Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь тогда стал настоящим духовно-культурным центром Одессы. Здесь функционировала больница и трапезная для малоимущих, создано Епархиальное училище для девочек-сирот. К сожалению, в годы «революционной бури» монастырская обитель была признана «контрреволюционной» и была закрыта. В 1931 году Архангело-Михайловский собор с колокольней взорвали. Хотя в грозные 40-е годы и пытались возродить в оставшихся строениях монастырскую жизнь, но в 1961 году снова было все закрыто.

Лишь в 1992 году началось настоящее возрождение обители: проводились восстановительно-строительные работы, вновь открылись мастерские по созданию и пошиву облачений, вышивке бисером и золотом, реставрации икон. На территории монастыря работают трапезная для питания неимущих и Дом милосердия, приютивших людей без определенного места жительства. Митрополит Агафангел передал в дар чудотворную икону Гербовецкой Божией Матери и церковную утварь для совершения обрядов.

В настоящее время - открыт музей «Христианская Одесса», где собраны уникальные коллекции, рассказывающие о становлении православной религии в городе.

Глубоко в море выдается мыс Большой Фонтан.А на мысу стоит обитель- прекрасное место для молитв и созерцания.Когда-то здесь было имение дворянина Александра Теутула, который переселился в Одессу из Молдавии в 1805 году.По указу Екатерины иностранцам здесь предоставлялись особые льготы, а молдавские поселенцы отличались высоким уровнем земледельческой культуры и хозяйствования.

Создателями Свято-Успенского монастыря в Одессе являлись митрополит Киевский Гавриил (Банулеско-Бодони) – фигура в своем роде выдающаяся и молдавский дворянин Александр Теутул. Владыка Гавриил получил блестящее образование в Будапеште и Греции, в совершенстве владел французским и греческим языками и сам, в свою очередь, будучи архипастырем, много внимания уделял образованию российских семинаристов.

Будучи митрополитом Молдо-Валахии, после того как эти земли вновь отошли к Турции, владыка почти год страдал в турецком заключении, где его убеждали перейти под юрисдикцию Константинополя, не довольствуясь тем, что он назначен из Санкт-Петербурга, а не по воле султана. «Я монах, плакать по мне некому, а умирать когда-нибудь все равно надо. Попрать же присягу для того, чтобы несколько лет прожить дольше, считаю за грех», - говорил владыка. Только российская дипломатия и личное требование Екатерины II вынудило Порту освободить Гавриила. Александр был другом владыки Гавриила. Однажды он открыл владыке свою мечту – построить на высоком берегу маяк и церковь.

Поводом для быстрого оформления пожертвования послужил трагический случай – греческий корабль, шедший в Одессу, принял костер, разожженный Теутулом и его приятелями во время увеселительной прогулки, за огни портового маяка и разбился о прибрежный утес. Теутул с гостями бросился спасать моряков, но в живых остались немногие. Благочестивый хозяин очень страдал от сознания своей вины; щедро одарив спасшихся моряков, он поспешил принести свое поместье в дар церкви.

1 июня 1824 г. Фонтанское архиерейское подворье в Одессе было обращено в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Главный престол собора, освящение которого состоялось в 1825 г.,
был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В 1834 г. был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божьей Матери "Животворный источник". Этот храм монастыря впоследствии был переосвящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, так как Свято-Успенский собор монастыря после 1936 г. был разрушен.

В 1853 г. на его месте была сооружена водосвятная часовня с монастырским источником. После 1834 г. монастырская братия на свои средства построила небольшую третью церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится с ней под одной крышей.

В 1922 году монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы в помощь голодающим. Разорение дошло до того, что в монастыре не осталось даже дискоса и чаши, чтобы причащать людей. Вскоре взорвали и главную святыню монастыря – заложенный еще ее основателем, митрополитом Гавриилом, храм в честь Успения Божией Матери.

Возрождение монастыря произошло в 1944 году. В 1946 году открывается Одесская духовная семинария, в которой с 1954 по 1958 году учился митрополит Киевский и вся Украины Владимир (Сабодан). Соучеником митрополита Владимира был и митрополит Агафангел. Именно при нем были канонизированы первые одесские святые - Кукша Одесский и Гавриил Афонский, прославленные 22 и 23 октября 1994 года.

С 40-х годов ХХ века монастырь – регулярное место отдыха патриарха Алексия I, сюда часто приезжали патриархи Антиохийский, Александрийский и другие. С тех пор обитель именуют Патриаршей. В 1961 году рядом с монастырем разместилась Одесская Духовная семинария.

