Главная · Индия · Пустынки. Успенский Пустынский монастырь. Свято-Пустынский Успенский мужской монастырь, д. Пустынки Мстиславский монастырь

Пустынки. Успенский Пустынский монастырь. Свято-Пустынский Успенский мужской монастырь, д. Пустынки Мстиславский монастырь

Со святым днем, братия и сестры!

Сегодня хочу вспомнить одну из благодатных обителей Белой Руси, которая произвела на меня неизгладимое впечатление, забыть которое нет сил и желания. Это – Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь. Территория огромная, ухоженная – по обеим сторонам дороги зеленый ковер травы, а около бордюров цветы, самые обыкновенные бархатцы, но какие же они красивые! Я эту красоту увидела только там. А монахов там всего 5 человек. Наверное, ангелы помогают им поддерживать порядок, восстанавливать разрушенное. Помогай им, Господи!

Высоченная колокольня. Длинная, довольно крутая, лестница для спуска к храму и источнику. Тишина, спокойствие, красота! И на этом фоне – разрушенные храмы, напоминание о годах богоборчества, безумия людского.

Господи, прости нас и помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас, неразумных грешников!

Очень хочется вернуться туда еще и еще, чтобы вновь прикоснуться сердцем к святыням обители и обрести покой душевный.

Р. Б. Надежда

Практически на границе с Россией в Беларуси находится интересная деревня – Пустынки. Сегодня здесь, словно в оправдание такому названию, и правда нет домов. Да и ранее в деревне преимущественно проживали монахи, которые искали уединенное место для общения с Богом.

По преданию основатель Пустынского монастыря – высокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон). Десятый сын великого князя литовского Ольгерда Симеон был воспитан в Православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял Православие. Хотя в жизни Ольгерда был печальный факт мученической смерти в середине ХIV века трех литовцев, принявших Православие (Антония, Иоанна и Евстафия, их предали казни по настоянию языческих жрецов, Православная Церковь причислила этих безвинных мучеников к лику святых), но, согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий. Почти все его четырнадцать детей приняли Православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своем государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель.

Немаловажный факт – Симеон был женат на дочери прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского. А два родных брата Симеона, Андрей и Димитрий, рука об руку с благоверным князем сражались на Куликовом Поле.

Согласно преданию, князь Симеон заболел глазами, но с глубокой верой и сердечной молитвой, сопровождаемой искренними слезами, омыл свои потемненные очи водой из Пустынского источника, и его слепота мгновенно исчезла.

Исцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель – достойный памятник явленного ему великого благодеяния.


Много исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римокатолики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Св. Пречистой в Пустыньках».

По одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя Симеона населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 году.

После того, как оборвалась мужская линия князей Мстиславских, монастырь вместе с удельным княжеством в 1527 году переходит под управление королевской канцелярии.

Во время второй Ливонской войны Иоанна Грозного с Сигизмундом Вторым Августом, начавшейся в 1563 г., часть иноков Пустынского монастыря была убита, часть же, спасаясь от смерти, ушла в другие, более безопасные места, оставив монастырь под охраной одного-двух иноков. Вскоре после этого монастырскими землями стали управлять миряне. Обитель передавалась в частное управление с целью предоставления материального вознаграждения за услуги, оказанные королевскому двору. Отношение новых хозяев к монастырю зачастую было чисто светским, имущественным, выражавшимся в получении ими с обители в назначенное время денежной суммы.

После того, как Пустынский монастырь по приказу Иосафата Кунцевича в 1601 г. был отдан униатам, монахи этой обители бежали в православный Тупичевский Свято-Духов Успенский монастырь.

В 1839 году после 238-летнего униатского плена древняя обитель сделалась снова православной. Но ее состояние было столь плачевно, что многие годы понадобились на восстановление и духовной, и материальной сторон жизни насельников монастыря. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. И во многом благодаря помощи жертвователей было начато в 1863 г. возрождение некогда славной обители.

Благодаря далеко не скудным жертвам, архимандрит Анатолий создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса, созданных еще униатами, – плоды его трудов.

В 1865 г. была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная.

В 1864 г. прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви.

В 1866 г. в Пустынском монастыре была построена величественная колокольня (58,67 м).

В 1869 году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801-1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола.

Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, была расположена целая группа хозяйственных построек. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается амбулатория и больница.

Пустынский Успенский монастырь был обнесен каменной стеной, оштукатуренной и побеленной, покрытой жестью.

Кирпич для строительства производился рядом с обителью – на монастырском кирпичном заводе.

