Главная · Черногория · Порт Одесский: основные сведения, история, деятельность порта. Одесский морской порт Оздоровительный комплекс "Чабанка"

Порт Одесский: основные сведения, история, деятельность порта. Одесский морской порт Оздоровительный комплекс "Чабанка"

В порту сохранилось много дореволюционных построек, но самая заметная его достопримечательность - многочисленные эстакады, первые из которых начали строиться ещё в 1874 году. Впрочем, все нынешние эстакады уже послевоенные, и почему их тут столько - не знаю. Видимо, из портов постсоветского пространства Одесса в наибольшей степени ориентирована на автотранспорт.

Жизнь под эстакадами:

Почти на траверсе Тёщина моста стоял огромный парусник "Дружба". Он был построен в 1987 году на Гданьской верфи по заказу СССР, и польские корабелы тогда выпустили целую серию таких парусников, отправленных в Петербург ("Мир"), Севастополь ("Херсонес"), Владивосток ("Надежда" и "Паллада").

Вообще, малоизвестный факт, но каждый крупный порт в СССР имел хотя бы один учебный парусник, причём отнюдь не на случай ядерной войны, а для тех же целей, для которых держат парусники в развитых странах - праздники, регаты, кругосветные плавания, дружественные визиты, круизы... Словом, для красоты. Самый большой российский парусник "Седов" (второй по величине в мире) обитает в Мурманске, но я там его ни разу не видел. А парусники серии "Дружбы" считаются самым быстроходными в мире.

Пройдём немного по Приморскому бульвару - и вот она, Потёмскинская лестница, ведущая к главной одесской площади:

Обратите внимание - лестница лишена перспективы, то есть не сужается книзу. На самом деле наверху её ширина 12 метров, а внизу 21 метр. Длина лестницы - 146 метров, в ней 191 ступень. И благодаря всё тому же эффекту снизу лестница кажется вдвое выше, чем она есть:

К тому же, она довольно пологая, с очень удобным чередованием маршей и площадок - подниматься по ней немногим труднее, чем просто идти по горизонтальной улице. Построил лестницу в 1837-41 годах всё тот же губернатор Воронцов по проекту архитектора Боффо (который строил ансамбль Приморского бульвара) - то ли к визиту Николая Первого, то ли в подарок своей жене, то ли просто с целью украсить город. Проект вышел мега-дорогой, но лестница раз и навсегда стала символом Одессы. И кстати, к Потёмкину она не имеет никакого отношения - до Революции она вообще не имела официального названия, а нынешнее получила в 1955 году в честь броненосца "Потёмкин".
Причал крупнее - справа Карантинная гавань, слева - Каботажная. Высотка - пятизвёздочный отель "Одесса", у подножья - Морской вокзал, на заднем плане - Воронцовский маяк.

Параллельно лестнице проходит фуникулёр - один из первых в Российской империи (1902), за свою историю трижды закрывавшийся на несколько лет: 1919-26, 1941-48 и 1969-2005. Последний раз фуникулёр вообще заменили эскалатором, который к 1996 году пришёл в негодность. Как работает фуникулёр сейчас, я не знаю - но в день нашего визита он был закрыт. В действии эта штука выглядит так .

Спускаемся пешком. Воронцовский маяк лучше всего виден отсюда - основан он был в 1845 году, несколько раз заменялся, в нынешнем виде построен в 1950:

Стены из дикого камня, поддерживающие крутой берег:

Портовые краны и диспетчерский пункт:

Чтобы попасть на пристань, надо пересечь очередную эстакаду - пешеходы туда проходят через здание у конца Потёмкинской лестницы, но где-то устроен въезд и для автомобилей:

С этой эстакады хорошо видны и другие над железной дорогой. Слева, откуда мы пришли:

И справа, у подножья Ланжерона с его новостройками:

Виды с пристани на город:

Здесь из-за зданий выглядывает крыша Оперного театра:

На входе встречается небольшой сувенирный базарчик и скульптура "Золотое Дитя" - между прочим, Эрнста Неизвестного. Многие работы этого скульптора мне нравятся, но здесь я в своей оценке солидарен с Хрущовым.

Суда у пристаней - почему-то не пассажирские, видимо ещё не сезон, так как летом в Одессу частенько заходят круизные лайнеры из Средиземного моря. Слева - кажется, контейнеровоз "Зоя" под флагом Панамы (не виден):

Справа - увы, не знаю, как называется судно этого класса, но приписано оно к Мальте:

Ничего удивительного - это практика "дешёвых флагов", то есть владельцам, будь они в США, Германии или России, выгоднее передать судно этим странам и взять его в бессрочную аренду, чем содержать и платить налоги самим.

Катер на фоне Воронцовского маяка. Обратите внимание на бетонные молы, которые закрывают Одесскую гавань от штормов:

За Карантинной гаванью грузят уголь:

Ещё какие-то пристани и терминалы за Каботажной гаванью:

Но в целом в огромном порту как-то пусто и даже сонно. Видно, что он мог бы работать гораздо активнее, чем сейчас. Некогда один из крупнейших портов мира, ныне Одесса вместе с пригородом Ильичёвск (где порт едва ли не крупнее) даже на Чёрном море занимает лишь третье место (грузооборот 25-35 миллионов тонн) после Новороссийска (115 миллионов тонн) и румынской Констанцы (около 40 миллионов). Украине просто нечем загрузить Одесский порт на полную мощность:

Он знал в прошлом много выдающихся страниц. Сто лет назад это была главная в мире хлебная гавань - Россия производила до 2/3 мирового зерна, и большую его часть вывозила именно через азово-черноморские порты. Но в общем-то как и во всей Одессе, экономическая слава тут блекнет перед славой литературно-фольклорной. Сколько с одесским портом связано песен, стихов, прозы! А тем более - с теми, кто жил этим портом, включая контрабандистов, голодранцев, портовых девок... А режим "порто-франков" ("вольного порта"), введенный Ланжероном в 1817 году и превративший Одессу в этакий Гонког 19 века с беспошлинной торговлей в пределах центра? А "паломнические ворота" между Россией и Афоном, Святой землёй? А белая эмиграция? В сравнении со всеми этими образами нынешний Одесский порт выглядит мемориалом самому себе.

Очень проникновенная скульптура женщины, провожающей мужа в дальнее плавание. У меня ассоциации с китобоями... но может быть это лишь потому, что мой папа - моряк-гидробиолог, много лет работавший в промысловых рейсах на краба и гребешка, и образ "уходящего в море" у меня ассоциируется не с торговыми портами тропических стран, и не с походами военных кораблей, а именно с морским промыслом.

В самом конце пристани - церковь Николая Чудотворца, покровителя моряков. "Теплицы" - крыши помещений морского вокзала, большая часть которых находится внутри пристани.

Между ними - Музея якорей, рядом с которым динамик рассказывает кратко об истории якоря и каждом экспонате в отдельности, причём почему-то по-русски без украинского дубляжа.

А рассказывать, да ещё и по-русски, тут есть кому. Даже в промозглый серый день под сильным дождём мы видели несколько стаек туристов. Особенно удивили две женщины, которых я сначала принял за каких-нибудь арабизированных француженок. Одна из них по-русски попросила меня их сфотографировать, а я спросил, откуда они. Оказалось - из Баку, причём одна была азербайджанка, а другая - армянка.
В отеле же есть смотровая площадка, открытая только летом.

Рядом с Музеем якорей на стене церкви вот такие мемориальные знаки. Обратите внимание на правую плиту, которую я почему-то не догадался заснять крупнее:

Никольская церковь снизу - здесь её вход. Дальше тянутся причалы лодок и мелких катеров. Кстати, берег здесь обращён к северо-востоку, а чуть дальше береговая линия резко поворачивает и идёт строго с севера на юг.

