Главная · Оаэ · Национальные символы чехии. Куранты Староместской Ратуши

Национальные символы чехии. Куранты Староместской Ратуши

Собор Святого Вита в Праге

Так же читайте:

  • Танцующий дом в Праге
  • Архитектура Праги: Готика
  • Архитектура Праги: Романский стиль
  • Архитектура Праги: Ренессанс
  • Архитектура Праги: Барокко
  • Архитектура Праги: Рококо
  • Архитектура Праги: Архитектура и изобразительное искусство начала ХХ века
  • Архитектура Праги: Классицизм
  • Архитектура Праги: Романтический историзм

Вы знаете, что готический католический собор является местопребыванием архиепископа Пражского, в нем располагается усыпальница королей Богемии и хранилище коронационных регалий? Кто и когда заложил первый камень в фундамент будущего храма? После скольки столетий строительства, собор Святого Вита был закончен? По эскизам какого известного чешского художника рубежа XIX-XX веков выполнена часть витражей? Что называют настоящей сокровищницей чешского готического искусства, замечательным творением мастера Петра Парлержа в соборе Святого Вита?

Собор Святого Вита - великолепное сооружение, узнаваемый символ Праги. Расположенный в самом сердце района, храм поражает своими размерами и величественностью архитектуры. Этот готический католический собор является местопребыванием архиепископа Пражского, в нем располагается усыпальница королей Богемии и хранилище коронационных регалий. Принято считать, что первый камень в фундамент будущего храма был заложен святым Вацлавом в 925 году. Церковь освятили в честь святого Вита, десницу которого Вацлав получил в дар от германского короля Генриха I. В XI веке романский храм был перестроен в трехнефную базилику, а с 21 ноября 1344 года началось строительство собора, который возводился под покровительством архиепископа Эрнеста из Пардубице и короля Карла IV.

Храм посвящен трем святым. Князь Вацлав основал приблизительно в 925 году ротонду, где хранилась реликвия - кость святого Вита. После убийства Вацлава ротонда стала и его усыпальницей. Третий святой, которому посвящен собор - святой Войтех, чешский епископ, убитый во время миссионерства.

Над строительством собора в разное время трудились архитекторы Матиас из Арраса, Петер Парлерж, создатель Карлова моста, сыновья Парлержа - Вензел и Йоханс, Мастер Петрилк. Вскоре собор сильно пострадал в начавшихся в 1419 году Гуситских войнах, и лишился множества картин, икон и скульптур. В конце XV века по приказу короля Владислава Ягеллонского строительство собора продолжил Бенедикт Рейт, а за ним, вплоть до начала XX века, над возведением храма трудилась целая плеяда известных зодчих. И, наконец, в 1929 году, после 600 лет строительства, собор Святого Вита был закончен. Сегодняшний храм имеет высоту 124 метра, он представляет собой смешение самых различных стилей и направлений архитектуры. На вершине собора имеется смотровая площадка, к которой ведет лестница в 300 каменных ступеней.



Возможно, самое знаменитое место в соборе - часовня Св. Вацлава, где хранятся мощи святого. Помещение было построено Петером Парлером между 1344 и 1364 годами и имеет ребристый свод. Нижняя часть стен украшена изумительными 1300 полудрагоценными камнями и картинами о Страстях Христовых; оригинальное художественное оформление часовни датируется 1372-1373 годами. Верхняя часть стен расписана картинами о жизни Св. Вацлава от 1506-1509 годов. В средней части стены установлена готическая статуя Св. Вацлава работы Индржиха Парлера (племянника Петера) от 1373 года. К сожалению, часовня закрыта для посетителей, но ее можно рассмотреть через дверные проемы.

Есть теория, что Вацлав неспроста выбрал святого Вита покровителем собора. Желая обратить своих подданных в христианство, он выбрал святого, чье имя похоже на имя славянского солнечного бога Свентовита. Христианство и язычество сосуществовали в Пражском Граде до XI века.

В течение большей части следующих столетий собор оставался незаконченным. Он был построен до большой башни и трансепта, закрытого временной стеной. На месте нефа с тремя приделами, "который будет построен", стояла покрытая деревянной крышей конструкция, и службы проводились отдельно от внутренней части хора. Несколько попыток продолжить работу над собором окончились неудачей. Во второй половине 15-го столетия король Владислав Ягеллон уполномочил великого архитектора Готического ренессанса Бенедикта Рейта продолжить работу над собором. Но почти сразу после того, как начались работы, они были сокращены из-за нехватки фондов. Более поздние попытки закончить собор только привнесли некоторые элементы Ренессанса и Барокко в Готическое здание, наиболее заметны явно отличающийся шпиль южной башни в стиле барокко и большой орган в северном крыле трансепта.

В 1844 году, энергичный каноник Св. Вита Вацлав Песина совместно с архитектором неоготического стиля Йозефом Краннером представил программу для реконструкции и завершения большого собора на съезде немецких архитекторов в Праге. В том же году было образовано общество, именовавшееся "Союзом за завершение собора Св. Вита в Праге", чья цель состояла в восстановлении, завершении и избавлении "от всего искаженного и стилистически недружественного". Йозеф Краннер возглавил то, что было главным образом ремонтными работами с 1861 до 1866 года, избавляясь от художественных оформлений в стиле барокко, которые считал ненужными, и восстанавливая интерьер. В 1870 году фундамент нового нефа был, наконец, заложен, и в 1873 году, после смерти Краннера, реконструкцию возглавил архитектор Йозеф Моцкер.

По замыслу архитектора, извне собор должен был напоминать город, но не обычный, а Божий. Водостоки изображают различных чудищ и нечистых духов. Каждая скульптура имела свое значение. Они должны были охранять собор от нечисти: считалось, что, увидев себя на фасаде, демон испугается и улетит.