В 1868 году был заключен контракт на роспись сводов и стен в церквях Пустынского монастыря.

Основные строительные работы по обновлению обители были закончены в 1870 году.

В 1869 г. в Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 г. церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике.

Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

После Октябрьской революции, в 1919 году, насельники, пытаясь сохранить монастырь, по благословению священноначалия зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали.

Богоборцы неоднократно пытались разрушить церковные здания. Начали они с того, что сбросили крест с купола колокольни. В конце 20-х годов подрывная группа намеревалась взорвать колокольню.

В Успенском храме монастыря некоторое время разрешалось служить. Однако перед Отечественной войной службы уже не проводились.

Сохранились свидетельства очевидцев мученической кончины иеромонаха Филиппа, оставшегося в монастыре. Он, не пожелав покинуть родную обитель, проживал в маленькой часовне, расположенной в западной стене монастыря. Жил он на средства, вырученные с продажи свитых им веревок. Однажды, как вспоминают очевидцы, когда престарелый отец Филипп находился в своей часовенке, кто-то подпер входную дверь и поджег часовню. Этим трагическим случаем и закончилась иноческая жизнь в старинном монастыре. О судьбах остальных насельников обители ничего достоверно не известно.

За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. Даже когда местные партизаны на территории монастыря убили полицейского и наставников бросили в тюрьму, никто из них не был расстрелян, все вскоре вернулись к детям.

В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть, направлявшаяся на Курскую дугу из Северной Африки.

Радостным знаком скорого освобождения Отечества от немецко-фашистских захватчиков стало явление Нерукотворного лика Спасителя на стене одного из классов Пустынской школы. К сожалению, его вскоре забелили, поэтому даже не все детдомовцы и воспитатели смогли его увидеть.

28 сентября 1943 г. Мстиславщина была освобождена 196-й отдельной танковой бригадой, возглавляемой полковником Ефимом Духовным. Во время наступления войск Красной Армии в мае-июне 1944 года на территории Пустынского монастыря дислоцировался 46-й Гвардейский Краснознаменный, ордена Суворова 3 степени Таманский авиаполк ночных бомбардировщиц.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу. Во многом благодаря размещению в Пустынках детского дома монастырские постройки сохранились до наших дней.

За годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи... Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. В довершение всех злодеяний на территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия.

28 августа 2003 г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен. Испросив Божиего благословения, братия, паломники и рабочие начинают кропотливое, трудоемкое и нелегкое восстановление монастыря.

Прежде всего, был восстановлен храм Рождества Божией Матери – место для главного делания монахов – молитвы. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории.

Рассказывают, что в 2003 году , когда сюда пришли монахи и стали возрождать монастырь, то они легли спать в одной из комнат. А утром увидели на стене лик Христа . С каждым днем лик проступал все больше. Специалисты, которые приехали проверить этот факт, засвидетельствовали, что это нерукотворный образ. Каждый день сюда приходят поломники, чтобы прикоснуться к святыне.


Это случилось вот в этом корпусе.


Седьмое августа 2005 года стало вторым днем рождения для храма на источнике – его освятили Митрополит Филарет, Архиепископ Стефан и Епископ Софроний.

Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола. Колокол весом в полторы тонны был приобретен на средства Могилевской епархии. А вот несколько звонов поменьше подарил Пустынскому монастырю россиянин из Магнитогорска – Виталий Гутиков.

27 декабря 2005 года Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь пережил важное событие: в нем состоялся первый монашеский постриг. На сегодняшний день в обители пять монахов, трое из них – иеромонахи, один - иеродиакон. Через столько десятилетий запустения в святой обители снова зажжена свеча молитвы. Ежедневно проводятся богослужения, поется акафист Божией Матери, а главное – в праздничные дни, в субботу и воскресенье, в дни памяти чтимых святых совершается Божественная Евхаристия.

Сейчас Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь существует благодаря трудам и заботам Преосвященнейшего Софрония, Епископа Могилевского и Мстиславского, Священноархимандрита этой обители. Владыка Софроний духовно окормляет братию, заботится о возрождении их душ, решает все затруднительные вопросы, возникающие у насельников монастыря.

Братия монастыря ежедневно несет послушания в храме, в трапезной, на огороде, на подсобном хозяйстве.

В дело возрождения обители огромный вклад внесли прихожане Свято-Михайловского храма г. Климовичи и Свято-Вознесенского храма г. Горки. Почти еженедельно, по субботам, а иногда и среди недели, не взирая на немалое расстояние, приезжают в Пустынки эти неутомимые трудолюбивые труженики. За годы возрождения монастыря они выполнили и выполняют много работ. Да благословит Господь все их добрые начинания.