Вот таким бывает Чёрном море - холодным, мрачным, угрюмым. И пожалуй, и я теперь буду вспоминать его именно таким. На обратном пути мы увидели, как отходит уже знакомое нам судно:

И не "корабль отплывает", а "судно отходит"! Потому что корабли - это только военные суда, кораблями называть не принято не то что супертанкеры или гигантские лайнеры, а даже атомные лодоколы. И, как говорят моряки, "г...но в проруби - плавает, а суда - ХОДЯТ".

На ближайшие несколько постов с морем мы попрощаемся - впереди центр Одессы, дворики, Молдаванка. Но водами Понта мы ещё полюбуемся в постах об одесских курортах - Аркадии и Большом Фонтане.

НОВОРОССИЯ-2011

Одесский морской порт, вид на пассажирский терминал порта.

Пересыпь и порт на плане Одессы. 1919

Порт. Погрузка русского хлеба на французские корабли во время оккупации Одессы союзниками. Начало 1919

Карантинная гавань в конце XIX в. Литография

Иллюстрация гавани Одесского порта. Видна спускающаяся с плато Гигантская лестница, ныне Потёмкинская лестница. Середина XIX века

Вид на «карантинную» гавань. Фотография начала XX века

Вид на Платоновский мол и Карантинную гавань. Фотография начала XX века

Вид на Одесский порт со стороны моря. Фотография начала XX века

Одесский порт с гаванями: Карантинной - для судов заграничного плавания, площадью в 51 тыс. кв. саженей и протяжением по береговой линии 980 погонных саженей, с 3 молами и глубиной от 24 до 40 футов; Новой - протяжением 481 погонная сажень, с 2 молами и с глубиной 26 футов; гаванью между Новым и Военным молами - с глубиной 16-17 футов; Практической или Каботажной - протяжением 786 погонных саженей, с 3 молами и глубиной 16-17 футов; казенной, для судов министерства путей сообщения - протяжением 84,5 погонные сажени; Нефтяной - протяжением 929,4 погонных саженей, с молом и глубиной 24 фута; с брекватером (волноломом) в 573 сажени, глубиной 16-15 футов, и аванпортом - бассейном в 136 тыс. кв. саженей, с причальной линией в 173 погонные сажени. Электрическое освещение во всех гаванях и портовой территории, вымощенной и канализированной, с маяками и сигнальными огнями на молах и волноломе, что дает возможность производить работы по выгрузке и погрузке ночью. Водопровод по всему порту; эстакада Юго-Западных железных дорог с 4 конвейерами и головными трубами, высыпающими зерно прямо в брезенты; рельсовые пути по всем молам; подвижные паровые краны; нефтепровод русского общества пароходства и торговли, переливающий керосин из пароходов в баки станции "Наливная"; особые приспособления для выгрузки каменного угля, русского общества пароходства и торговли и Юго-Западных железных дорог. 3 эллинга: для катеров министерства путей сообщения, товарищества Беллино-Фендерих и русского общества пароходства и торговли, с водной площадью в 7000 кв. саженей и многочисленными механическими мастерскими. Общество спасания на водах; мареографическая станция; телефон . Общее протяжение всех портовых набережных, устроенных на бетонных массивах из твердого известняка, с покрытием из гранита, составляет 2921 погонную сажень. Прилегающая к порту территория - 11 5 488 кв. саженей; общая водная площадь порта - до 306900 кв. саженей; площадь крытых помещений - 9 тыс. кв. саженей. Подъездные пути к порту вымощены гранитом на 40465 кв. саженей; рельсовые пути занимают 23133 кв. сажени. Из жителей порта только 16,4% местных уроженцев; остальные - пришлое население разных мест империи и других стран и частей света. В г. пришло в порт паровых судов 3894, парусных - 3789, барж - 3435; отошло паровых судов 3901, парусных - 3868, барж - 3454. Из них пришло судов дальнего плавания: пароходов русских - 179, в 273 тыс. тонн, иностранных - 1028, в 1525 тонн; парусных русских 1 в 154 тонны, иностранных 69, в 18 тыс. тонн. Отошло пароходов русских 173, в 266 тыс. тонн, иностранных 1044, в 1549 тыс. тонн; парусных - иностранных 6 6, в 17 тыс. тонн. Каботажных судов: пришло паровых 1930, в 1047 тыс. тонн, отошло 1929, в тыс. тонн; парусных пришло 2167, в 120 тыс. тонн, отошло 2257, в 127 тыс. тонн. Буксирных судов пришло 635, в 47 1 / 2 тыс. тонн; отошло 642, в 50 1 / 2 тыс. тонн. Первое место в приходе судов занимает английский флаг, затем русский, австрийский, итальянский, норвежский, датский, греческий, французский, германский, голландский, турецкий и испанский. Русское общество пароходства и торговли (46 пассажирских, 17 товарных и 12 буксирных пароходов, в 136 тыс. тонн водоизмещения; 5 катеров, 66 железных барж, 6 блокшифов и пр.) поддерживает сообщение по линиям александрийской прямой (Александрия , с заходом в Константинополь , Смирну и Пирей) и александрийской круговой (с заходом в Константинополь, Дарданеллы , Афон , Салоники , Смирну, Хиос , Лимассоль, Ларнаки , Мерсину, Триполи , Бейрут , Яффу, Порт-Саид), в СПб. и порты Балтийского моря (так называемый "большой каботаж") и по черноморско-болгарской линии. Между О. низовьями pек Днепра и Буга и Аккерманом ходят пароходы нескольких владельцев, между Одессой и днестровскими пристанями - пароходы Баптизманского. Срочные рейсы между Одессой и Батумом поддерживает российское общество морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей и товарных складов, с выдачей ссуд (6 пароходов). По Черному и Азовскому морям ходят 2 парохода южнорусского общества пароходных сообщений. В том же направлении делают рейсы пароходы и баржи частных владельцев. Из Мариуполя в порты Черного моря доставляют каменный уголь до 20 пароходов; несколько пароходов возят керосин из Батума. Черноморско-дунайское пароходство (10 пароходов с многими баржами) поддерживает сообщение с дунайскими пристанями. Срочное сообщение с дальним Востоком установлено 1 0 пароходами добровольного флота и несколькими иностранными пароходными обществами. Начинает развивать свои рейсы общество азовского пароходства. О. порт - первый в империи порт по размерам отпускной торговли. В начале 40-х годов, по ценности отпуска, Одесса уступала не только СПб., но и Риге; с г. она превосходит Ригу, с г. - СПб., но окончательное первенство О. порта установлено с г., а в г. его отпуск превысил вдвое отпуск СПб. порта. Общий оборот внешней торговли О. порта равняется, по таможенным данным ( г.), 146 1 / 2 , млн. руб. (без транзита) или 12 2 / 5 % общего оборота империи, а с транзитом достигает до 14%. Весь экспорт определяется в 135 млн. пудов, ценностью в 108207 тыс. руб., а с транзитом - в 110 млн. руб. Импорт 22 млн. пудов, ценностью в 38254 тыс. руб., составляет по отношению к экспорту 16 2 / 7 % или (по ценности, с транзитом) около 9% всего импорта Империи, уступая по размеру лишь одному Петербургскому порту. Главнейшим предметом отпускной торговли О. порта являются зерновые продукты и из них пшеница , почему О. порт нередко называют "пшеничным городом". В г. отпущено пшеницы до 60 1 / 2 млн. пудов, на 39 млн. руб.; ячменя 25 млн. пудов, на 10 1 / 2 млн. руб.; ржи 21 млн. пудов, на 11 млн. руб.; кукурузы 11 млн. пудов, на 6 млн. руб.; пшеничной муки 1700 тыс. пудов, на 2182 тыс. руб.; овса 1143 тыс. пудов, на 581 тыс. руб.; гороха 633 тыс. пудов, на 538 тыс. руб. Весь хлебный отпуск достиг 122 млн. пудов, на 70 млн. руб. Из этого количества доставляется к О. порту: Юго-Западными железными дорогами 42,96%, каботажем 45,92%, гужом 11,12%. Кроме того, до 8 млн. пудов хлеба идет на внутреннее потребление и 2700 тыс. пудов отпускается внутрь Империи в виде зерна и муки. Таким образом, на О. хлебном рынке циркулировало до 134 млн. пудов хлеба. Поставщиками хлебных продуктов являются северо-западные части губерний Херсонской, Бессарабской, Подольской, Киевской, Волынской, обслуживаемые Юго-Западными железными дорогами; местности нижнего течения реки Днепр , от города Александровска (губернии Екатеринославская, Херсонская и Таврическая); южная Бессарабия ; Прибужье; местности, лежащие по рекам Дунаю и Пруту, в том числе часть Румынии ; черноморские порты и окрестности Очакова, доставляющие хлеб путем каботажа и, наконец, местности, удаленные от Одессы на 100-200 верст и доставляющие хлебные грузы по чумацким трактам. Магазины Одессы вмещают до 4 млн. пудов хлеба, элеватор Юго-Западных железных дорог - до 3 млн. пудов. Maximum вывоза хлеба падает на октябрь-ноябрь и весну при начале навигации. Хлебная торговля и экспорт занимают огромное число лиц и предприятий, среди которых есть старинные хлеботорговые фирмы. Зерновые продукты отпускаются главным образом в Великобританию (52 млн. пудов), Голландию (28 млн. пудов), Германию (17 млн. пудов), Францию (10 млн. пудов), Бельгию (8 млн. пудов), Данию и Италию (по 5 млн. пудов). Швецию и Норвегию (4800 тыс. пудов); затем следуют Турция и Египет , Португалия , Австро-Венгрия , Испания , Черногория , Восточная Сибирь . Мука отправляется в Турцию , Египет, Великобританию; отруби - в Данию, Германию, Голландию, Великобританию, Бельгию; крупа - во Владивосток . Из других предметов отпуска вывозится сахара-рафинада 3 млн. пудов, на 8 1 / 2 млн. руб.; семени льняного, конопляного, рапсового, репного, макового и др. 2832 тыс. пудов, на 1829 тыс. руб.; рыбы соленой, маринованной и копченой 494 тыс. пудов, на 1485 тыс. руб.; шерсти 147 тыс. пудов, на 1256 тыс. руб.; железа всех сортов 477 тыс. пудов, на 985 тыс. руб.; железных изделий 289 тыс. пудов, на 2295 тыс. руб.; бумажных тканей 501 тыс. пудов, на 2 млн. руб.; оружия - 10 тыс. пудов, на 978 тыс. руб.; белья, платья и готовых вещей 5 тыс. пудов, на 826 тыс. руб.; чугунных изделий 130 тыс. пудов, на 783 тыс. руб.; табака в листах и крошеного 26 тыс. пудов, на 626 тыс. руб.; спирта 51 млн. градусов, на 661 тыс. руб.; поделочного дерева (главным образом бочарных клепок) 560 тыс. пудов, на 671 тыс. руб.; сукна 7 1 / 2 тыс. пудов, на 614 тыс. руб. Остальные предметы вывоза не достигают, по ценности, 1 / 2 млн. руб. Экспорт одесских товаров (кроме хлеба) направляется в Восточную Сибирь и дальнюю Азию (

