Главная · Индия · Консорциум университетов. Консорциум университетов «SDN в научно-образовательной среде. Консорциум университетов «SDN в научно-образовательной среде»

Консорциум университетов. Консорциум университетов «SDN в научно-образовательной среде. Консорциум университетов «SDN в научно-образовательной среде»

Анализ развития университетского образования в мире показывает, что под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также в процессе становления в сфере образования рыночных отношений формируются новые модели университета. В них объединяются традиционное образование и несколько основных типов институциональных форм (организационных структур) дистанционного обучения. Это такие институциональные формы, как подразделения ДО в традиционных и открытых университетах, консорциумы университетов, телеуниверситеты, виртуальные классы, виртуальные университеты.

Подразделения ДО в традиционных университетах. Традиционные университеты во всем мире имеют большое значение для развития новой системы университетского образования. Являясь образовательными центрами, в которых сосредоточены ведущие специалисты, традиционные университеты обладают значительным потенциалом, для того чтобы стать центрами по разработке современных дистанционных университетских курсов. В основе этого - развитие в традиционных университетах специальных подразделений ДО.

Такие подразделения ДО могут, во-первых, разрабатывать и доставлять дистанционные курсы в рамках своего университета, особенно когда университетские здания (корпуса) расположены на значительном расстоянии или имеются филиалы в разных городах; во-вторых, разрабатывать дистанционные курсы для рынка образовательных услуг.

Рассмотрим в качестве примеров реализации такой модели университет Ольстера (Северная Ирландия) и университет Виктория (г. Виктория, Британская Колумбия, Канада).

Необходимость развития ДО в университете Ольстера связана с его структурой: он образовался путем слияния нескольких учебных заведений и состоит из четырех отдельных университетских территорий, отстоящих одна от другой на расстоянии более 72 миль. Слияние нескольких заведений в одно, с одной стороны, означает рационализацию процесса обучения, поскольку один и тот же курс может читаться в разных кампусах. С другой стороны, чтение одного курса в разных местах означало, например, что профессор университета должен проезжать между кампусами 1740 миль каждый семестр. Это стимулировало развитие методов ДО. Другим стимулом было растущее давление на университеты со стороны правительства с требованием повышения эффективности затрат на обучение, которое поставило под вопрос существование курсов, разработанных для небольшого числа слушателей. Развитие методов ДО позволяло включить в группу слушателей курса людей из разных мест и тем самым собрать достаточную по размерам группу.

Таким образом, необходимость использования методов ДО в Университете Ольстера была осознана под давлением, в основном, экономических фактов.

Обращение Университета Виктории к сфере ДО также было связано с экономическими проблемами - в начале 80-х годов университет стал объектом серьезных финансовых ограничений, в то время как спрос на образование на университетском и послеуниверситетском уровнях не только не уменьшался, но даже постоянно возрастал. К тому же специфика канадской провинции, в которой на огромной территории расселены небольшие далеко отстоящие друг от друга городские и сельские общины, подсказывала необходимость развитие ДО. В 60-х годах в провинции получила определенное развитие заочная форма обучения, при которой взаимодействие между преподавателями и студентами осуществлялось посредством материалов, пересылаемых по обычной почте. Однако внедрение телекоммуникационных технологий стимулировало их применение, и уже в конце 70-х годов в Университете Виктории был проведен первый эксперимент по использованию спутниковой связи в ДО. В начале 80-х годов в провинции была создана специальная организация - Управление открытого обучения - для содействия высшим учебным заведениям в развитии и распространении своих образовательных программ с помощью искусственных спутников и кабельного телевидения.

Подразделения ДО развиваются в последние годы и в российских учебных заведениях. Один из наиболее ярких примеров - это Институт ДО Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ). Будучи подразделением традиционного университета, ИДО МЭСИ разрабатывает и предоставляет курсы ДО на базе двух технологических решений, которые называются кейс-технологией и сетевой технологией. Характеристики этих решение представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Технологии ДО в ИДО МЭСИ

Кейс-технология

Сетевая технология

Учебно-практические пособия (УПП) по курсам, объединенные в портфель (кейс) по учебной программе: печатный учебный материал и тесты по каждому разделу курса.

Сетевая электронная библиотека: размещение УПП в компьютерной сети, web-сайты с учебным материалом и тестами.

Очные занятия с тьютором учебного центра: вводный семинар, очные консультации 1-2 раза в неделю, итоговый семинар, проверка тьюторами тестов.

Самостоятельное изучение материала web-сайтов, отсылка тестов тьютору по электронной почте.

Консультации с тьютором с помощью телефона, факса, электронной почты.

Консультации с тьютором по электронной почте: обучающийся имеет право задать тьютору 5 вопросов, срок ответа тьютора - 3 дня.