Именно он спроектировал западный фасад в типичном классическом готическом стиле с двумя башнями, и этот проект был принят после его смерти третьим и последним архитектором восстановления, Камилом Гилбертом. Известный чешский живописец Альфонс Муха украсил новые окна в северной части нефа. Окно-«роза» было спроектировано Франтишеком Киселой в 1925-7 годах. На этом окне-«розе» над порталом изображены сцены из библейской истории сотворения. К дате юбилея Св. Вацлава в 1929 году собор Св. Вита был наконец закончен; на его строительство понадобилось почти 600 лет. Несмотря на то, что вся западная половина Собора представляет собой неоготическое дополнение, большая часть проекта и элементов, развитых Петером Парлером, использовалась при восстановлении, придавая Собору в целом гармоничный, единый вид.

Собор Св. Вита оказал огромное влияние на развитие позднего готического стиля, характерного для Центральной Европы. Члены цеха Парлера, и непосредственно семья Парлеров (сформировавшиеся на строительных площадках собора Св. Вита) проектировали многочисленные церкви и здания по всей Центральной Европе. Наиболее известными из них являются собор Св. Стефана в Вене, Страсбургский собор, Церковь Св. Марка в Загребе и церковь Св. Барбары в Кутной Горе, также в Чехии. Местные готические стили Словении, северной Хорватии, Австрии, Чехии, Польши и южной Германии испытали на себе явное влияние проекта Парлера.

В коронационном зале хранятся королевские регалии Богемии, в том числе корона святого Вацлава. Дверь, закрытая для посетителей с 1867 года, защищена семью замками, ключи от которых хранятся у семи разных людей, начиная с самого президента, как семь печатей святого послания в «Апокалипсисе».

Сегодня в соборе, в главной части хора над алтарем, можно видеть скульптурную галерею основателей и первых строителей храма. Здесь находятся бюсты Матье из Арраса, Петра Парлержа (оба мастера похоронены в стенах собора, в капелле Марии Магдалины), короля Карла IV и членов его семьи, архиепископов Праги и других лиц, причастных к строительству собора. Эта галерея - единственный памятник подобного рода в западноевропейском средневековом искусстве. Фасады собора Святого Вита украшает каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика «Страшный суд» (1371-1372 гг.) - самая ранняя чешская мозаика из числа сохранившихся. О том, что храм начинал строить французский зодчий, напоминают каменные фигуры химер, украшающие водостоки. Этот мотив был весьма характерен для средневековой Франции.

Высоко взметнувшая свой шпиль башня-колокольня собора Святого Вита на протяжении многих лет являлась самым высоким сооружением Праги. На ее вершину ведет лестница с довольно крутыми ступенями, преодолев которую можно полюбоваться панорамой чешской столицы. В интерьере собора Святого Вита все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит сплошным кружевом, льющиеся через оконные переплеты лучи света, окрашенные цветными стеклами витражей, создают в соборе ощущение солнечного дня. Часть витражей выполнена по эскизам известного чешского художника рубежа XIX-XX веков Альфонса Мухи. Многочисленные скульптурные бюсты членов королевской фамилии во главе с Карлом IV, а также надгробия чешских князей и королей в капеллах хора (1365-1385 гг.) изготовлены в мастерской семейства Парлержей.

Эти скульптуры проникнуты идеей величия Чешского государства и поражают совершенством формы и портретным сходством, в ряде случаев напоминая лучшие образцы итальянской скульптуры XV столетия. Великолепием убранства отличается покрытая пышной резьбой кафедра. Замечательным творением мастера Петра Парлержа в соборе Святого Вита является капелла Святого Вацлава (1362-1364 гг.), которую называют настоящей сокровищницей чешского готического искусства. Капелла построена над гробницей Святого Вацлава, чешского князя (924-935 гг.), считающегося небесным покровителем Чехии. При князе Вацлаве чехи приняли христианство. Впоследствии князь был убит своим младшим братом и после гибели причислен к лику святых. Стены капеллы украшены росписями и мозаикой из полудрагоценных камней - агата, сердолика, аметиста, яшмы.

В центре капеллы возвышается статуя святого Вацлава работы Петра Парлержа. Князь стоит в доспехах, в полном вооружении на фоне стенной росписи, изображающей сцены из его жизни. Здесь же находится богато украшенная гробница Святого Вацлава. В капелле, в специальной камере, хранятся коронационные регалии чешских королей: корона святого Вацлава, его шлем и другие реликвии. В библиотеке собора находятся многочисленные средневековые рукописи, в том числе Евангелие, относящееся ко второй половине XI века. Орган собора Святого Вита - один из лучших в Европе. Здесь часто устраиваются концерты органной музыки. Собор Святого Вита, строившийся на протяжении столетий, вошел в золотой фонд национальной культуры Чехии. Играя роль своеобразного центра чешского средневекового искусства, он оказал большое влияние на развитие чешской культуры.

Самый известный символ Чехии это - пиво . К пиву здесь отношение особое. Тут не встретишь человека, потягивающего его на ходу. Этот напиток не терпит спешки, суеты. Он требует долгого застолья и задушевной компании.

Если чехи и пьют пиво на улице, то в специально отведенных местах, в так называемых «пивных садах», за столами, на скамейках, культурно.

Тут редко встретишь пьяного. А ведь пива в пересчете на душу населения Чехия потребляет больше всех в мире, опережая даже такую пивную державу, как Германия. Здесь на каждого из 10 млн. граждан в год приходится 162 литра.

Мест, где можно все эти литры употребить, в Чехии более чем достаточно. В относительно небольшой Праге сотни пивных баров и ресторанов.

Пивная «У Флеку» — одна из старейших. Пивоварня, а при ней трактир, открылась в 1499 году. В ресторане несколько просторных залов и внутренний дворик, заставленный темными, дубовыми скамейками и столами. Подают «У Флеку» исключительно темное пиво. Святой Вацлав, покровитель чешских пивоваров, смотрит на посетителей с большой симпатией.