Одесский морской торговый порт
Таможенная площадь, 1, Одесса, 65026, Украина. Телефоны Одесского морского торгового порта
Начальник порта +380-48-7293555, факс 7293627
Первый зам. начальника порта +380-48-7294540
Главный инженер +380-48-7294470
Зам. начальника по экономике и инвестициям +380-48-7294818
Зам. начальника по кадрам и соцвопросам +380-48-7293447
Зам. начальника по охране труда +380-48-7294357
Капитан порта +380-48-7293661
Главный бухгалтер +380-48-7293554
Главный диспетчер +380-48-7293600
Дежурный диспетчер +380-482-252933, +380-48-7294495
Главный механик +380-48-7294300, факс 7293145
Главный технолог +380-48-7293448
Главный энергетик +380-48-7293603
Начальник службы договорной и тендерной работы +380-48-7294332
Начальник коммерческого отдела +380-48-7293765
Начальник отдела маркетинга +380-48-7294900
Начальник отдела договоров +380-48-7294332
Начальник тендерного отдела +380-48-7294744
Начальник нефтерайона +380-48-7293348
Начальник портофлота +380-48-7294362
Начальник пассажирского комплекса +380-48-7294935
Начальник РСУ +380-48-7294756, 7293833
Директор судоверфи "Украина" +380-48-7230373,7294220
Служба регулирования движения судов +380-48-7294790
Директор морского клуба +380-48-7294336
Начальник дипломно-паспортного отдела +380-48-7294822
Председатель профсоюзного комитета +380-48-7294403
Портнадзор +380-48-7293051
Пожарный инспектор +380-48-7293935
Пожарная команда +380-48-7293354, 7292123
Справочное бюро +380-48-7293411
Черноморская региональная таможня +380-482-647461, 649343
Пограничный пункт в порту +380-48-7293643
Карантин растений +380-48-7293193
Железнодорожная станция Одесса-Порт +380-482-277700, 274260

ВВЕДЕНИЕ

Город Одесса расположен на берегу Черного моря, в его северо-западной части.

Сегодня Одесса является крупным индустриальным центром. К ведущим отраслям относятся машиностроение, химическая, пищевая, легкая промышленность.

Мягкий климат, свыше 290 ясных дней в году, сочетание степного и морского воздуха, залежи лечебных грязей Куяльницкого, Хаджибейского лиманов предопределили роль Одессы как крупного курортного центра.

Введение с 1819-го по 1859 г. режима порто-франко - свободного и беспошлинного ввоза и хранения импортных грузов - создало предпосылки для стремительного роста грузооборота. К середине XIX в. Одесский порт стал самым большим портом на Черном море. Статус ведущего порта в Украине он сохраняет и сегодня.

РАДИОСВЯЗЬ

Судам, находящимся в пределах зоны контроля Одесского порта (на якорных местах, у причалов и во время движения), запрещается использовать РТС УКВ для ведения частных переговоров на частотах каналов: 6, 8, 9, 14, 16, 31, 33, 67, 70, 74. При отсутствии или поломке РТС УКВ на судне связь с ПРДС осуществляется на частоте 2182 кГц через pадиоцентр, позывной - "Одесса-Радио-1".

ПОРТОВЫЕ ПРАВИЛА И НАВИГАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Общая информация

Координаты: широта 46°32′N, долгота 30°54′E.

Порт Одесса расположен на северо-западном побережье Черного моря в юго-западной части Одесского залива на искусственно образованной территории площадью 141,0 га.

Навигация в порту осуществляется круглогодично, но в суровые зимы в течение около 30 дней необходимо использование ледоколов. Лед появляется во второй половине декабря и держится до февраля. Очень часто сильные ветры разбивают лед. Бывает, что в теплые зимы лед вообще не появляется в Одесском заливе. Колебания уровня воды зависят от силы и продолжительности ветра, диапазон - 0,6-1 м.

Портовые воды включают водное пространство, ограниченное с юга параллелью 46°25′N от береговой линии до пересечения с меридианом 30°54′E; с востока - меридианом 30°54′E до пересечения с параллелью 46°32′N и до пересечения с береговой линией; с запада - береговой чертой и кордонами причалов.

Для входа судов в порт Одесса и выхода из него служат восточный проход, западный проход, северный проход, основной канал Нефтегавани, состоящий из первого и второго колен канала (ширина первого колена - 100 м, второго - 140 м, глубина на канале - 13,5 м).