Самый значительный на северо-востоке Беларуси монастырский комплекс Пустынок привлекает к себе многочисленных паломников и туристов. В мягко очерченном пейзаже белорусско-российского пограничья Свято-Успенская обитель являет собой символический мост между двумя братскими народами и странами.

Христианство дарует свободу и требует от человека свободы: свободы, прежде всего от порабощенности собою, свободы зрения, слуха, обращенности ума и сердца. Ибо только в этой свободе загорается «радость о…», любованье, только в ней все становится прозрачным для Царства Божьего и восстанавливается утраченная в «первородном грехе» целостность личности.

Такая свобода позволяет видеть осколки, фрагменты, «штрихи» будущей вечности на лицах людей, в красоте природы, архитектуры… Все это – подарки Божьи и потому – «теоцентричны». Ничто из этого не Бог, но все это от Него и потому о Нем.

Величественные руины Успенского собора, которому в 2008 году исполнилось 200 лет, стремящаяся ввысь звонница, журчащий источник, небольшая речка у храма, природа – все это, являющее собой отблеск Царства Божия, – принадлежность сегодняшней "Пустынки"

Не так давно здесь царило запустение: заросли, завалы, руины. Сегодня обитель ожила. Паломники посещают дом Пречистой Божией Матери, покланяются явившемуся в бывшей монастырской школе нерукотворному образу Спасителя, желая прикоснуться к главному, к «единому на потребу», почерпнуть «праведность, мир и радость в Духе Святом».

Сделано многое, еще большее предстоит, но уже сейчас можно сказать: Пустынка преобразилась.


Своим внешним видом монастырь призван дарить людям радость, отражаясь в сердцах песнью о небесном, о Царстве Божьем, подаренном человечеству Христом. Пустынки – это место, где можно учиться претворять все, в том числе и любование природой, архитектурой, в общение с Богом.

Неподалеку от государственной границы Беларуси, всего в сотне метров от Монастрыщенского района Смоленской области расположился в деревне Пустынки мужской монастырь Могилёвской и Мстиславской епархии Белорусского экзархата Русской православной церкви. Данный монастырь принадлежит к памятникам архитектуры XIV века, являясь одним из самых известных религиозных комплексов на территории Беларуси.
1)


Сам монастырпь состоит из нескольких зданий религиозного типа - школы, собора, церквей, купели и корпусов хозяйственного значения. На фото - вид на Успенский собор, один из самых узнаваемых ракурсов пустынковского монастыря.
2)


Вход в религиозный комплекс.
3)

Колокольня монастыря, возведена в 19-м веке.
4)


Нерукотворный образ Иисуса Христа, обнаруженный во время восстановления Игуменского корпуса. Сам образ находится в здании школы.
5)


И вновь Успенский собор. Не знаю почему, но вот вспомнились отчего-то ... Вспомнились и все тут.
6)


С другого ракурса, видна часть отреставрированной стены.
7)


На заднем плане - Покровская церковь.
8)


Внутренности Успенского собора.
9)


10)


11)


12)


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
13)


Корпус церкви с противоположной стороны, в настоящее время активно проводятся строительные и реставрационные работы.
14)


15)


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Сразу за зданием церкви расположена купель, где можно исцелиться от тяжелых болезней, искупавшись в святой воде. Лично я в купель не заходил ибо являюсь атеистом, абсолютно далеким от религиозных канонов. В целом, Монастырь в Пустынках производит благоприятное впечатление, вполне себе достойное место для посещения.

В этот раз наш путь лежал в особенное место - в Свято-Успенский мужской монастырь. Он находится в 10 км от Мстиславля, на месте бывшей деревни Пустынки, почти на границе с Россией. Мы уже были там 3 года тому назад, и сейчас узнав о грандиозных планах по его восстановлению и увидев идущие широким фронтом работы в центре Мстиславля, решили посмотреть, как обстоят дела в монастыре. Сентябрьский день был солнечным и теплым, белорусские пейзажи вдохновляющими - всё благоприятствовало нашей поездке.

1. Основание этого монастыря связано со святым источником, существующим здесь до сих пор. Согласно легенде, ослепший князь Лугвен, умывшись водой из здешней криницы, чудом прозрел. Исцеление князя сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, была обретена икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. В знак благодарности князь решил создать здесь иноческую обитель. Это было в 1380 году. По другой версии, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя населяли монахи-пустынники.