Пиво в Чехии пьют не обязательно из стеклянных, широко используются и керамические кружки. Подается оно обязательно охлажденным до 6-10 градусов. При этой температуре раскрываются все его качества. Правильно наполнить кружку — целое искусство. Не всякий бармен им владеет. Пены в ней должно оказаться не больше и не меньше, чем велит традиция. Зачем стране, где пиво любят все поголовно, иметь еще отдельно Общество любителей пива, не очень понятно, но оно в Чехии есть. Как писал Марк Твен: «Сорта пива в той же степени не похожи друг на друга, в какой хохлатки во дворе». В Чехии, действительно, чуть ли не в каждом городе есть своя пивоварня, и все они делают разное пиво.

Вне зависимости от цвета пива один из главных его компонентов — хмель. Плантаций хмеля в Чехии много. Есть у него что-то общее, с виноградной лозой. Он и принадлежит, как виноград, к роду многолетних лиан. Хмель тянется вверх по вертикально натянутому шпагату. За полгода растение вымахивает на 10 метров. Бродишь по таким зеленым галереям и диву даешься: до чего же мощное растение. На зиму его стебель отмирает, а весной вырастает новый. Урожай собирают в июле — августе, когда хмель цветет.

В пиво идут женские соцветия. На их чешуйках расположены такие железки, в которых содержатся ароматические дубильные вещества. Они-то и придают вкус пиву. Благодаря им пиво становится пивом.

Здешний хмель столь высокого качества, что его покупают даже пивовары Германии. Это растение и придает пиву характерную приятную горечь.

Город Хумполец славится своими пивными традициями. В 1838 г. местные любители пива вылили на городскую площадь 36 бочек с пивом. Оно показалось им не очень хорошим. Видимо, мера эта оказалась действенной. С тех пор пиво здесь варят отменного качества.Воду для хумбольского пива берут из артезианского колодца, находящегося за городской чертой. Качества она отменного, что для пива имеет определяющее значение.

Завод вырос их небольшой пивоварни, основанной еще в XVI веке. Солод — продукт, без которого невозможно сварить пиво. По сути, это пророщенный ячмень. Проращивают его на специальных солодовнях. На завод же солод поступает уже в готовом виде, без зеленых росточков. Из обычного солода варят светлое пиво. Из обжаренного — темное.

Настоящие ценители не мешают пиво разных сортов, тем более не запивают им водку или другие крепкие напитки. Так что «пиво без водки — деньги на ветер», это точно не про чехов. На местных пивоварнях совсем не варят пива с ягодным вкусом. Чехи в этом смысле консерваторы. Да и до темного пива они не большие охотники — предпочитают классическое, светлое. Вяленая рыба, чипсы, орешки в местных пивных тоже не пользуются популярностью. В России скажут: «Без закуски — это пьянство». А здесь не обязательно. Можно просидеть весь вечер и пить только пиво. Но уж если хотят закусить, то, как правило, заказывают какую-нибудь сосиску. Сосиску с горчицей.

Официанты бегают по залу с тяжелыми подносами, уставленными «пулитрами». Так здесь называют пивные кружки. Число выпитых «пулитров» официант отмечает черточками на бумажке, лежащей перед клиентом. Есть молодцы, которые умудряются выпить 8-9 кружек за вечер.

Чехи говорят: «Лишь пиво делает жажду прекрасной». Первую кружку они выпивают быстро. А все последующие — с чувством, с толком, с расстановкой. Вкус напитка по-настоящему раскрывается лишь со второй, третьей кружки.

Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха явяляется самой знамениой досторимечательностью в Праге и всегда был доминантным местом города, а также символом Чехии . На его месте ранее стояла романская ротонда, которую основал князь Вацлав в 935 году, а потом там же был захоронен. В 1060 году князь Спытигнев ее разрушил и на этом месте построил трехярусную романскую базилику, которая здесь стояла до 1344 года (остатки базилики и ротонды видны через решетку с южной стороны собора). По легенде, в языческие времена на этом месте стоял идол Святовита, котрого чехи почитали за главного бога. Отовсюду приходил народ поклониться идолу, а в жертву приносили его любимое блюдо - черного петуха. Не брезговал Святовит и калачами с вином. Якобы по созвучию и велел Вацлав освятить новую часовню именем святого Вита, и, что характерно, аж до конца прошлого века в День святого Вита христиане приносили к собору вино и калачи.

Строительство главного храма королевства начал Карл IV в связи с повышением пражского епископства на архиепископство. Он был задуман как символ тройственности метрополии: Прага - как главный город Чехии; Град - как основа Праги; собор Святого Вита - как главный храм Града. Проект подготовил француз Матье из Арраса. Деньги для строительства Карл IV доставал самыми разными способами: брал десятину с серебродобытчиков и налоги с церквей, наладил продажу индульгенций.

Проект был задуман с таким размахом, что постройка растянулась на 600 лет. На протяжении этого времени в строительстве поучаствовали французские, немецкие, чешские архитекторы и успели отразиться последующие архитектурные стили: ренессанс и барокко. Первым этапом строительства готического собора (1344-1352) руководил французский архитектор Матиаш из Арраса. После его смерти продолжить строительство Карл позвал 24-летнего Петра Парлержа из Кельна (там его звали Парлер). В 1356-1399 годах он возвел капеллы обхода хора, лестницу, свод пресвитерия и нижнюю часть главной башни с Золотыми воротами. Скульптурная отделка интерьера, как полагают, тоже выполнена в мастерской Парлерж. Вместе со своим предшественником мастер был похоронен в северной части собора.

Сыновья Парлержа Ян, Вацлав и Петр доделывали главную башню, пока не начались Гуситские войны (1406). К этому времени относится легенда о Вацлаве IV, которому было пророчество "погибнуть перед башней святовитской". Вацлав толковал слово "перед" двояко - как "перед башней на площади" или "перед тем, как она будет закончена", поэтому решил избавиться хотя бы от одной возможности. Он повелел снести башню, но в тот момент начались Гуситские восстания, и Вацлава хватил инфаркт. Хитрое пророчество таки сбылось. А башню достроили только в 1562 году; архитекторы Вольмут и Тироль украсили ее ренессансной галереей и луковичной крышей. Нынешним своим барочным обликом эта крыша обязана Пакасси (1770).