Подход и отход судов

О предстоящем прибытии судна в Одесский порт капитан должен сообщить через своего агента за 48 часов и за 24 часа до предполагаемого прибытия. При этом указывается: если судно прибывает под погрузку - наименование фрахтователя и груза; если прибывает под выгрузку - наименование и количество груза, а также его расположение по трюмам. Тяжеловесные (свыше 3 т в одном месте) и длинномерные грузы (свыше 9 м в одном месте) указываются отдельно.

Отход украинских судов оформляется в любом из постов портнадзора (ИГПН). Отход иностранных судов оформляется супервайзерами агентирующих фирм. По заявке судна отход может быть оформлен представителем ИГПН на борту судна. До выхода судна в море администрация судна должна представить в ИГПН расчет остойчивости судна, диаграмму статической остойчивости с указанием исправленной и допустимой метацентрических высот.

Если судно в течение 30 минут не начало разрешенное действие или не вошло в зону контроля, разрешение аннулируется и должно быть запрошено вновь.

Судам, следующим на швартовку к причалам №№ 1-33, запрещается держать якоря не убранными в клюзы, однако якоря должны быть готовы к немедленной отдаче при возникновении критической ситуации.

Суда, имеющие на борту взрыво и огнеопасные грузы, обязаны стать на якорное место № 354 до получения распоряжений администрации порта и пожарной охраны. Указанные суда в портовых водах обязаны поднимать на видном месте: днем - флаг "Браво", ночью - красный огонь, видимый вокруг по всему горизонту (дальность видимости - не менее 3 миль).

Все судовладельцы, суда которых осуществляют плавание на внутренней акватории порта, за исключением судовладельцев маломерных судов, ежедневно к 8.00 сообщают в главную диспетчерскую порта название судов, время их готовности к выходу, перестановке, спуску/постановке из/в док. Поданная заявка выполняется до 12 часов следующих суток. Корректирует сменно-суточный план движения судов главная диспетчерская порта по согласованию с ИГПН.

Скорость судов не должна превышать: на акватории порта и в каналах Нефтяной гавани - 4 узла; в других районах портовых вод - 10 узлов.

Лоцманская проводка.

Лоцманская проводка обязательна. Обеспечивается через агента , но судно должно подать заявку за 12 дней, 96, 24 и 6 часов по "Одесса-радио". Запрос лоцмана для проводки судна на акватории порта, в/из порта должен быть подан капитаном судна через агента не позднее чем за 4 часа. Лоцман поднимается на борт и сходит на берег с лоцбота в 1,7 милях на ESE от Воронцовского маяка (46°29′00′′N, 30°48′00′′E).

Буксирное обеспечение.

Буксиры обязательны для судов длиной более 50 м. Капитан судна подает заявку на буксиры через агента не менее чем за 2 часа доготовности судна к отходу или перешвартовке. Вызов буксиров осуществляет капитан судна через диспетчера порта за 45 минут до полной готовности судна к отходу, перешвартовке или до подхода судна к воротам порта. Буксиры встречают и сопровождают входящее в порт (выходящее из порта) судно на расстояние 12 кбт к востоку от Воронцовского маяка.

Якорная стоянка

На Одесском рейде имеются две якорные стоянки: № 354 и № 355. Якорное место № 354 предназначено для стоянки крупнотоннажных судов, танкеров, судов с опасными грузами, а также всех других судов, которые ожидают захода в Одесский порт.

На якорное место № 354 суда становятся на якорь самостоятельно. Судно, ставшее на якорь, обязано сообщить ПРДС пеленг и дистанцию до судна от Воронцовского маяка.

Якорное место № 355 предназначено для стоянки судов, проходящих таможенную очистку по заходу/выходу из порта, а также для судов, прибывших для получения воды, снабжения или топлива или осуществляющих мелкий ремонт.

Постановка на якорь в канале нефтегавани, в подходных каналах и на входе в гавань запрещена. Связь с берегом украинских судов, стоящих на якорных стоянках, обеспечивается плавсредствами портового флота. Заявки на рейдовое обслуживание судов подаются через агента.

Таможенные ограничения.

Нет ограничений по количеству сигарет на борту, но при выходе на берег можно взять не более 1-2 пачек. Вино, водку нельзя брать на берег. В случае нарушения членами экипажа общих правил пребывания в порту или нарушения общественного порядка на них может быть наложен штраф. Член экипажа иностранного судна в этих случаях может быть лишен пограничными властями права схода на берег.

Питьевая вода

Может быть предоставлена как с берега, так и баржей. Минимальное количество заказа при поставке баржей - 15 т.

Прием нефтезагрязненных вод

Сбор, вывоз нефтезагрязненных и хозяйственно-фекальных вод со всех судов производятся портом по заявкам судов с оплатой по установленным тарифам. Откатку чистого, изолированного балласта необходимо производить только по специально предназначенным для этого судовым трубопроводам и насосам. Откатка за борт изолированного балласта производится под наблюдением представителя ИГПН. Станция очистки балластных вод принимает до 42000 м3 балластных вод.

Ремонт

В порту Одесса могут быть выполнены все виды ремонта корпуса судна и двигателей.

Другие услуги

В Одесском порту Имеется оборудование для зачистки трюмов.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Мощности Одесского порта позволяют перерабатывать более 21 млн. тонн сухих и 25 млн. тонн наливных грузов в год. Контейнерные терминалы рассчитаны на перегрузку более 900000 TEU в год

Оснащение порта обеспечивает перевалку следующих грузов:

  • нефть и нефтепродукты наливом и в таре;
  • сжиженный газ;
  • тропические и растительные масла;
  • контейнеры;
  • цветные и черные металлы;
  • руды цветных металлов;
  • чугун, металлолом навалом;
  • сахар-сырец навалом;
  • зерновые насыпью;
  • бумага в рулонах;
  • цитрусовые, бананы на паллетах;
  • скоропортящиеся грузы в таре;
  • различные генеральные грузы в мешках, ящиках, пакетах, бигбегах, бочках и т. д.

Одесский порт принимает крупные круизные пассажирские суда и располагает самым современным в Украине морским вокзалом. Порт может принять до 4 млн. пассажиров в год.

ПОРТОВЫЕ МОЩНОСТИ.

Порту Одесса имеет 54 причалов с глубинами от 6,2 до 13,0 м. Общая протяженность причальной линии - более 9 км. Порт располагает 8 производственно- перегрузочными комплексами (ППК) для переработки сухих грузов, пассажирским, нефтяным и контейнерным (принимаются суда с осадкой 13,0 м, длиной 330,0 м) терминалами, гаванями, терминалами для переработки тропических и технических масел.

Гавани порта:

  • Карантинная гавань (могут приниматься суда с осадкой 11,5 м и длиной 240,0 м);
  • Новая гавань (суда с осадкой 11,5 м и длиной 240,0 м);
  • Каботажная гавань (суда с осадкой 11,5 м и длиной 240,0 м);
  • Практическая гавань (суда с осадкой 11,5 м и длиной 240,0 м);
  • Нефтяная гавань (суда с осадкой 12,5 м и длиной 250,0 м).

Специальная (свободная) экономическая зона "Порто-Франко".

23 марта 2000 г. Верховная Рада Украины приняла закон "О специальной (свободной) экономической зоне на территории Одесского морского торгового порта ". Специальная экономическая зона (СЭЗ) "Порто-Франко" была создана на 25 лет в границах искусственно насыпанной и намытой территории Карантинного мола. Площадь СЭЗ - 32,5 га.

Согласно закону на территории СЭЗ действует специальный таможенный режим. Инвестиционные проекты разрешаются к реализации на территории СЭЗ при условии, что их стоимость эквивалентна не менее 1 млн USD и проект утвержден в Одесской областной госадминистрации.