Раньше местом погребения архипастырей Одессы было Слободское кладбище. Теперь местом их погребения является кладбище Одесского Свято-Успенского монастыря. Перенесение и перезахоронение их останков произошло в 1987 году.
На тихом, маленьком монастырском кладбище пустует одна могилка, покрытая мраморной плитой с надписью: "Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский." Святые мощи его находятся отныне в Св. Успенском храме монастыря.

Кроме раки с мощами преподобного Кукши, в соборе находятся и другие святыни монастыря – икона Божией Матери «Млекопитательница», привезенная в Одессу с Афона, икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (дар святейшего патриарха Алексия I), часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, который является небесным покровителем Одесской Духовной семинарии.

Кто он был, этот чудный старец? Избранный Богом ещё от рождения своего, уже в юности мечтал он принять иноческий образ. Побывав в Иерусалиме, на Афоне, он еще больше укрепился в своем желании и, получив благословение родителей, подвизался на Святой Горе. В июле 1913 года Господь промыслительно направляет его с Афона в Россию. Тогда же будущий старец становится насельником Киево-Печерской лавры. В 56 лет, тяжело заболев, принимает схиму, и с 1938 года для отца Кукши начинается тяжёлый десятилетний исповеднический подвиг: пять лет лагерей, пять лет ссылки...

В 1948 году отец Кукша вновь возвращается в Киево-Печерскую лавру, где принимает от Господа новый подвиг служения страждущим людям - старчество. В 1960-переведен в Одессу.Почитание преподобного Кукши началось сразу после его кончины в 1964 году. Народ Божий шел на его могилу, которая была расположена на братском монастырском кладбище, просил святого угодника и по его молитвам получал облегчение в скорбях и болезнях.

Благодаря пожертвованиям одесситов, в 1998 году за Успенским храмом, слева от монастырского кладбища, заложен новый собор в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". В верхнем храме освящены три предела. Главный из них - в честь чудотворного образа Божией Матери "Живоносный источник", а нижний посвящен памяти преподобного Кукши Одесского. Храм построен в старинном русском стиле и расчитан на 3 000 молящихся. Ширина - 25 метров, длина - 50 метров. Уже сегодня новый собор с его пятью куполами возвышается на морском берегу.

В обители есть старец- архимандрит Иона Одесский, и даже сущестует сайт, ему посвященный.
http://www.oiona.ru/
Рано утром страждущие ждут старца у его кельи.

Сентябрь

5 – свщмч. Павла Одесского
8 — Владимирской иконы Божией Матери

мчч. Адриана и Наталии
храм на Французском бульваре
12 – св. блгв. кн. Александра Невского
храм на ул. Пироговской
17 – прпмч. Парфения, игумена Кизилташского
21 – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь с. Александровка
храмы в честь Рождества
29 – прп. Кукши Одесского
30 – мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
часовня в Свято-Успенском мужском монастыре

Октябрь

4 – свт. Димитрия Ростовского

8 — прп. Сергия Радонежского

12 – свщмч. Иоанна, архиепископа Рижского и Латвийского
14 – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии


26 — Иверской иконы Божией Матери

Ноябрь

4 — Казанской иконы Божией Матери
храм на Пересыпи
6 – иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
храм на ул. Белинского
10 — cвт. Димитрия Ростовского
храм на втором христианском кладбище
12 — прпмч. Владимира Черкасского
21 – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь г. Одесса
храмы в честь Архангела Михаила
22 – свщмч. Парфения, епископа Ананьевского
23 – свщмч. Прокопия, архиепископа Херсонского

Декабрь

2 – прпмч. Геннадия Одесского
мч. Леонида
4 – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
храмы в честь Введения
6 — св. блгв. кн. Александра Невского
храм на ул. Пироговской
10 – иконы Божией Матери «Знамение»
Свято-Андреевское подворье
11 – свщмч. Серафима, митрополита Петроградского
13 – ап. Андрея Первозванного
Свято-Успенский Одесский Патриарший мужской монастырь
19 – святителя и чудотворца Николая

храмы в честь святителя
24 — прп. Кукши Одесского
25 – свт. Спиридона Тримифунтского, чудотворца
храм на ул. Ак. Королёва

Январь

15 – прп. Серафима Саровского Чудотворца
храм в Свято-Иверском монастыре
23 – свщмч. Анатолия, митрополита Одесского
25 – мц. Татианы храм в г. Одессе(5 ст. Б. Фонтана)
иконы Божией Матери «Млекопитательница» находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре

Февраль

5 – мч. Агафангела придел в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
День тезоименитства Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского.
7 – свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского
храм на ул. Старопортофранковской
12 – собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого
придел в нижнем храме Свято-Успенского кафедрального собора
Собор новомучеников и исповедников Российских –
храм Одесской Духовной Семинарии на ул. Семинарской
свщмч. Дионисия, епископа Измаильского
15 – Сретение Господне
храмы в честь Сретения Господня
25 – Иверской иконы Пресвятой Богородицы
Свято-Иверский Одесский мужской монастырь
свт. Алексия, митрополита Московского
День тезоименитства Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Март

15 – иконы Божией Матери «Державная»
придел в Свято-Пантелеимоновском Одесском мужском монастыре
22 – праведного Феодосия Балтского
27 – свщмч. Никодима, архиепископа Костромского и Галичского
30 – прп. Алексия, человека Божия
храм на Алексеевской площади

Апрель

7 – Благовещение Пресвятой Богородицы
храм на ул. Мечникова, 132
8 – Собор Архангела Гавриила
собор на проспекте Добровольского
23 – свщмч. Григория V, патриарха Константинопольского
Суббота 5-я Великого поста – Похвала Пресвятой Богородицы
левый придел в Свято-Успенском кафедральном соборе
Вход Господень в Иерусалим
храм ул. Кустанайская
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Теплодар
Вторник Светлой седмицы – Иверской иконы Божией Матери
Свято-Иверский Одесский мужской монастырь
Среда Светлой седмицы – Касперовской иконы Божией Матери
Свято-Успенский кафедральный собор
Пятница Светлой седмицы – иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Май

6 – вмч. Георгия Победоносца
придел в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
храм на 411-й батарее
15 – блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба

18 – вмц. Ирины
нижний храм в пгт. Авангард
22 – свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца
нижний храм Свято-Успенского кафедрального собора
храмы в честь святителя
24 – Мефодия и Кирилла, учителей словенских
храмы в честь святых
26 – прпмч. Владимира Черкасского
30 – праведного Ионы Одесского
Свято-Успенский Кафедральный собор
Вознесение Господне
храмы в честь Вознесения

Июнь

1 – свщмч. Онуфрия, архиепископа Курского и Обоянского
свщмч. Антония, епископа Белгородского
3 – Владимирской иконы Божией Матери
храм пр-т Добровольского, 110
Равноапп. царя Константина и матери его Елены
Свято-Константино-Елененский монастырь г. Измаил
7 – свт. Иннокентия, архиепископа Одесского
День Святой Троицы
Свято-Троицкий собор г. Одессы
храмы в честь Св. Троицы
15 – великомученика Иоанна Нового Сочавского
24 – иконы Божией Матери «Достойно есть»
храм на Алексеевской пл.
29 – свщмч. Гермогена, епископа Тобольского
Неделя 3-я по Пятидесятнице – собор Одесских святых

Июль

1 — праведного Ионы Одесского
6 — Владимирской иконы Божией Матери
храм пр-т Добровольского, 110
9 – Тихвинской иконы Божией Матери
храм в Андреевском подворье
12 – славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Касперовской иконы Божией Матери
Свято-Успенский кафедральный собор
храмы в честь святых апостолов
15 – положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

18 – свт. Иннокентия, архиепископа Одесского
прп. Сергия Радонежского
домовой храм Патриаршей ризиденции в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
21 – Казанской иконы Божией Матери
храм на Пересыпи
22 – прп. Гавриила Афонского
Свято-Ильинский мужской монастырь
23 – положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве
частица ризы находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
26 – Собор Архангела Гавриила
собор на проспекте Добровольского,110

Август

1 — прп. Серафима Саровского Чудотворца
храм в Свято-Иверском мужском монастыре
2 – пророка Илии
Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь
4 – мироносицы равноап. Марии Магдалины
храм на 9-й ст. Б. Фонтана
5- Почаевской иконы Божией Матери
Свято-Успенский кафедральный собор
6 — мчч. блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба
надвратный храм в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
9 – вмч. и целителя Пантелеимона
Свято-Пантелеимоновский Одесский мужской монастырь
свщмч. Амвросия, епископа Сарапульского и Елабужского
13 – мч. Иоанна
19 – Преображение Господне
Спасо-Преображенский Одесский кафедральный собор
Храмы в честь Преображения
28 – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Свято-Успенский Одесский мужской монастырь
Свято-Успенский кафедральный собор

Самый известный теперь православный монастырь Одессы, причем у самого Чёрного моря. Здесь находится Одесская семинария, одна из трёх, существовавших в советское время. Некоторые монастыри в этом городе, довольно-таки, странно располагаются в какой-то глуши, между гаражей и обычных дворов. Подъезжаешь к месту через пыльную улицу одноэтажных домиков, тут раз, и красота! Именно так и с Успенским монастырём. По сути, монастырь обрёл своё благолепие только в последние годы, т.к. печальные события начала прошлого века не обошли стороной и его.