В 1873 г. началась реставрация старой части собора и достройка его западной части. Строительство трех-нефного объема и западного фасада с двумя башнями было осуществлено архитекторами И. Мокером и К. Гильбертом на основе тщательного изучения сохранившихся чертежей П. Парлержа. Строительство было закончено в 1929 г. Длина собора 124 м, высота главной башни — 96,6 м. Сегодня в собор можно войти через бронзовые двери западного фасада. На дверях изображены сцены из истории строительства храма, а также эпизоды легенд о Вацлаве и Войтехе. На витраже-розе изображена сцена «Сотворение мира» (автор Фр.Кисела; 1921). В интерьере прежде всего поражают большие витражи, исполненные ведущими чешскими художниками М. Швабинским и А. Мухой. В трифории (закрыт для посещений) над арками боковых нефов находится галерея с членов королевской семьи, выдающихся архитекторов и всех, внесших вклад в строительство собора. Бюсты отлиты в мастерской Парлержа. Один из них, изображающий самого архитектора, считается первым автопортретом в истории европейского искусства. Собор Св. Вита был одновременно и епархиальным храмом, и усыпальницей светских правителей. Господствующее положение в интерьере с 28 несущими колоннами занимает готический Главный алтарь. Перед ним находится Королевский саркофаг из белого мрамора, созданный Александром Коллином в 1566— 1589 гг. и образующий надземную часть усыпальницы.

В средние века в храм входили через Золотые ворота, которые ведут в поперечный неф между главной башней и капеллой Св. Вацлава. Это одно из важнейших творений Петра Парлержа. Их украшает восстановленная мозаика 1370 года с изображением Страшного суда. Фон ее сделан из позолоченных кубиков стекла, фигуры - из разноцветных камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции. Ворота закрыты бронзовой решеткой с аллегорическими композициями на зодиакальные темы. Вообще, внешнее оформление собора полно знаков и символов. Со стен свешиваются химеры и уроды. Имеется в виду, что вся нечисть находится вне пределов церкви и под контролем: помогает отпугивать другую нечисть, а заодно работает водостоками. Среди всего прочего на стенах можно разглядеть послания типа: "Гонза и Пепик были здесь в марте 1853 года". В 96-метровой башне с готическим основанием, достигающим высоты 58 м, находится самый большой колокол Чехии "Зикмунд" (18 т), отлитый в XVI веке. Часы на башне - хайтек Рудольфа II: на одном циферблате показывают целый час, а на другом, пониже, - каждую четверть часа.

По периметру собора - 21 капелла. Наибольшее культурное и историческое значение имеет капелла Св. Вацлава над могилой принца-мученика. Надгробие князя было собрано из кусочков и отреставрировано в начале XX века. Нижнюю часть стены часовни украшают 1300 самоцветов, верхнюю - сцены из жизни св. Вацлава. Средняя часть посвящена сценам Страстей Господних. Статуя Св. Вацлава исполнена Парлержем. В обходе хора расположены капеллы с надгробиями, изготовленными также в мастерской Парлержа. Из часовни есть выход к палате с коронационными драгоценностями. Палата заперта на семь замков, а ключи от них находятся у семи особ: президента республики, председателя парламента, мэра, архиепископа и т.д. Вместе они собираются только на большие церемонии. Собрание драгоценностей включает королевскую корону, жезл, державу, шитое золотом парчовое одеяние, епитрахиль и пояс. Корона Св. Вацлава (1346 г.) украшена изумрудами, рубинами, жемчугом и шестью из девяти самых крупных сапфиров мира. Держава из листового золота инкрустирована эмалью, жемчугом и драгоценными камнями. Жезл относится к 16 в., отделан резьбой, эмалью, жемчугом, сапфирами и рубинами. Королевские регалии были помещены в Собор Св. Вита в соответствие с папской буллой Климента V и коронационным кодексом Карла IV в 14 в. и покидали его только трижды в периоды военной угрозы. В отличие от них самая новая реликвия чешского государства — бронзовая доска в память о событиях 1989 г., приведших к падению коммунистического режима в Чехословакии, — легкодоступна для обозрения в часовне Шварценбергов. По праздничным дням звучит древний орган, украшенный орнаментом в стиле рококо (1757 г.). Возведенный как духовный символ государства, собор Св. Вита и сегодня сохраняет значение национальной святыни. мировой войны. Снаружи в их честь поставили стелу из цельного куска гранита высотой 16 метров.

Еще один широко известный символ Чехии это бравый солдат Швейк — сатирический персонаж, придуманный чешским писателем Ярославом Гашеком; главный герой романа «Похождения бравого солдата Швейка». Прототипом послужил Франтишек Страшлипка; также многие похождения Швейка носят автобиографический характер.

Йозеф Швейк, чешский торговец собаками, которого уже один раз выгнали из армии по слабоумию, вновь призван в армию в качестве пушечного мяса для Первой мировой войны. Притесняемый бюрократами, полицией, докторами, «проигранный» одним офицером другому, жизнерадостный, разговорчивый и простодушный солдат неохотно следует своему невезучему, но полному приключений и забавных ситуаций, пути на передовую.

Швейк — просто кладезь различного рода историй, баек, взятых им из его полной приключений жизни.

Прага — город романтический, правда, проникнутся его атмосферой основательно мешают толпы туристов, в любое время года снующие по историческому центру.

Но, если абстрагироваться от толп туристов, послушно следующих за зонтиком экскурсовода невозможно, значит, наша миссия — акцентировать внимание на прелестях Праги, благо их в городе предостаточно.

В исторический центр вы попадете, скорее всего, через ворота Пороховой башни, затем окажитесь по улице Celetna. Она пешеходная, и на ней расположено множество сувенирных магазинчиков.

Во время прогулки обращайте внимание не только на марионеток и подделки под богемское стекло в магазинчиках, но и на Карлов университет с красивейшими балконами, а также на церковь Святого Гавла, выполненную в стиле барокко. Затем по улице Железна выходим на главную площадь города, носящую очевидное имя Староместская. Тут имеет смысл задержаться на час-другой.