2. Князь Лугвен (в крещении Симеон) - десятый сын великого князя литовского Ольгерда, был воспитан в православии, строил монастыри, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял православие. Согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий. Почти все его четырнадцать детей тоже приняли православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своём государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Симеон был женат на дочери благоверного князя Димитрия Донского, а два его родных брата, Андрей и Димитрий, вместе с благоверным князем сражались на Куликовом Поле.

3. В течение нескольких веков поклониться обретённой иконе приходили в монастырь верующие всех конфессий. В XVI веке Пустынский монастырь был уже одним из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях.

4. Во время военных действий России и Речи Посполитой в 1563 году часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников. С начала XVII века монастырь стал униатским (орден базилианцев).

5. Это бып период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII века в нём вообще не было насельников. До ХIХ века все храмы монастыря были деревянными.

6. Только в начале XIX века был построен каменный Успенский собор.

7. В 1839 году монастырь был возвращён православным, и в нём начала возрождаться монашеская жизнь. Архитектурный ансамбль монастыря сформировался во второй половине XIX века.

8. Прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

9. Новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была объединена в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная.

10. Примерно в это же время была построена многоярусная шатровая колокольня высотой около 60 метров, ставшая доминантой монастырского комплекса.

11. Собору Успения Пресвятой Богородицы двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола.

12. С трёх сторон были сделаны арки и поставлен иконостас.

13. В Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 году церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях.

14. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

15. Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, находились хозяйственные постройки. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается даже амбулатория и больница. Монастырь был обнесен каменной стеной. На рубеже XIX-XX столетий Пустынский монастырь достиг небывалого расцвета.

16. Пустынский монастырь на фото начала ХХ века и макет реконструкции.


Фото Зьміцер Корх

17. После Октябрьской революции насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал, в настоящее время в монастыре находится чтимый список с нее.

18. За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть. После войны монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу.

19. В послевоенные годы началось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен.

20. Ограду вокруг обители почти всю разворовали, а когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям.

21. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия.

22. В 2003 году сюда пришли монахи и стали возрождать монастырь.

23. Прежде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории.

24. Рождество-Богородицкая церковь и сейчас стоит на месте существовавшей здесь деревянной церкви.

25. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку.

27. Идёт реставрация Покровской церкви с братскими корпусами.

28. Также были отремонтированы хозяйские корпуса.

29. Появилась и современная легенда. Во время ремонта одного из строений монастыря, где раньше была школа, на стене обнаружили лик Спасителя, удивительно похожий на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. Бывшие учащиеся (сейчас это бабушки и дедушки) говорят, что на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.

30. В августе 2005 года храм на источнике освятили, а в декабре в монастыре состоялся первый монашеский постриг. Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола.

31. Пустынки возрождаются как птица феникс из пепла. А мы возвращаемся в Россию, но обязательно вернёмся в следующем году.

Весной три года тому назад мы снимали в Пустынках видео.

К северу от Мстиславля, на реке Ослянка (приток Сожа) находится православный Пустынский Успенский монастырь. Эта святыня находится в 8 километрах от Мстиславля, и в семи - от границы с Россией (Монастырщинский район Смоленской области). Дорога когда-то так и называлась - Монастырский тракт.

Пустынки — необычное место Мстиславщины. Название есть, а населенного пункта нет. А от деревни Пустынки на сегодняшний день не осталось ни одного дома. Лишь древний Свято-Успенский мужской монастырь, монастырские корпуса которого образуют крест.
Подобным топонимом часто называли места православных монастырей - своя Пустынка есть у деревни Рублево в Новгородской области, а один из самых древних святых источников носит название Коренной Рождество-Богородичной пустыни и находится в пригороде Курска.. Это место так и зовется, потому что издревле тут больше селились не простые люди, а монахи. Они тут уединялись и молились Богу. Рассказывают, что сюда пришли монахи из Киево-Печерской Лавры. Тут они выкопали печоры в земле и жили там.
История Пустынского Успенского монастыря, как зеркало отражает историю Мстиславской земли,
Мстиславские монастыри славились высокими звонницами, с которых, казалось, можно дотянуться до облаков чудо-колоколами, звон которых разносился на десятки километров, чудотворными иконами, святыми колодцами с целебной водой, излечивающей любые болезни. Древние монастыри, за свою многовековую историю неоднократно разрушались, но потом вновь возрождались.