Субъектам, реализующим на территории СЭЗ инвестиционные проекты, предоставляются льготы. Предприятие освобождается от налогообложения на первые три года работы; прибыль, полученная этими предприятиями в течение последующих трех лет работы, облагается налогом, эквивалентным 50 % действующей ставки налогообложения. Товары и другие предметы, ввозимые на территорию СЭЗ, освобождаются от уплаты таможенной пошлины и НДС.

На территории СЭЗ расположены: контейнерный терминал, перегрузочный комплекс технических масел, завод по произ-водству радиоэлектронной аппаратуры, TIR-стоянка, складские площадки.

С 31 марта 2005 г., согласно Закону № 2505-IV от 25.03.05 г. "О внесении изменений в закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 г.", действие статей 9-10-й Закона "О специальной (свободной) экономической зоне на территории Одесского морского торгового порта" приостановлено.

Суточная пропускная способность одесского порта
Грузы Объем (т.)
Наливные
Сырая нефть 10000
Мазут 13300
Дизельное топливо 3300
Навалочные
Зерно 2000
Сахар 2000
Шрот, отруби 900
Удобрения навалом 3000 / 5000
Руда всякая 1500 / 2000
Уголь 1500 / 2000
Генеральные
Оборудование в ящиках 450
Генеральный груз 450
Металлоконструкции 700
Хлопок в кипах 500
Трубы большого диаметра 800
800 / 1000
Лес пакетированный 450-500
Контейнеры (ед.) 900

Стивидорные компании

ДП "ГПК УКРАИНА"

Управление: тел./факс: +380-48-7293973.

Эксплуатация: тел./факс: +380-48-7294384; тел: +380-48-7294475.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

"ГПК Украина" - дочернее предприятие компании HHLA - самого большого оператора контейнерных терминалов в Гамбурге, имеющего связи по всему миру в сфере перегрузки контейнеров.

Специализация - перегрузка контейнеров всех типов, комплекс сопутствующих услуг (стафировка и др.); работа с крупногабаритными грузами. При этом используется компьютеризированная система учета контейнеров CTIS. Площадь терминала составляет 145000 м2. Вместимость терминала - 8500 TEU. Есть возможность одновременного подключения 400 рефрижераторных контейнеров.

Работы ведутся на причале № 2 длиной 310 м. Суда осадкой 11,5 -12 м. могут обрабатываться у причала. При необходимости используются причалы №№ 3 и 4 длиной 230 м. (глубина - 11,8 м.) и 270 м (глубина - 11,5 м.) соответственно.

ООО "ОЛИМПЕКС КУПЕ ИНТЕРНЕШНЛ"

Специализация - металлопрокат, зерновые грузы, минеральные удобрения.

Основные услуги - стивидорные работы; экспедиторские услуги, в том числе транспортное железнодорожное экспедирование, оформление таможенных и грузовых документов, фрахтование судов, портовое агентирование судов.

Суда осадкой 11,3-11,4 м. обрабатываются на причалах №№ 3, 4 длиной 250 и 270 м. соответственно.

Площадь открытых складов - 20000 м2, емкость крытых складов - 35000 м3.

ПИИ "МЕТАЛЗЮКРАЙН КОРП. ЛТД"

Специализация - перерабатывается широкая номенклатура грузов, главным образом, металлопрокат (заготовка; арматура; ли-стовая сталь поштучно, в рулонах, в пачках, на поддонах; катанка в бухтах; слябы), тяжеловесное оборудование в ящиках и без упаковки, металл в слитках (чугун и цветные металлы).

Основной вид деятельности - перегрузка грузов в смешанном железнодорожно-автомобильно-водном сообщении. Погрузка/выгрузка судов грузоподъемностью 40-45 тыс. т. и осадкой до 11,5 м. производится на двух причалах общей длиной более 600 м.

Осуществляется накопление судовых партий и хранение груза на складах общей площадью 51270 м2, в том числе на крытом складе площадью 5240 м2.

ООО "НОВОТЕХ-ТЕРМИНАЛ"

Стивидорная компания ООО "НТТ" образована в октябре 2004 г. на базе ППК-4 Одесского морского торгового порта. ООО "НТТ" оперирует причалами №№ 22, 23, 25 и 26, где обрабатываются суда осадкой 9-11,5 м. Компания работает в экспортном, а также импортном и транзитном направлениях, по прямому варианту и через склад, предоставляя потребителям широкий спектр услуг (перевалка грузов, стафирование контейнеров, пакетирование грузов).

В номенклатуре грузов преобладают металлопрокат, чугун в чушках навалом, металл в слитках, плодоовощные и цитрусовые, зерновые, железорудное сырье, автотехника, оборудование, грузы в бигбегах.

Основной специализацией причалов №№ 25, 26 является перевалка металлопродукции и навалочных грузов. Общая длина причалов составляет 400 м, что позволяет ставить под обработку суда длиной до 250 м и максимальной осадкой до 11 м в зависимости от длины судна. На причалах существует специально оборудованные площади для складирования навалочных грузов, что позволяет единовременно хранить 50 тыс. т.

Причалы № 22 и № 23 специализируются на грузовой переработке плодоовощных и цитрусовых грузов. Общая длина прича-лов № 22 и №23 составляет 390 м, что в комплексе с грузовой рампой представляет собой один из крупнейших плодоовощных терминалов в Украине. Терминал позволяет принимать на обработку суда длиной до 200 м и максимальной осадкой до 9,3 м.

Возможности единовременного хранения грузов - 165 тыс. т. Площадь открытых складов - 31540 м2.

СП "НОВОЛОГ"

Специализация - перерабатываются металлопродукция и др. генеральные грузы.

Основные услуги - погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов.

Суда осадкой 9,2-11,7 м обрабатываются на причалах № № 9-13 длиной 180-200 м.

Площадь открытых складов - 32670 м2, крытых - 17136 м2.

ООО "УКРАИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ СТИВИДОРНАЯ КОМПАНИЯ"

ООО "УНСК" входит в транспортный холдинг "Украинская национальная транспортная компания", который предоставляет полный комплекс услуг по перевозке (перевалке) грузов "от двери до двери".

Специализация - перегрузка металлопроката, бумаги в рулонах, тарно-штучных грузов, грузов в мешках и бигбегах, пилома-териалов, цветных металлов. Комплекс может перерабатывать цитрусовые и продовольственные грузы, холоднокатаный металл (рулон, лист) крытого хранения.

Основные услуги - погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов, транспортно-экспедиторские услуги в порту и на же-лезной дороге.

В настоящий момент компания обрабатывает суда длиной до 250 м и с осадкой до 10 м, включая суда РО-РО типа. Открытые складские площади занимают территорию в 20 тыс. м2, что дает возможность единовременного хранения до 150 тыс. т грузов. Крытые склады занимают площадь 10500 м2.

ООО "БРУКЛИН-КИЕВ"

Производственная деятельность осуществляется на базе перегрузочного комплекса № 5, расположенного в Хлебной гавани Одесского морского торгового порта.

Основные услуги - стивидорные работы, агентирование судов, экспедиторские услуги, оформление таможенных и грузовых документов, организация экспертизы грузов.

Технологические возможности комплекса позволяют перерабатывать следующие экспортно/импортные грузы: металлопрокат, чугун, окатыши, угольный концентрат, ферросплавы, зерно, сахар-сырец, пакетированные грузы, грузы на поддонах, в бигбегах, производить стафировку контейнеров.

Перегрузочный комплекс включает 5 причалов.

Причал № 29 (обрабатываются все виды грузов)

Длина причала - 255 м; допустимая длина судна - 225 м; проектная глубина - 13,5 м; допускаемая осадка судна - 13 м; максимальная грузоподъемность судна - 65 тыс. т.