На фото: Староместская площадь, Прага

Те, кто любят созерцать, могут попить сок/вино/пиво/кофе в местных уютных, но жутко дорогих кафе. Любителям истории и архитектуры стоит заглянуть в храм Девы Марии перед Тыном (его легко опознать по двум башням и трудно не заметить).

На фото: храм Девы Марии перед Тыном

Если вы любите панорамные виды, поднимайтесь на колонаду собора и наблюдайте город с высоты птичьего полета. Поклонники творчества Альфонса Мухи и в целом направления ар-деко могут посетить находящийся здесь же музей художника.

На фото: репродукции работ Альфонса Мухи украшают местные сувениры

Но все без исключения просто обязаны попытаться определить время по астрономическим часам Орлой, украшающим стену городской ратуши. Сделать это, кстати, очень непросто.

На фото: астрономические часы на ратуше

ПОГУЛЯТЬ В РАЙОНЕ ЕВРЕЙСКОГО ГЕТТО

Еврейский квартал Праги находится к северу от Староместской площади в районе Майзеловской улицы. Раньше место было обнесено стеной, теперь ни стены, ни старинных домов тут нет — все было разрушено до основания. В квартале есть шесть синагог (если кому-то интересно) и множество отличных кафешек (цены ниже, чем на площади).

ВСТРЕТИТЬСЯ С ДУХОМ КАФКИ

Франц Кафка прожил в Праге всю жизнь, лишь иногда он покидал город для того, чтобы поправить здоровье. Сегодня мрачная эстетика его книг — неотъемлимая составляющая духа Праги.

Родился писатель в доме на восточной стороне Староместской площади (дом расположен по адресу nam. Fr Kafky, 3). Когда писателю исполнилось 2 года, его семья перебралась на улицу пекарей (ul Celenta, 2), а позже Кафка проживал на Золотой улочке (территория Пражского града).

На фото: золотая улочка, сейчас в доме, где жил Кафка торгуют сувенирами

Еще одно обязательное место для посещения — русская церковь Святого Николая, именно ее описания можно встретить во многих произведениях Кафки. Сегодня на Староместской площади открыт букинистический магазин о Кафке, а открытки с его портретами продаются в каждом сувенирном киоске.

На фото: отель Metamorphis, именно под таким названием
рассказ Кафки «Превращение» известен в англоязычных странах

ПОКОРМИТЬ ЛЕБЕДЕЙ У КАРЛОВОГО МОСТА И ПОСЛУШАТЬ НА МОСТУ ШАРМАНКУ

Не спешите сразу же подниматься на Карлов мост, лучше возле Староместской мостовой башни спуститесь на набережную. Тут обитают толстые и общительные лебеди, хлеб и любую снедь птицы поедают очень охотно.

Сам Карлов Мост первоначально назывался Пражским или Каменным, идею украсить мост статуями чехи «слизали» с Моста Святого Ангела в Риме, правда, не дословно, если в Риме — ангелы, то тут — чешские святые. Оригинальные статуи, ветшающие от непогоды, городские власти постепенно отправляют в музеи, заменяя их копиями. На мосту играет шарманка и трудятся уличные художники.

На фото: замки любви на Карловом мосту

ПОСЕТИТЬ ПРАЖСКИЙ ГРАД

Пражский град гордо носит звание самого крупного старинного замка Европы и одной из самых популярных киноплощадок для съемок исторических фильмов.

Вход в замок платный — от 250 кронн. Гулять тут можно и днем, и ночью (здания отлично подсвечиваются). Помимо мест для поцелуев и панорамных фото Пражский град примечателен следующими местами.

СОБОР СВЯТОГО ВИТА

Главная достопримечательность — Собор Святого Вита: мрачный, большой и готический, построен аж в 926 году.

На фото: гаргульи на фасаде Собора Святого Вита

Если попадете в Пражский град в доджливую погоду сможете наблюдать, как гаргульи на фасаде собора «пускают слюни», т.е. как с их каменных языков капает на землю вода. Внутри собора обратите внимание на витражи в стиле ар-нуво, их создал сам Альфонс Муха.

КОРОЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

В девятом веке тут жили короли Богемии, а сейчас проходят официальные мероприятия, типа инаугурации президента.

ЗОЛОТАЯ УЛОЧКА

Раньше в крохотных разноцветных пряничных домиках проживали ремесленники и охотники: на первом этаже ели, на втором, организованном по типу кровать-чердак, спали. Сейчас внутри домиков сувенирные магазинчики. Да, и еще именно тут в доме номер 22 жил Кафка.

БАШНЯ ДАЛИБОРКА

Жуткое, если честно, местечко. Раньше тут держали узников и проводили пытки. Сейчас узников не осталось, но орудия пыток сохранились. На входе — железный корсет для поджаривания жертвы (такой использовали в «Сайлент Хилле»), внутри — колодки, виллы, темницы, словом, welcome to средневековый hell.

На фото: с Пражского града открывается прекрасный вид на город

БАЗИЛИКА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ

Старинная готическая церковь, раньше тут был первый богемский монастырь. Без билета внутрь не пускают.

На фото: крыши Праги, Пражский град

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Если хочется увидеть не только репродукции богемского искусства, но и оригиналы, с которых они воспроизводятся, загляните сюда. Жемчужина коллекции «Портрет девушки» Ганса фон Аахена.

МУЗЕЙ ИГРУШКИ

На фото: игрушечный железнодорожный вокзал

Место, обязательное для посещения, где еще увидишь в соседних витринах роботов из семидесятых годов, старинные железные дороги, солдатиков и прочие прелести, которых мы были лишены в детстве. В музее часто проходят тематические выставки.

НАПИТЬСЯ ПИВОМ И НАЕСТЬСЯ МЯСА

Чешское пиво — это уже бренд: Крушовице, Козел, Велвет и так далее. Однако помимо классики в Праге очень распространены нетривиальные сорта, например, пиво со вкусом груши или имбиря.