История Пустынского Успенского монастыря была долгая и трагичная, и она начинается с княжения Лугвения-Симеона, внука Гедемина, сына Великого князя Литовского Ольгерда и Марии Витебской. Князь Лугвений-Симеон проявил глубокое уважение к православной вере, воспитанное его матерью Марией Витебской. В 1380 году им был основан Пустынский Успенский монастырь.
Между прочим, тот еще был Лугвений-Симеон оный княжичь.
Бог даровал Семёну-Лугвену долгую жизнь - он родился в 1350 году, а преставился в 1430-ом, - из них почти пятьдесят лет держал Мстиславль, защищал от немцев Псков и Великий Новгород, от шведов - Корелу, от татар - Киев, возил мстиславское войско на поле куликово, одержал победу.
Тринадцатилетним отроком участвовал в грандиозном сражении с татарами у Синих Вод, случившемся за семнадцать лет до Куликовской битвы - первом большом сражении, в котором татары были разгромлены наголову. Победа у Синих Вод отдала во власть Ольгерда Киевские земли, Подолию и Волынь.
Сам Семён-Лугвен вместе с отцом трижды ходил на Москву (добыв себе в результате невесту)))).


В 1386 году, воспользовавшись его отъездом на свадьбу брата - великого князя Литовского Ягайлы и польской королевны Ядвиги - князья Святослав Иванович Смоленский, Василий Иванович Вяземский и Андрей Ольгердович Полоцкий (ещё один родной братец) обложили Мстиславль. Однако взять не успели: вовремя обернувшийся Семён разгромил на берегу Вихры русское войско
В 1392 г. он возглавлял новгородскую дружину в битве со шведами на реке Неве.

В начале XV века на первый план встала борьба против тевтонских завоевателей, посягавших на славянские земли. 15 июля 1410 года у села Грюнвальд состоялась одна из величайших битв средневековья. В составе союзной армии особо отличились Мстиславский, Оршанский и Смоленский полки, возглавляемые Семеном-Лугвеном и его 16-летним сыном Юрием. Они сыграли решающую роль в битве, которая подорвала военно-политическое могущество Тевтонского ордена, остановила его агрессию на Восток.
Основание монастыря, наряду с легендой, непосредственным образом связано с дожившим до наших дней святым источником. В одном из уцелевших в церковных архивах изданий - «Краткий исторический очерк “Пустынско-Успенский монастырь Могилевской епархии», вышедшем в свет в Санкт-Петербурге в 1901 году, о мстиславском монастыре сказано: «Основан в 1380 году родоначальником князей Мстиславских, сыном Ольгерда, князем Лугвением Симеоном…».
Жизнь человеческая устроена так, что с победами и радостью идут рядом немощи, горести и утраты.

Легенда гласит, что князь Лугвен после тяжелой болезни начал слабеть глазами. Его надеждой и опорой были молитвы. Только на милость Божию уповал удачливый полководец и слепнувший человек. Тьма с каждым днем все сильнее заслоняла от очей князя Божий свет, и стал он хмур и задумчив. Но однажды приснился князю странный сон, в котором явился ему старец и сказал: «Иди в пустынь, умойся из источника и получишь исцеление». Когда князь проснулся, то он пошел в Пустынки. По дороге к нему подошел человек и довел его до нужного места. Подвел к крынице и омыл ему глаза. Зрение вернулось и князь увидел старца, который быстро исчез. На месте старца осталось дерево..
А в ветвях развесистой липы, что склонилась над прохладным источником, князю Симеону явилась икона Божьей Матери, от которой исходил чудный свет. Разумеется, чудесное исцеление и явление иконы Божьей Матери не остались без внимания властителя. В знак благодарности по его приказу рядом с целебным источником была построена церковь, которую назвали в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Икона получила название Божией Матери Пустынной (Патриаршей), чтимый список с нее и сейчас находится в Свято-Покровской церкви.
Лугвений-Симеон не только прозрел, но и смог далее выступать за Отечество и Веру.


Пустынский Успенский монастырь начинался с храма, выстроенного над источником в честь рождества Божьей Матери. После победы в Грюнвальдской битве Семен-Лугвен подарил Пустынь монахам, щедро одарил средствами на строительство монастыря.
Людская память, которая, как живая вода из крыницы, проистекает из мудрости поколений, сохранила отзвук-воспоминание о том, что первым игуменом монастыря стал старец, давший князю знание о роднике.
В XVI в. это был один из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях. При участии князей и старост мстиславских Пустынский монастырь играл значительную роль в развитии Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Обратимся к архивам, из которых следует, что в начале XVI века монастырю принадлежали «села Авдейково, Радионовка, Слобода, Рацуковская Пересадина, луга за Вихрой и Сожем, ловы рыбные, бобровые и звериные, двор и участок в Мстиславле, значительное количество крестьян и собственный суд над ними».