Норма погрузки на суда для навалочных грузов суммарно составляет:

для окатышей - до 12 тыс. т. в сутки;

для зерна - до 15 тыс. т. в сутки.

Причалы №№ 30, 31 (для зерновых грузов)

Причал № 30: длина причала - 160 м, длина судна - 150 м, глубина - 9,8 м, осадка судна - 9,7 м. Причал № 31: длина причала - 160 м, длина судна - 160 м, глубина - 10,1 м, осадка судна - 10,1 м.

На причалах №№ 30, 31 обрабатываются зерновые грузы с интенсивностью 3,5- 5 тыс. т в сутки.

Причалы №№ 32, 33 (обрабатываются все виды грузов)

Длина причалов - 170 м; допустимая длина судна - 200 м. Причал № 32: глубина - 11,5 м, осадка судна - 10,9 м. Причал № 33: глубина - 11,5 м, осадка судна - 11,2 м.

На причалах №№ 32, 33 обрабатываются следующие виды грузов:

  • заготовка - 6 тыс. т. в сутки;
  • рулон (штрипс) - 5 тыс. т в сутки;
  • арматура - 4 тыс. т. в сутки;
  • катанка - 3 тыс. т. в сутки;
  • лист в пачках - 3 тыс. т в сутки;
  • лист штучный - 2 тыс. т в сутки;
  • слябы - 6 тыс. т. в сутки;
  • уголок - 2 тыс. т. в сутки;
  • швеллер - 1,5 тыс. т в сутки;
  • сахар-сырец, зерновые культуры, а также ферросплавы с интенсивностью до 8 тыс. т в сутки.

Есть крытые склады для единовременного хранения 10 тыс. т сахара-сырца и два склада для хранения различных грузов вместимостью в 3 тыс. т.

ООО "БРУКЛИН-КИЕВ ПОРТ"

Производственная деятельность осуществляется на базе причалов №№ 42, 43.

Специализация - перегрузка контейнеров всех типов.

Вместимость терминала - 4823 TEU.

На комплексе создан "Единый офис" для размещения контролирующих служб, которые участвуют в процессе таможенного оформления выпуска грузов в контейнерах с территории пункта пропуска "Одесский морской торговый порт"; организован досмотровый ангар с 8 ячейками; существует возможность производить взвешивание контейнеров, их идентификационный досмотр и отбор проб.

Также на терминале осуществляется отгрузка контейнеров по железной дороге. Оформление контейнера всеми контролирующими службами проводится до погрузки его на транспорт, что существенно снижает расходы клиентов в связи с непроизводственным простоем автомашин в порту в период оформления.

Причал № 42 (обрабатываются контейнера)

Длина причала - 232 м (общая длина причалов №№ 42, 43 составляет 480 м).

Глубина у причала - 13,5 м.

ООО "ТРАНССЕРВИС ИНТЕРНЕШНЛ"

Производственная деятельность осуществляется на базе причала № 23.

Уникальный перегрузочный комплекс позволяет перерабатывать как навалочные (по прямому варианту), так и генеральные грузы разнообразной номенклатуры в экспортно-импортном и транзитном направлениях.

Основные услуги - стивидорные работы, агентирование судов, экспедиторские услуги.

Открытые складские площади для хранения грузов и накопления судовых партий занимают около 7 тыс. м2 (при использовании рамп и автомобильно-грузовой площадки). Предприятие располагает закрытым складом общей площадью 7 тыс. м2 и вместительностью 8-10 тыс. м2, в зависимости от погрузочного объема груза.

Причал № 23

Длина причала - 240 м.

Глубина у причала - 9 м.

ООО "ОДЕССКИЙ ПОРТОВЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ КОМПЛЕКС".

Специализация - переработка пальмового масла и его фракций, кокосового, соевого, рапсового, подсолнечного масел.

Основные услуги - перевалка с морского на ж/д транспорт, перевалка с ж/д транспорта на морской.

Обрабатываются суда осадкой 7,8 м на причале длиной 170 м. Имеется резервуарный парк на 7 емкостей, 4 из которых - вместимостью на 6000 м3 с обогревом и циркуляцией для приема застывающих масел.

Имеется собственный маневровый локомотив и 48 ж/д цистерн. Насосные станции комплекса оснащены насосами с номинальной производительностью 320 м3 в час для погрузки масел на суда и ж/д подвижной состав. Взвешивание вагонов производится на собственных ж/д весах. Пропускная способность - 250 тыс. т масел в год.

ДП "ПРИСТА ОЙЛ-УКРАИНА"

Специализация - перевалка моторно-индустриальных масел и их базовых фракций.

Максимальная длина судна, обрабатываемого на причале компании, - 111 м, осадка - 7,8 м.

Пропускная способность - 100 тыс. т фракций базовых масел в год.

Объем единовременного хранения - 11 тыс. т фракций базовых масел. Имеется небольшое производство по изготовлению промышленных масел на основе базовых фракций масел нефтехимической промышленности Украины и России.

Основные услуги - погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов, транспортно-экспедиторские и таможенно-брокерские услуги.

ЗАО "СИНТЕЗ ОЙЛ"

Специализация - перевалка нефти и нефтепродуктов, сжиженного газа.

На 6 причалах общей протяженностью 1000 м принимаются танкеры грузоподъемностью до 100 тыс. т с максимальной осадкой до 12,5 м и длиной до 250 м. Нормативная интенсивность погрузки сырой нефти для судов указанной группы состав-ляет 1800 т/час.

Вместимость резервуаров для хранения темных и светлых нефтепродуктов составляет 545 тыс. т.