Очная сдача экзамена в учебном центре.

Дистанционные и открытые университеты.

Эти учебные заведения нового типа развиваются, во многом опираясь на модель заочного образования, модернизируя ее на базе использования в учебном процессе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Университеты заочного образования, в которых обучение до недавнего времени осуществлялось на базе печатных материалов, часто имеют развитую инфраструктуру, богатый педагогический и организационный опыт обучения на расстоянии, которые используются для развития новой системы университетского ДО. Наряду с печатными материалами в учебном процессе все большее место отводится аудио- и видеодискам, радио- и телекоммуникациям.

Примеры таких учебных заведений уже рассматривались выше (см. п. 3) - UNED в Испании, Открытый университет Великобритании и Международный центр ДО "ЛИНК" в России.

Резюмируя опыт этих учебных заведений, можно отметить, что для развития дистанционных и открытых университетов характерны два фактора:

  • использование опыта и инфраструктуры заочного образования, сети региональных центров для становления новых образовательных моделей на базе современных информационных технологий;
  • выработка новых экономических и организационных механизмов образовательного процесса в ходе изменения его технологической основы.

Консорциум университетов. Эта новая институциональная модель университетского образования стала активно развиваться в последние годы. Консорциум университетов (от латинского consortium - соучастие, сообщество) представляет собой коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными университетами, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий (рис. 1.3).

Таким образом, консорциум университетов объединяет и координирует деятельность нескольких университетов на основе современных информационных технологий. Можно сказать, что консорциум университетов осуществляет брокерскую связь между студентами и традиционными университетами для дистанционного обучения. Консорциум университетов может предоставлять как курсы высшей школы, так и аспирантские курсы, программы продолженного образования и подготовительные курсы для абитуриентов. Наиболее важно то, что консорциум университетов дает возможность дистанционно получить степени и сертификаты тех университетов, которые входят в консорциум.

Такая институциональная модель чрезвычайно актуальна для многих стран, поскольку позволяет объединить образовательные ресурсы многих традиционных университетов.

Значительный опыт развития этой институциональной формы университетского ДО накоплен в Австралии, где успешно функционирует Открытое обучение Австралии (Open Learning Australia - OLA) - консорциум восьми традиционных университетов, предоставляющий возможность всем австралийцам изучать курсы этих университетов с использованием не только печатных материалов и почты, но и новых информационных технологий.

OLA в настоящее время предлагает 150 университетских учебных курсов, охватывающих такие предметные области, как искусство, социальные науки, бизнес, технологии и прикладные исследования

Учебный год в OLA делится на четыре 13-недельных учебных периода. Большинство курсов единичные, т.е. охватывают один учебный период и стоят $305. Двойные учебные курсы охватывают два учебных периода и стоят $610. Плата, взимаемая за каждую учебную программу, покрывает стоимость учебных материалов, библиотечный доступ, проверку работ и консультирование студентов, но она не включает стоимость учебников.

Важно подчеркнуть, что консорциум OLA не является университетом и сам не присваивает ученые степени. Однако многие университеты, входящие в OLA, присуждают ученые степени посредством частичного или полного обучения через OLA. В настоящее время можно получить таким образом ученую степень по гуманитарным наукам, бизнесу, прикладным наукам, информационным технологиям и др.

Вузы-участники данного консорциума - это Московский государственный индустриальный университет, Московский институт электронной техники, Московский государственный институт стали и сплавов, Московский государственный институт электроники и математики, Тульский государственный университет, Томский политехнический университет, Российский государственный технологический университет, Российская экономическая академия. Эти вузы объединились в консорциум для предоставления курсов дистанционного образования. ИНФО создал для этой цели систему региональных центров в РФ и странах СНГ.

Телеуниверситет. Эта новая институциональная форма университетского образования также основана на объединении ресурсов традиционных университетов, но это объединение гораздо более сильное, чем в случае консорциума университетов. Телеуниверситет предлагает совместную работу ряда независимых университетов по интегрированным учебным планам. Телеуниверситет сам разрабатывает и доставляет курсы, присуждает степени, выдает дипломы и сертификаты, используя профессорско-преподавательский состав, классные аудитории и другие ресурсы традиционных университетов.

Эта модель современного университетского образования наиболее ярко воплотилась в деятельности Национального технологического университета США - НТУ.