И хоть территория монастыря застраивалась новыми церквями, а монахи призывали к миролюбию, войны между Московией и Речью Посполитой затронули и это святое место. В 1563 году часть монахов в результате войн уничтожили, а остальные были вынуждены перебраться в безопасные места.
Какое-то время в монастыре не было насельников. В 1605 г. монастырь становится униатским (орден базилианцев). Это период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII в. в нём вообще не было насельников. До ХIХ в. все храмы монастыря были деревянными. В 1801 - 1808 гг. был построен каменный Успенский храм.
В 1839 г. монастырь был возвращён православным и в нём начала возрождаться монашеская жизнь. Его настоятель Ф.ЛЕВИНСКИЙ учредил православное братство и открыл церковно-приходскую школу.
В 1860 - 1893 гг. сформировался архитектурный ансамбль монастыря. Были построены каменные храмы Рождества Богородицы (1864 г.), Покровская (1865 г.). Внутри храма Рождества Богородицы под помостом находился святой источник. Была перестроена соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ей придали крестообразную форму, ввысь вознёсся громадный купол с четырьмя меньшими куполами по сторонам; с трёх сторон были сделаны арки и поставлен иконостас. На территории монастыря вплоть до его официального закрытия в 1918 г. находилась чудотворная икона Божией Матери «Патриаршая». В конце ХIХ в была возведена многоярусная шатровая колокольня.
В стенах разрушенного людьми и временем Пустынского монастыря никаких рукописных свидетельств о прошлом не осталось. Они пропали вместе с церковной утварью в 1918 году, когда советская власть с неистовым упорством крушила пережитки старого, ненавистного мира и на его руинах строила новое, атеистическое общество. И 1918 год стал для монастыря у Пустынки роковым: большевики его закрыли, а чудотворная икона Божией Матери «Патриаршая» исчезла без следа.. со всей монастырской утварью, книгами и документами..
После Октябрьской революции здание церковно-учительской школы послужило для размещения здесь Пустынской начальной школы. Здесь обучались дети из окрестных деревень, а с 1926 года и детдомовцы, проживавшие в кельях бывшего монастыря. Кстати, в 1918 году в Пустынской сельской школе трудился известный музыкант, классик белорусской музыки Николай Чуркин, чьё имя нынче носит Мстиславская детская музыкальная школа.

В 1943 г. немцы при отступлении варварски взорвали монастырь. При этом были обнаружены в стенах собора потайные ходы, один из которых выводил за пределы обители.
До 1960 года здесь находился детский дом, а до 1970-го - школа.
Жизнь в «республике ШКИД» била ключом - говорят, детишки вскрыли подвалы церквей и по выбрасывали из саркофагов мощи монахов. Так и валялись кости и останки по окрестностям…
Много воды утекло из криницы за прошедшие столетия. Монастырь пережил славу и бесславие, расцвет и забвение. Несколько веков находился у униатов. Надо отдать должное, что Успенский собор был возведен униатским архиепископом Ираклием Лисовским в начале XIX столетия. Во второй половине этого же века в монастыре была построена высокая пятиярусная колокольня.
В наследие XXI веку на территории Пустыни остались руины Успенского собора, монастырского корпуса с церковью, колокольни, школы, часовни, двух хозяйственных строений и трех жилых домов.. На холме лишь возвышаются величественные руины, заросшие деревьями, - все, что осталось от двух некогда великолепных храмов.
Но пути-дороги в Пустынский Успенский монастырь люди прокладывали в самые лихие времена, и проторенные тропинки не зарастали летом травой, а зимой не утопали в снегу, потому что шли странники к святой крынице, к намоленным стенам.
Наступил другой день и другой час. В монастырь пришли люди. Для того, чтобы своими молитвами и трудами отстроить разрушенное. Работы по восстановлению монастыря были начаты в 2003 году, а 28 августа 2003г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен.

В 2003г. монахи принялись приводить в порядок одно из строений монастыря (бывшее здание школы, на стене игуменского корпуса). Работать начали на месте в июне и для ночлега они тогда нашли более-менее пригодное место. А сегодня в этой комнате люди отдыхают душою и телом от трудов праведных. На стене, где ранее располагалась школьная доска, они обнаружили проявившийся лик Спасителя.
Лик Христа - это уникальное божественное знамение, которое привлекает множество паломников в Пустынки.
Как сказал епископ Могилевский и Мстиславский Софроний
- Чудо, Господь дает нам чудесные явления для укрепления веры. Например, снисхождение благодатного огня накануне Пасхи. Это тоже чудо.
Это стало божьим знаком, призывом к восстановлению Пустынского монастыря.
Со временем Спас Нерукотворный становился все четче. Изображение Христа и крест с распятьем под ним настолько четко просматриваются, что мурашки пробегают по телу. Говорят, с каждым годом очертания Спасителя становятся ярче и выразительнее, а на некоторых фотографиях можно увидеть прозрачно-голубые глаза Иисуса. По утверждению местного монаха - иеродиакона Терентия - лик Христа символизирует укрепление веры в сердцах прихожан.