Причалы порта Одесса
Специализация Причал Длина (м) Глубина (м) Склады Оператор / стивидорная компания
Вспомогательный 1 87 6,50 Лоцбот
Контейнеры 2 310 13,00 74150 м 2 (открытый) "ГПК Украина"
Универсальный 3 252 11,50 8100 м 2 (открытый) "Олимпекс Купе"
Универсальный 4 279 11,50 14270 м 2 (открытый) "Олимпекс Купе"
Наливной 5 / 6 133 8,25 "Приста-Ойл"
Универсальный 7 359 11,50 29768 м 2 (открытый) "Металзюкрайн"
Универсальный 8 287 9,15 10140 м 2 (в т. ч. открытый - 7332 м2) "Металзюкрайн"
Универсальный 9 / 10 277 11,50 17136 м 2 (открытый) "Новолог"
Универсальный 11 181 11,50 "Новолог"
Универсальный 12 198 11,50 "Новолог"
Универсальный 13 196 11,50 "Новолог"
Универсальный 14 289 9,75 14787 м 2 (открытый) "УНСК"
Рефрижераторный 21 150 9,00 "Одесский портовый холодильник"
Универсальный 22 152 9,00 "Новотех-Терминал"
Универсальный 23 242 9,00 7000 м 2 (открытый) "Транссервис Инт."
Вспомогательный 24 166 6,50 Порт
Универсальный 25 200 11,50 2077 м 2 (открытый) "Новотех-Терминал"
Универсальный 26 200 11,50 "Новотех-Терминал"
Вспомогательный 27 110 3,50 Портофлот
Вспомогательный 28 120 3,50 Портофлот
Контейнеры 42 232 13,50 42875 м 2 (открытый) "Бруклин-Киев Порт"
Универсальный 43 256 13,50 № 33 - крытый специализ. для сахара
1-й эт. - 2592 м 2 (28512 м3);
3-й эт. - 6748 м 2 (40941 м3)
"Бруклин-Киев Порт"
Зерно 44 195 9,75 "Бруклин-Киев Порт"
Зерно 45 195 9,75 "Бруклин-Киев Порт"
Сахар-сырец 46 234 11,50 "Бруклин-Киев Порт"
Сахар-сырец 47 234 11,50 "Бруклин-Киев Порт"
Универсальный 4c 170 7,50 "ОППК" совместно с "ППК-11"
Универсальный 5c 170 6,00 "ОППК" совместно с OPHT
Вспомогательный 6c 150 1,40 Ремонт
Вспомогательный 7c 150 4,80 Ремонт
Вспомогательный 8-9c 330 6,70 Ремонт
Вспомогательный 10c 160 3,50 Ремонт
Нормы обработки судов в порту Одесса (т/сут.)
Груз Вид операции Норма (т./судно/сут.
Рефгрузы на паллетах выгрузка 6000
Зерно через порт (прямой вариант) погрузка 2000-3000
Зерно через порт (со склада) погрузка 1500-2000
Зерно через элеватор погрузка 3500
Зерно через Укрэлеваторпром погрузка 7000
Сахар-сырец (прямой вариант через 32/33-й причалы) выгрузка 4000
Сахар-сырец (прямой вариант через другие причалы порта) выгрузка 2500
Шрот, отруби (прямой вариант) погрузка / выгрузка 750/1200
Оборудование в ящиках погрузка / выгрузка 450
Удобрения навалом из контейнеров погрузка 4000
Удобрения навалом из контейнеров из вагонов погрузка 3000
Удобрения навалом из контейнеров со склада погрузка 3000
Генеральные грузы погрузка / выгрузка 450
Стальной лист штучный погрузка 1000
Сталь листовая в пачках погрузка 1500
Заготовка пакетированная погрузка 2500
Металлопрокат в связках (арматура, ст. заготовка штучная, профиль, катанка) погрузка 800 - 2000
Слябы погрузка 5000
Блюмы погрузка 3000
Трубы большого диаметра погрузка / выгрузка 600
Трубы в пачках (малого диаметра) погрузка / выгрузка 600 / 700
Сталь в рулонах (штрипсы) погрузка 2000
Чугун навалом в чушках погрузка 2500
Металлолом погрузка 850
Длинномеры более 12 м погрузка / выгрузка 500 / 750
Грузы в бигбегах (вес до 600 кг) погрузка / выгрузка 900
Грузы в бигбегах (вес свыше 600 кг) погрузка / выгрузка 1200
Руда всякая погрузка 2500
Бумага, картон, целлюлоза, ДВП погрузка 800
Лес пакетированный погрузка 500
Контейнеры выгрузка 900 ед./сут.

Средства механизации Одесского порта.

Портальные краны:

  • "Альбатрос" г/п 10/20 т - 11 шт.;
  • "Ганц" г/п 5/6 т - 9 шт.;
  • "Кенгуру" г/п 16 т - 2 шт.;
  • "Сокол" г/п 16/20/32 т - 26 шт.;
  • "Альбрехт" г/п 10 т - 11 шт.;
  • "Кондор" г/п 16/32/40 т - 9 шт.;
  • "Марк" г/п 32/40 т - 2 шт.;
  • "Коне" г/п 12-30/5 т - 2 шт.;
  • "Кировец" г/п 16-32/5 т - 5 шт.

Мобильные краны: "Либхерр" г/п 40/60 т - 1 шт.

Козловые перегружатели:

  • "Эдерер" г/п 36 т - 2 шт.;
  • "Мицубиси" г/п 30,5 т - 2 шт.

Контейнерные перегружатели:

  • "Мицубиси" г/п 35 т. - 1 шт.;
  • "Либхерр" г/п 40/50 т. - 4 шт.

Контейнерные перегружатели RTG: "Конекрейнс" г/п 40 т - 7 шт.

Самоходные краны:

  • "Диер" - 2 шт.;
  • "КС-5363 В" - 4 шт.;
  • "КС-5363" - 2 шт.;
  • "КС-5363 Е" - 3 шт.

Ричстакеры:

  • "Фантуцци" г/п 42 т - 9 шт.;
  • "Кальмар" г/п 41 т - 1 шт.;
  • "Белотти" г/п 45 т - 1 шт.

Мобильные гидравлические перегрузочные машины:

  • "Зеннебоген" г/п 18 т - 2 шт.;
  • "Фукс" г/п 13,3/22 т - 2 шт.

Нефтяной терминал

Нефтерайон Одесского порта - самый крупный нефтетерминал в Украине - обеспечивает совместно с нефтебазами перевалку всех видов нефтепродуктов. Здесь созданы условия пожаробезопасной обработки судов, создана станция очистки балластных вод мощностью 100 тыс. т в год. Она обеспечивает очистку балластных и льяльных вод, сливаемых с танкеров и прочих судов, на уровне международного стандарта - 0,1 млг/литр. Нефтерайон имеет 5 причалов, которые могут принять к обработке танкеры длиной до 250 м, осадкой до 12,5 м.

Нормативная интенсивность погрузки для светлых нефтепродуктов составляет от 500 т/час до 1000 т/час, темных нефтепродуктов - от 600 т/час до 2500 т/час. Пропускная способность терминала позволяет переваливать до 24 млн. т в год. Имеются резервуары для хранения темных нефтепродуктов - на 539 тыс. м 3 и светлых нефтепродуктов - на 122 тыс. м 3 , резервуары для хранения сжиженного газа - на 6 тыс. м 3 . Переходные фитинги не требуются. Есть средства, предот-вращающие разлив нефти.

Зерновой комплекс

Одесский порт обладает самым большим на территории Черноморского и Средиземноморского бассейнов комплексом для единовременного хранения зерна общей вместимостью 300 тыс. т. На причале № 29 возможна также переработка генеральных и навалочных грузов. Технические характеристики причала: длина 256 м, глубина 13,5 м. Площадь открытых складов состав-ляет 4 тыс. м2, пропускная способность - 3,5 млн. т зерновых и 0,5 млн. т генеральных грузов в год.

ППК-11

Производственно-перегрузочный комплекс располагается на переданных порту территориях СРЗ. На причалах № 4с, 5с, 17с ведется переработка и хранение пиломатериалов, металлопроката, генгрузов.

Основные услуги - стафировка грузов в/из контейнеров, круглосуточная обработка грузов.

Мощность комплекса составляет 30 тыс. т грузов ежемесячно.

Площадь открытых складов - 15740 м 2 .

Транзитно-грузовой терминал (ТГТ)

С мая 2005 г. в порту Одесса работает первая очередь транзитно-грузового терминала, на котором досмотр и оформление грузовых документов контейнеров всеми контролирующими службами производится по принципу "единого окна". В едином офисе работниками таможенной, пограничной служб, санэпидемстанции на водном транспорте, госсанинспекции карантина растений, ветеринарно-санитарного контроля и надзора круглосуточно производится оформление документов.

Территория терминала - 5 га. На автомобильной стоянке может находиться 150 машин. Складской модуль позволяет склади-ровать грузы в 4 яруса. Производительность комплекса 700 машин в сутки.

Научно-производственный комплекс "Телекоммуникационные технологии"

Специализация - проектирование, разработка и промышленный выпуск радиоэлектронной аппаратуры, модулей телеком-муникационного оборудования, мини-АТС, модулей и узлов для телекоммуникационных сетей, компьютерной техники.

Научно-производственный комплекс располагается на территории СЭЗ "Порто-Франко".

Пассажирский комплекс

Современный дизайн и техническая оснащенность Одесского пассажирского комплекса ставят его в один ряд с аналогичными комплексами Европы и крупнейших курортных городов мира. Пассажирский комплекс способен одновременно принимать пять пассажирских судов. Фарватер и портовые сооружения позволяют принимать теплоходы длиной до 272 м. Глубины у причалов составляют 9,5-11,5 м. Порт посещают суда таких круизных компаний, как "Hapag Lloyd", "Costa Cruises", "Princess Cruise", "Royal Olympic", "Cunard Line", "First European", "Crystal Cruise", "Mediterranean Shipping Cruises", "Festival Cruise", "Fred Oisen Cruise line", "Holland America line", "P&O Cruises" и др.