Пабы и бары, по большей части, в Праге однотипные: темное место с деревянными столами и стульями. Внутри баров (дикость для Европы, но радость для русских!) можно курить. Чешская кухня — это преимущественно мясные блюда, овощные супы и все виды сдобы. Главное блюдо — свиное колено, огромный кусок мяса, который вначале маринуется, а потом запекается.

ОТВЕДАТЬ АПСЕНТА

Второй алкогольный напиток Праги. Помимо разрешенной в Европе версии light (40 градусов), в чешской столице можно попробовать настоящий 70 градусный абсент, а кроме того коктейли на основе «зеленого змия» и абсентовое мороженное.

Правильное место для дегустации — Абсент-бар, расположенный прямо на выходе из Пражского града. Почувствуй себя Ван Гогом, поймай зеленую фею за хвост!

ПРОЙТИСЬ ПО ГАЛЕРЕЯМ И КУПИТЬ КАРТИНУ

Хотя времена Альфонса Мухи канули в прошлое, Прага продолжает быть местом сосредоточения художников.

На фото: интересуюсь ассортиментом галереи

Конечно, на Карловом мосту работают маляры от мира искусства, но в городе до сих пор открыто великое множество картинных галерей, где представлены очень интересные и даже выставочные работы. Главные места для охотников за искусством — галереи на улице Michalská и территория бывшего еврейского гетто.

ПОИГРАТЬ С МАРИОНЕТКАМИ

Марионетки — еще один символ Праги. Именно они, а не пошлые магниты Made in China — достойный сувенир из столицы Чехии.

На фото: знаменитые пражские марионетки

Мы слишком часто смотрим себе под ноги или прямо перед собой, но стоит поднять голову, всмотреться в старинные дома Праги и тогда на уровне вторых-третьих этажей обнаруживается, что чешская столица украшена сотнями любопытнейших, необычных, а иногда и таинственных домовых знаков. Знаками домов, служившими ориентирами в большом городе, которые давали дому имя и характер, выражали индивидуальность владельца, его профессию, художественные вкусы, политические пристрастия, имя или даже прозвище. Это часть пражского колорита и многовековой истории, представленная скульптурными барельефами, чугунными вывесками, живописными символами на штукатурке с изображением животных, птиц, деревьев, цветов, инструментов, небесных светил, людей, да всего, чего угодно!

Считается, что самым старым в мире домовым знаком является каменный рельеф с изображением толкователя снов на доме в египетском городе Гиза (III тысячелетие до н.э.). В древнем Риме ремесленники помещали на домах атрибуты своих профессий. Но рисованные знаки появились лишь в средневековой Европе: в XIV веке сразу множеством домовых знаков украсились города Франции, Германии и Чехии. Они возникли в тот период, когда из-за большого количества домов и улиц появилась необходимость ориентирования в разросшихся средневековых городах.

Чешский король Вацлав IV (тот самый, по приказу которого с Карлова моста был сброшен в мешке Святой Ян Непомуцкий) издал декрет о разукрашивании фронтонов домов домовыми знаками. Письменные свидетельства того времени сообщают о 16 домовых знаках Старе-Места, двух знаках в Нове-Место, трех знаках на Мала-Стране и о появлении в 1356 году наиболее древнего из известных пражских домовых знаков «У черной звезды».

Поначалу создание домовых знаков подчинялось правилам геральдического искусства, и было настолько выгодным ремеслом, что в цехе пражских живописцев возник спор между соборными и мирскими художниками из-за заказов богатых домовладельцев центральных улиц и торговых площадей.

В средние века на домовых знаках чаще всего встречались черная и красная краски, синий цвет был цветом XVI века,

а на домовых знаках XVIII века преобладал пышный блеск золота в сочетании с искусственно производимыми долговечными красками.

Массовое изменение домовых знаков на пражских улицах происходило после завершения гуситских войн и во времена контрреформации. Увлечение символикой борьбы отошло на задний план, предоставив место практическим мирским целям торговцев и ремесленников: цеховая геральдика вступила в свой золотой век.

Эпоха барокко обогатила галерею домовых знаков вывесками из меди, листового железа и дерева. В результате перестроек просторные дома горожан повернулись на улицу уже более широкой стороной. Разделенные фасады этих домов с рядами окон включали место для декоративно обрамленных картин, написанных, как правило, на религиозную тематику.

Существовавшие наряду с ними традиционные декоративные символы средневековья в этот период потеряли свое значение, став непонятными, особенно по сравнению с выразительными рекламными вывесками ремесленников и торговцев. Бывало и так, что на оживленных пражских улицах на фасадах домов встречались несколько культурных символов, отличающихся по времени и значению. Новые владельцы часто меняли знаки, почти полностью по своему произволу, и таким образом, один дом в течение столетий менял несколько названий и соответственно домовых знаков.

С течением времени домовые знаки стали настолько важным делом, что ими стало заниматься специальное учреждение - Шестипанское ведомство, которое следило, чтобы на одной улице не было домов с одинаковым названием, и домовые знаки имели смысловое содержание. Также ведомство выдавало официальное разрешение владельцу дома, пожелавшему изменить домовый знак, и разбирало нешуточные споры пражан о праве на то или иное название дома.

В 1784 году император Иосиф I объединил Прагу, состоявшую из отдельных городов (Старе-Место, Нове-Место, Градчаны, Мала-Страна, Вышеград), имеющих различный статус, систему управления и финансы, зачастую враждовавших между собой, в один столичный город. При объединении было зарегистрировано 2928 домов, причем 892 из них имели домовые знаки. Такое чрезвычайное распространение домовых знаков привело к утере их первоначального значения, и эта форма ориентации на городских улицах уже не оправдывала себя.