Фото-экскурсия по монастырю.
Близость к морю даёт о себе знать, на территории монастыря растут кактусы, небольшие пальмочки, много цветов и прочей зелени. Территория делится на три части, как я понял из увиденного: первая часть – общедоступная для посетителей и туристов, вторая часть – парковая, для паломников и гостей, третья часть – прибрежная.

Семь лет назад на месте святых ворот началось строительство 53-метровой колокольни с надвратным храмом святых Бориса и Глеба. Главный пятитонный колокол звонницы отлит на Донецком металлургическом заводе. На колокольне установлено 15 колоколов, которые приводят в действие три звонаря. Сейчас на звоннице установили похожий на пульт специальный станок с рычагами-клавишами и педалями, что существенно облегчило звонарский труд.

Справа от входа колокольни гостиница для паломников.

На входе изображе фрески множества святых.

История возникновения монастыря связана с трагическим случаем, происшедшим в начале XIX в. Однажды вечером в имении богатого молдавского помещика Александра Теутула на краю склона, над самым берегом моря разожгли костёр. Небольшое греческое судно, следовавшее в Одессу, приняв отблески огня за свет маяка, сбилось с курса и село на мель. В результате погибло несколько человек. Александр Теутул, человек набожный, тяжело переживая трагедию, в 1813 г. решил передать свое фонтанское имение (два участка по 25 десятин) Церкви. У него было большое желание построить здесь церковь и маяк. Сейчас монастырь находится на Маячном переулке.

В 1824 году подворье было обращено в мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1834 году на пожертвованные средства одесской купчихи Дарьи Харламбу был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (ныне - Успенский).

В 1922 году монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы государством. В 1922 году Успенский монастырь заняли обновленцы.

После 1936 года взорвали главную святыню монастыря - храм в честь Успения Божией Матери.Во время фашистской оккупации в 1942 году румынские оккупационные власти позволили открыть один из храмов монастыря, а в 1944 году обитель возродилась полностью. Поскольку главный собор монастыря был разрушен, основной церковью монастыря стал храм Живоносного Источника.

С 1946 года здесь устраивается летняя резиденция патриархов Московских и всея Руси, монастырь стали называть Патриаршим. Только это и спасло обитель от повторного закрытия в 1961 году, в разгар новых гонений на Церковь в СССР.

Одесская Духовная семинария.

100 лет назад монастырю принадлежало 390 гектаров земли, сейчас только 6. Периодически поднимается вопрос о том, чтобы земли монастыря сократить еще, в пользу коммерческих строений. Теперь еще добавилась идеологическая составляющая.

Павлин ненастоящий.

Если бы не горшки с цветами, то можно было бы представить миниатюру монастыря реальным обьектом.

"Отлит и пожертвован компанией «Решице» на предприятии в Одессе в честь славного царствования короля Румынии Михая I, румынского главы государства маршала Иона Антонеску и губернатора Транснистрии Георгия Алексяну с благословения митрополита Виссариона в 1943 году, вес 295 кг"

Успенский храм. Единственное уцелевшее капитальное строение после большевиков.

Зеленая арка.

Некрополь. С 1960 года в монастыре подвизался бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко), прославленный в 1994 году в лике местночтимых святых, ныне известный как Кукша Одесский. Мощи его находятся в одном из храмов. В некрополе монастыря среди прочих, погребён ряд иерархов РПЦ и иных поместных церквей, в частности митрополит Пражский Иоанн (Кухтин), митрополит Варшавский Макарий (Оксиюк), большинство правящих одесских архиереев XIX - начала XX веков.

Святой Георгий Победоносец.

Трапезная монастыря.

Рядом виднеется Никольский храм.

Какие-то красивые красные цветы в кадках.

Строится новый храм. На втором плане тоже новый храм - Живоносный источник.

Внутри большого храма очень красиво.

Роспись в алтаре.

храм построен в стиле русских соборов XVI века, рассчитан на 3 000 молящихся.

Вифлеемская звезда и икона Рождества Христова.

Монастырская пасека.

Беседка с бассейном.

Распятие.