Специалисты, которые приехали проверить этот факт, засвидетельствовали, что это нерукотворный образ.
По вертикали длина образа равна 17 см, по горизонтали - 11,2 см. При этом 27 см по горизонтали и 26,5 см вертикали соответственно составляет «обод», видимо также являющийся частью изображения. Расстояние от макушки до окончания правой половины лица вместе с волосами равняется 17 см, такое же расстояние, но в левой половине - 18,4 см. Размер носа равен 1,5 см, глаз - 2,5 см.
С того самого летнего дня и по сегодняшний день эта комната встречает паломников. Всех тех, кто надеется увидеть воочию чудо.

Процесс реставрации идет медленно - пока почти полностью восстановлена стройная белоснежная звонница высотой 60 метров (в первоначальном варианте ее высота составляла 74 метра, на которой установлено 6 колоколов - один большой и пять маленьких. Кстати, в восстановленную звонницу большой колокол подарил предприниматель с Магнитогорска..
Была также восстановлена надкладезная Свято-Покровская церковь. Здесь хранится список знаменитой иконы Божией Матери пустынной (Патриаршей).
Возрождается в монастыре и монашеская жизнь.

Говорят, раньше к Свято-Успенский монастырю шел подземный ход от стен Мстиславской церкви Св. Александра Невского. Строители, принимающие участие в реконструкции монастырского комплекса, подтверждают наличие подземного хода. «Трудно говорить о его протяженности, так как он засыпан. А о размерах свидетельствует сохранившаяся небольшая часть на территории монастыря — более чем двухметровый по высоте кирпичный туннель позволяет беспрепятственно перемещаться всаднику на коне. Удалось рассмотреть и боковые со следами сильного закопчения ниши для факелов»..

Дорога ведет на самую вершину холма, а затем круто спускается вниз, к небольшому храму Рождества Богородицы и крынице с чудотворной водой, вода из которого считается целебной.
Люди, приезжающие сюда из Украины, России и различных уголков Беларуси, утверждают, что вода эта лечит. Особенно помогает она при потере зрения.
Если будете в этих краях — обязательно заедьте сюда, от Мстиславля на машине это не более 20 минут. Обязательно попробуйте воды из святой криницы. Над ней на остатках церковной стены чьей-то рукой прикреплена маленькая иконка Богоматери, а рядом, чтобы помнили, — жестяная табличка с очень кратким изложением истории монастыря, которая заканчивается глубокой и горькой фразой: «Людзi, час i прырода зрабiлi сваю справу — зараз тут руiны». (Люди, время и природа сделали свое дело - теперь здесь руины )

Величава пятиярусная колокольня, увенчанная уже крестом. Нет ей никакого дела до земной суеты сует. Пустынки поражают величественностью построек и, хотя они и были разрушены взрывами еще в 50-е годы - воображение все равно достраивает монументальные творения, наполняя теплом в душе.

Время в Пустынках замирает не только на часах - кажется, что его там вообще нет. Даже облака не плывут по небу - они неподвижны. Будь то кто-то плеснул на небосвод краской, и она застыла, намертво прилипнув к необыкновенной сфере над нашими головами.
Если вас зовет дорога, то не откладывайте на завтра, которого может не быть, то, что можно сделать сегодня. Ибо «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один» (Жан Жака Руссо).

От деревни Пустынки на сегодняшний день не осталось ни одного дома. Это место так и зовется, потому что издревле тут больше селились не простые люди, а монахи. Они тут уединялись и молились Богу. Рассказывают, что сюда пришли монахи из Киево-Печерской Лавры. Тут они выкопали печоры в земле и жили там.

В 1308 году тут появился монастырь . Дело в том, что в то время князем был внук Гедемина, сын Альгерда, Семен . Он заболел и ослеп. Однажды ночью ему приснился старец, который сказал, что надо идти в Пустынки и там найти криницу. Помыть глаза водой из этой криницы и зрение вернется.