Венский императорский двор издал приказ, в соответствии с которым в землях габсбургской монархии вводилась обязательная нумерация домов. Чехия входила в состав Австро-Венгерской империи, и в 1770 году в Праге провели реформу, получившую название «терезианской», по имени царствующей императрицы Марии Терезии. Австрийские солдаты просто прошли по всем пражским улицам и нарисовали на стенах последовательно возраставшие номера. Проблему это, разумеется, не решило, потому что город стремительно расширялся, количество зданий вскоре перевалило за несколько тысяч и все вновь возведенные здания получали очередной порядковый номер, не соответствующий соседним.
В 1805 году ввели другую систему нумерации домов, согласно которой пражским районам были присвоены римские цифры, а затем все дома в каждом районе были пронумерованы в сквозном порядке. Каждое здание получило красную табличку с так называемым кадастровым номером.

После нескончаемой путаницы с доставкой почты, в 1878 году австрийский бюрократический аппарат вводит еще одну нумерацию домов, которая не отвергает старую, а дополняет ее. Пражским домам были присвоены номера не по районам, а по конкретным улицам и площадям, причем порядок нумерации домов привязан к реке Влтава и направлению ее течения. Каждое здание в дополнение к красной табличке получило синюю табличку с так называемым ориентационным номером.

Такая двойная нумерация пражских домов действует и сейчас, но сохранилось порядка 300 домовых знаков, имеющих историческую, культурную и художественную ценность. Уже самим фактом своего существования они придают дому и пространству неповторимую индивидуальность, атмосферу, дух места, потому что пражские домовые знаки имеют свою особенную магию - они существуют на границе, где заканчивается символ и начинается легенда.

Как-то весной Влтава вышла из берегов, затопила улицы Старе-Места, а когда уровень воды снизился, девушка нашла в своей комнате на полу трех карпов. Собиралась отдать карпов котам, но один из карпов зашевелился у нее в руке и сказал человеческим голосом: «Не делай этого, не вреди нам. Если на ночь положишь нас под одеяло, мы тебя щедро отблагодарим». Девушка испугалась, уронила карпа на пол, побежала за своими двумя старшими сестрами и все им рассказала. Те сначала посмеялись, а потом посоветовали ей сделать, как просил карп.

Девушка положила трех карпов под одеяло, а сама пошла спать в каморку. Когда утром заглянула в комнату, то от страха у нее застыла кровь в жилах. Повсюду на полу была рыбья чешуя, карпы исчезли, а в ее постели спали три молодца, один красивее другого. По-другому и быть не могло: сыграли тройную свадьбу, младшей из сестер достался самый красивый из трех парней, а случилось то в доме «У карпа».

Но не всегда домой знак гарантировал девичье счастье. В доме «У трех белых роз» (изображены на самом верху дома «У Ротта») жили три красивые, но очень высокомерные сестры. Родители у них рано умерли, и сестрам осталось большое богатство. Сестры были настолько тщеславными, что даже друг с другом не разговаривали. Каждая мечтала выйти замуж за благородного жениха, лучше за иностранного графа, князя или барона, и уехать с ним на его родину. На местных женихов они даже не смотрели.

Однажды появился стройный иноземный принц и начал ухаживать за старшей сестрой. Рассказывал о своем богатстве, о великолепных дворцах, пока очарованная красавица не дала согласие на брак и не уехала с ним. Вскоре объявился новый поклонник, краше и богаче прежнего. Понравилась ему средняя сестра, и вскоре он увез ее в свой замок в далекую страну. Осталась одна младшая сестра, которая тоже дождалась своего жениха - английского дворянина, который приехал в Прагу по делам государственным, не мог отвести глаз от своей невесты, обещал ей верность до смерти. Какая девушка отказалась бы от предложения настоящего английского герцога? Так и опустел дом «У трех белых роз»...

О сестрах никто ничего не слышал, пока не пришел в Прагу бродячий подмастерье. Он и рассказал, как сестрам не повезло. Были это не три богатых жениха, а один мошенник, которого привлекло богатство трех тщеславных сестер. Одну за другой он отвез их за границу, там отобрал их богатство и оставил жить в бедности. Обманутые красавицы вскоре и умерли в большой нищете на чужбине.

В соседнем доме «У лилии» издавна была аптека, в которой готовил снадобья и микстуры аптекарь Томаш. Это было во время правления чешского короля Владислава II, в беспокойный период междоусобиц, когда венгерский король Корвин боролся за чешскую корону любыми средствами. За ценный подарок в виде золотой лилии уговорили аптекаря Томаша отравить чешского короля. Алчный аптекарь отправил пажа в далекую Венецию раздобыть проверенного яда. Но венецианский аптекарь испугался тайно продавать яд и на всякий случай спросил разрешения во Дворце Дожей . Дальше все развивалось быстро: венецианская власть известила чешского короля, после чего пажа и аптекаря бросили в тюрьму. Томаш отпирался до тех пор, пока не был подвергнут пыткам в подвалах Староместской ратуши , и получил вознаграждение не в виде золотой лилии, а железным топором палача.

Другой предприимчивый пражанин решил нажиться, используя домовой знак «У каменной русалки». В средние века русалка считалась символом темных, опасных сил и дурного соблазна. Вот шутник и стал показывать за деньги в большой ванне с водой наполовину женщину - наполовину рыбу. Но случилось так, что в это создание влюбился молодой подмастерье. Куда бы ни шел, все мыслил о ней, пока однажды не признался русалке в любви.

Какова же была его радость, когда он узнал, что ее хвост ненастоящий, а только для забавы зрителей, и чувства молодых людей были взаимными. Девушка скинула свой фальшивый хвост и убежала с любимым из Праги. Жили они счастливо и к старости вернулись в Прагу, где доживали свои годы в доме «У Каменной русалки».

Приехав из Дамаска, армянский купец Георгиус Деодатус Дамаскенус ходил по пражским улицам в своем восточном кафтане и тюрбане, шароварах и туфлях с загнутыми носами, с подносом и кувшином на голове. В одной руке он держал сковороду с раскаленными углями, на которой нагревал кофе, а в другой - шкатулку с чашками и дорогим тростниковым сахаром. Убеждал, варил, наливал, продавал - и пользовался большим успехом. Вскоре Деодатус смог открыть первую пражскую кофейню на Мала-Стране, а в 1714 году перенес процветающую торговлю в более просторный дом «У Золотого змея», о котором чешский поэт Витезслав Незвал написал:

В Праге у Златого гада
Продается шоколад,
Который любит Златый гад.