Порт Одесса предоставляет услуги по бункеровке пассажирских судов, обеспечивая их топливом высокой очистки. Питьевая вода, подаваемая на суда, берется из артезианских скважин, что гарантирует ее чистоту.

На территории комплекса расположен концертно-выставочный зал, Морская арт- галерея, 4-звездочный гостиничный комплекс "Одесса" на 158 номеров, яхтенный комплекс, центр подводного плавания, церковь Св. Николая. На морском вокзале работают автостоянка, различные магазины, в том числе и "duty free", офисы туристических агентств, банков, почты DHL.

Оздоровительный комплекс "Чабанка"

Оздоровительный комплекс "Чабанка" находится в 25 км от центра Одессы и 350 м от берега Черного моря.

На территории комплекса расположены коттеджи, медицинский и спальный корпуса, ресторан, бар, киноконцертный зал, теннисные корты, фитнес-зал, бильярдный зал, многопрофильные спортивные и тренировочные площадки, мини-гольф, аквапарк.

Работает круглосуточно.

Суда портофлота
Название, тип Мощность (кВт)
НМС-505-1, 505-2, 23, 12 132
ПС-355, 368, 399 165
МНМС-51 132
"Адмирал де Рибас" (т/х) 1765
"Калькутта" (т/х) 260
"Хаджибей" (т/х) 1125
"Бункеровщик-8", "Рабочий", танкер 1392
"Дунай", танкер 882
"Створ", "Пеленг", морские буксиры 195
"Гроза", морской буксир 110
"Кентавр", "Сфинкс", морские буксиры 617
"Пурга", морской буксир 260
"Бугаз", "Труд", "Прогресс", морские буксиры 1038
"Новатор", морской буксир 2180
"Ударник", "Стивидор", морские буксиры 1990
"Гранит", морской буксир 4360
"Булат", морской буксир 3529
"Патриот" 3529
"ПК-48", г/п 100 т (плавкран) 294
"ПК-4/63", г/п 16 т (плавкран) 86
"ДМ-Буг" (лихтер, дедвейт 1085 т.)
"Доковец", морской буксир 1200

Железнодорожная служба

Железнодорожная служба Одесского порта создана в 2003 г. для координации взаимодействия работы порта и железнодорожной станции Одесса-Порт.

Функции, выполняемые железнодорожной службой порта:

  • согласование работы порта и ж/д станции по обработке вагонов и судов, а также решение вопросов по обработке ж/д вагонов с диспетчерскими службами Одесской железной дороги;
  • контроль за проведением погрузочно- разгрузочных работ с вагонами, выполнением портом и комплексами уста-новленных планов и норм, показателей обработки вагонов;
  • раскредитование документов на прибывшие грузы, получение коммерческих актов от железной дороги в необходимых случаях, доставка на комплексы накладных на вагоны с грузом;
  • проведение взаиморасчетов, связанных с использованием вагонов и контейнеров, подачей и уборкой вагонов, другими сбо-рами и штрафами.

Склады

Общая площадь открытых складов порта Одесса составляет 425,07 тыс. м 2 . Площадь крытых складов составляет 60,42 тыс. м 2 . Существует возможность единовременного хранения свыше 14000 TEU.

Склад для скоропортящихся грузов вмещает до 13,5 тыс. т. Температура хранения: от +8 °С до -30 °С.

Одесский морской порт - крупный торговый порт международного значения, расположен на северо-западном побережье Чёрного моря, в юго-западной части Одесского залива. Имеет один из крупнейших в Европе пассажирских терминалов. Признан базовым круизным портом Украины. Третий по грузообороту на Чёрном море.

Летом 1793 года Иосиф Де Рибас назначается начальником строительства крепости Хаджибей и нового порта рядом с ней. Правительство России придавало большое значение экспорту продукции Новороссии и Украины за границу морским путем через Черное море, для чего и закладывался порт.

Начиная с 1801 года Одесса постепенно становится центром торговли Северного Причерноморья и главным портом России после Санкт-Петербурга. Постоянными гостями порта стали торговые суда со всего Средиземноморья - французские, итальянские, греческие, турецкие, австрийские.

В январе 1803 по указу императора Александра Первого одесским градоначальником (в городе 8500 жителей) назначается католик Дюк Арман Эмманюэль де Ришелье. В порту в это время был только мол Платоновской пристани. Через два месяца после назначения он «выбивает» у правительства понижение таможенных пошлин, что сразу привело к резкому увеличению товарооборота Одессы и всех других русских портов Черного моря.

16 апреля 1817 года новый градоначальник Ланжерон выбивает у правительства первую зону свободной торговли на территории России - порто-франко (Вольную гавань). Одесское порто-франко открылось 15 августа 1819 года и просуществовало 40 лет. Весь город попал внутрь беспошлинной зоны. Естественно, сразу же появилось множество контрабандистов.

В 1828 году на Черном море появился первый почтово-пассажирский пароход (на дровах) «Одесса», построенный на верфях Николаева. Он начал крейсировать между Одессой, Евпаторией и Ялтой. Через год появился второй пароход, уже на угле, «Надежда».

В 1844 году Одесса отмечала полувековой юбилей. В торговле были побиты все рекорды. Одесса вывезла зерна больше, чем все порты САСШ вместе взятые, и в России по обороту уступила только Санкт-Петербургу.

Героическая оборона окруженной Одессы в 1941 году продолжалась 73 дня. Порт облегчил доставку пополнения защитникам города, их снабжение боеприпасами, военным снаряжением и горючим. Через порт эвакуировались жители города, раненые, оборудование заводов. Именно снабжение морем сделало возможным такую длительную и успешную оборону в окружении.

В период экономического кризиса 1990-х произошло снижение объёма грузоперевозок. Одесские моряки поплыли искать счастья и работу в других пароходствах, в основном зарубежных. В 2000-х годах грузооборот порта увеличился.

Технические возможности порта позволяют обрабатывать более 21 млн. тонн сухих грузов и 25 млн. тонн наливных в год. Развитая инфраструктура позволяет доставлять грузы в порт автомобильным, железнодорожным, морским и речным транспортом.

Универсальность порта обеспечивает перевалку практически любых видов грузов: нефти и нефтепродуктов наливом, сжиженного газа; тропических и растительных масел, технических масел, контейнеров, цветных и черных металлов; руды, чугуна, сахара-сырца навалом; зерновых насыпью; бумаги, скоропортящихся грузов в таре; различных генеральных грузов в мешках, ящиках, пакетах, бочках и т.д.

Контейнерные терминалы рассчитаны на перегрузку более 900 000 TEU в год. На территории Карантинного мола действует свободная (специальная) экономическая зона "Порто-франко".

52 защищенных причала общей протяженностью причальной линии более 9000 м позволяют принимать суда грузоподъемностью до 100 тыс. тонн, длиной до 330 м и осадкой до 13, 0 м.

Порт может принимать крупные круизные пассажирские суда длиной до 330 метров, осадкой до 11,5 метров и располагает самым современным в Украине морским вокзалом, вокруг которого расположены главные достопримечательности города (Потемкинская лестница, Приморский бульвар и другие памятники архитектуры). Порт может принимать до 4 миллионов пассажиров в год.

Памятник «Жене моряка» открыли 2 сентября 2002 года, в честь годовщины Одессы. Автор памятника - одесский скульптор А. Токарев. Памятник изображает женщину с ребенком на руках, которая смотрит на акваторию одесского порта с площадки импровизированного балкона. У памятника установлен маленький динамик, из которого звучат песни Л. Утесова