Когда князь проснулся, то он пошел по дороге в Пустынки. По дороге к нему подошел человек и довел его до нужного места. Подвел к кринице и омыл ему глаза. Зрение вернулось и князь увидел старца, который быстро ищез. На месте старца осталось дерево, а на нем висел образ Матери Божей. Князь приказал построить на этом месте монастырь. Так и появилась Пустынская Свято-Успенская обитель.

Князь построил часовню и в ней разместил икону. Часовня всегда была деревянной, только в 1863 году на ее месте построили новую каменную церковь. Там и поместили икону. Но когда сюда пришли большевики, то церковь они уничтожили, а икона куда-то исчезла. Ее не могу найти и до сегодняшнего дня. Церковь же на этом месте отстроили только в конце прошлого века.

В советское время тут был председатель, который в древней церкви сделал баню, а в купели со святой водой – бассейн. Монахи обновили и купель и церковь.

Пустынская обитель всегда была на земле князей Мстиславских. Они очень помогали монахам. В XV веке монастырь был уже очень богатый и имел много земель. Монастырь всегда стоял на границе с Московским княжеством, с котором постоянно воевали наши предки. Но монастырь всегда оставался целым.

А вот в 1563 году, когда на московском троне был Иван Грозный , московские войка напали на монастырь и много монахов убили. А те, кто остался в живых, покинули обитель. Только через 10 лет Стефан Боторий отдал монастырь под патронаж полоцкого Епископа. Но война снова разрушила монастырь и он стоял пусто до XVII века.

В самом начале XVII века в пустынский монастырь пришли монахи-униаты и начали отстраивать монастырь . Они вели споры с православными, которые нередко доходили до драк. Монастырь был деревянный все время, только униаты начали строить кирпичные строения.

Церковь была построена в 1808 году , построили ее в стиле борокоо. Церковь была главным храмом пустынского монастыря. До наших дней дошли только руины. Церковь построена очень интересно. Толстые стены, а в них – проходы. По этих стенах можно ходить по всему храму.

Униаты построили при монастыре школу, где учили детей. После них там было сельскохозяйственная школа, а в советсвое время – обычная школа. В одном из ее комнат на стене проступил лик Христа.

Рассказывают, что в 2003 году , когда сюда пришли монахи и стали возраждать монастырь, то они легли спать в этой комнате. А утром увидели на стене лик Христа . С каждым днем лик проступал все больше. Специалисты, которые приехали проверить этот факт, засвидетельствовали, что это нерукотворный образ. Каждый день сюда приходят поломники, чтобы прикоснуться к святыне.

Звонница была построена тогда, когда монастырь был поностью православным, во второй половине XIX века. Звонницу видно издалека. В советское время это не нравилось власти. Сюда приехали, чтобы заложить взрывчатку и взорвать звонницу. Но посмотрели, что рядом школа, и решили этого не делать. Сейчас звонница находится на рестоврации.

На территории монастыря построили православную церковь в 1865 году . В ней были кельи, где жили монахи и молились Богу. Эту церковь также называют “теплой”. Раньше в церквях не было печек, а тут были голландские печи, потому что тут были кельи, где жили монахи. А дымоход от печей шел по стенам церкви. Поэтому стены нагревались и в церкви становилось тепло.

Пустынский монастырь существовал до 1918 года. Когда пришла советская власть, то он был закрыт и в нем открыли детский дом. Во время Великой Отечественной войны немцы никого тут не трогали. А в 1943 году прискакал немец и позвал всех жителей в лес. Жители ему доверились и пошли. В это время приехал отряд немцев и спалил деревню. Таким образом, один немец всю деревню спас от смерти.

Десткий дом был тут еще и после войны. Только в 1970 году, когда детей перевели, сюда пригнали тракторы, которые стали расстаскивать стены церкви.

Успенский монастырь - это удивительное место, проникнутое некой кристально чистой, как вода в кринице Лугвена, аурой. Если будете в этих краях - обязательно заедьте сюда, от Мстиславля на машине это не более 20 минут. Пройдите по липовой аллее, побродите под пустыми арками Успенского собора, подымитесь, если получится, наверх, осмотритесь вокруг. Лучшего места, чтобы задуматься о категориях, на которые в жизненной текучке обычно не хватает времени, пожалуй, не найти. Обязательно попробуйте воды из святой криницы. Над ней на остатках церковной стены чьей-то рукой прикреплена маленькая иконка Богоматери, а рядом, чтобы помнили, - жестяная табличка с очень кратким изложением истории монастыря, которая заканчивается глубокой и горькой фразой: «Людзi, час i прырода зрабiлi сваю справу - зараз тут руiны».