Наверняка в эту кофейню ходил староместский писарь Изак, знаток библейских преданий. Он поместил на свой дом «У Синего винограда» домовой знак, иллюстрирующий цитату из IV Книги Моисея: «После тяжелого сорокалетнего скитания по пустыне Моисей со своим народом увидели вдалеке заветную Ханаанскую землю. Отправил он разведчиков, которые в Ханаанской земле отрезали виноградную гроздь и несли ее на шесте вдвоем». Изображение двух мужчин, сгибающихся под тяжестью одной огромной виноградной грозди, и поныне является символом плодородия, урожайности и исполнения обещанного счастья.

Другой пражский писарь Петр Дрдак заказал сияющий домовой знак «Золотое солнце». Но в его доме во времена императора-мистика Рудольфа II проходили встречи колдунов, магов, астрологов и прочих почитателей темных сил. От их опытов и заклинаний потемнел лик солнца на домовом знаке, ибо черное солнце считается мистическим символом смерти. Но жители Праги не опасаются подходить к дому писаря «У черного солнца», так как уверены, что символ черного солнца изображает мистические перемены, переход из одного состояния бытия в другое, т.е. Возрождение.

С библейскими историями и черным цветом связан еще один пражский домовой знак – «Черная Богоматерь». Вообще в Чехии существует 12 черных изображений Девы Марии с Иисусом и самое известное можно увидеть в пражской Лорете . Есть версия ее происхождения от образа египетской богини Исиды с маленьким Гором, а другое объяснение ее темной кожи - гипотеза, что этот христианский облик лишь исторически преображенная древнейшая языческая богиня - Мать Земля.
Дом «У черной Богоматери» считается главной кубической постройкой Праги и опутан паутиной загадок. По некоторым сведениям, под ним скрещиваются магнетические силовые линии, пересекающие живую душу Старого города. Правдивость этого подтверждают и легенды о таинственных ночных явлениях на соседних улицах: здесь находился монастырь ордена тамплиеров, которому принадлежали все земли в округе, а «Черная Богоматерь» была предметом почитания у рыцарей ордена.

Главная резиденция тамплиеров в Праге размещалась на месте дома «У золотого ангела». В середине XVIII века средневековые дома были снесены, и вместо них выросло большое барочное здание, в котором находилась популярная гостиница с пивоварней. Эту гостиницу почитали визитами знаменитости, аристократы и особы королевских кровей: датская королева, саксонский и ганноверский короли с семьями, курфюрст гессенский с греческой королевой, русский анархист Бакунин, здесь жил Вольфганг Амадей Моцарт.

Так что домовой знак «Золотой ангел» с лавровым венком и рогом изобилия, знаком роскоши и удовольствия, поистине покровительствовал зданию. Но ангел также охраняет тайну: в средневековых подвалах этого дома происходили тайные и мистические собрания рыцарей ордена тамплиеров. И кто знает, не охраняет ли этот пражский домовой знак главную добычу тамплиеров - Святой Грааль…

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Предлагает отдыхающим пройтись по Вацлавской площади, осмотреть старинные здания в готическом стиле, провести время в скверах и парках, познакомиться с местной кухней.

Карлов мост

Пешеходы, гуляющие по мосту (один из символов Праги), повстречаются с музыкантами и продавцами картин и сувениров, смогут полюбоваться скульптурами (на мосту оборудовали скульптурную галерею из 30 статуй; если загадать нематериальное желание, дотронувшись до основания статуи Яна Непомуцкого, оно должно исполниться в течение года) и башнями. Так, желающим удастся побывать на обзорной площадке Староместской мостовой башни (в зависимости от сезона доступ открыт с 10:00 до 17-22:00) или на площадке одной из Малостранских мостовых башен (здесь же стоит рассмотреть экспозицию, благодаря которой можно узнать историю Карлова моста).

Собор Святого Вита

В главном пражском храме (его фасады украшены каменной резьбой) хранятся останки чешских монархов и архиепископов, а также коронационные регалии, в главной части собора можно увидеть бюсты Карла IV и других важных лиц в галерее скульптур, а в библиотеке – средневековые рукописи. Посетителям удастся полюбоваться и цветными витражами. Кроме того, гостям предлагают побывать на концертах органной музыки и подняться по 300 ступеням на смотровую площадку.

Полезная информация: сайт: www.katedralasvatehovita.cz

Тынский храм

Независимо от погоды, путешественники с любой точки чешской столицы смогут увидеть две остроконечные 80-метровые башни, являющиеся символом . Храм славится внутренней отделкой, готической статуей Девы Марии с младенцем, органом, изготовленным в 1673 году, а кроме того, здесь захоронены великие граждане Чехии.

Полезная информация: адрес: Calenta 5, 110 00 Praha 1, сайт: www.tyn.cz

Куранты Староместской Ратуши

Каждый час ежедневно с 08:00 до 20:00 желающие смогут полюбоваться кукольным представлением (его “исполняют” фигуры), начинающимся с боем часов. Кроме того, часы демонстрируют время суток, положение Солнца и созвездий, и другую интересную информацию. Стоит отметить, что желающим предоставят шанс подняться на башню Ратуши (имеется лифт) – с высоты почти 70 м они смогут полюбоваться Староместской площадью и красными черепичными крышами пражских зданий.

Адрес: Staromestske namesti 1.

Пороховые ворота

Сегодня путешественникам удастся не только увидеть башню в псевдоготическом стиле, украшенную сюжетными скульптурами, но и совершить подъем по винтовой лестнице с более 180 ступенями, чтобы очутиться на 44-метровой высоте (тут находится площадка для обзора захватывающих пражских красот). Совет: внутри стоит побывать на фотовыставке.

Адрес: Namesti Republiky (обычные билеты обойдутся в 90 крон, а льготные – в 65 крон).