НТУ входит в первые 5% всех американских технических университетов, проранжированных по числу студентов, обучающихся по программам на получение степени магистра технических и компьютерных наук. В настоящее время НТУ объединяет ресурсы 46 ведущих университетов США, привлекая их профессорско-преподавательский состав, разработанные ими курсы, так же как и классные аудитории этих университетов, для создания и доставки обучающих телевизионных курсов в более чем 300 мест на так называемые рабочие площадки, принадлежащие общественным и частным высокотехнологичным организациям. Это стало возможным благодаря тому, что НТУ осуществляет функционирование одной из самых больших в мире сетей цифрового компресс-телевидения. Сеть спутниковой связи реализует одностороннюю передачу видеоинформации или двустороннюю передачу аудиоинформации. Контроль за деятельностью сети осуществляет Центр управления Сети НТУ в Колорадо, что позволяет вести трансляцию по 14 каналам круглосуточно и все семь дней в неделю. Благодаря этому количество часов вещания в Сети НТУ составило, например, в 1994 году 22702 для университетских курсов и 2980 - для незачетных коротких курсов. Зона, обслуживаемая TELSTAR 401 - новым внутренним спутником, используемым НТУ, охватывает все штаты США, распространяется на южную часть Канады, северную часть Мексики и территорию Карибского бассейна.

Основными пользователями услуг НТУ являются общественные и частные высокотехнологичные организации. Поэтому высокая концентрация рабочих площадок НТУ наблюдается в таких местах, как Силиконовая Долина, Миннеанаполис, Чикаго, Бостон, Вашингтон и других центрах высоких технологий.

Набор обучающихся в НТУ постоянно растет и сейчас ежегодный набор превышает 5000 человек.

Виртуальный университет. В этой образовательной модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые дают технологии учебных телеконференций. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. В результате этого учащийся может получать учебную информацию из разных источников. Появление такой модели образования ведет к тому, что обучение осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения.

Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности с проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета).

Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета приведет к глубоким изменениям в организационной структуре современного образования. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов и студенческих общежитий, кампусов, кабинетов административных работников и лекционных залов. Он состоит из сотрудничающих групп администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и учащихся, которые разделены большими расстояниями, часто национальными границами, но которые вместе работают и интерактивно обучаются, используя современные телематические технологии. Очевидно, что эта модель означает большой прогресс на пути интернационализации образования и доступности обучения.

В качестве примера виртуального университета можно привести Интернет университет CASO - http: //www.caso.com.

В настоящее время этот университет, привлекая 87 аккредитованных учебных заведений для разработки и предоставления курсов, предлагает 2738 университетских интерактивных курсов в 24 предметных областях, таких, как аэронавтика, искусство, экономика, медицина, история, иностранные языки, литература, право, управление, математика, психология, социология и др.

Курсы доставляются посредством компьютерной сети Интернет с использованием аудио и графики. Эти курсы могут быть зачетными и незачетными. Наиболее существенной является возможность получения ученой степени в этом Интернет университете.

Основная миссия университета сформулирована его создателями следующим образом: "Мы работаем, чтобы помочь людям ощутить революцию в образовании, которая происходит на основе сети Интернет…. Мы - это группа преподавателей и студентов всех возрастов, которые сотрудничают, обучаясь через Интернет. Очень скоро появятся сотни новых учебных заведений с тысячами Интернет-курсов…".

В области дополнительного профессионального образования выделяется деятельность такого виртуального университета, как Спектрум - http://www.vu.org .

Как заявляют его создатели, "наш виртуальный кампус на www является самым большим онлайновым учебным сообществом в Интернет, и более чем полмиллиона людей из 128 стран обучаются в наших виртуальных классах".

Учебный год в этом виртуальном классе разбит на четыре четверти. Длительность курсов - от четырех до десяти недель. Каждую четверть предлагается 8-20 учебных курсов в самых различных предметных областях, таких, как география, история, иностранные языки, право, компьютерные науки и др.

Регистрационный взнос в университете составляет $15 США, уплатив которые учащийся может изучить три учебных курса.

Начиная с 1 января 1998 года, этот виртуальный университет выдает документы государственного образца в области дополнительного образования на основе системы зачетов дополнительного образования. Такой зачет можно получить после успешной сдачи итогового экзамена. Если же получение зачета не предполагается, то обучаемый может участвовать в учебном процессе, не выполнять никаких домашних заданий и контрольных работ.

Виртуальный университет Спектрум имеет свой виртуальный книжный магазин, где по сети Интернет продаются книги, каталог которых насчитывает около двух миллионов наименований. Многие курсы не предполагают использования учебников: преподаватели предоставляют учебный материал и задания по сети Интернет. Популярным среди обучаемых является Chat Cafe этого университета, однако, применение дискуссий в реальном времени непосредственно в учебном процессе пока встречает ряд технических трудностей, которые, несомненно, будут преодолены в ближайшем будущем.

Виртуальный университет - это чрезвычайно быстро развивающаяся новая организационная форма современного образования. Для обсуждения и поиска решения проблем и перспектив развития виртуальных университетов издается, например, специальная электронная газета Virtual University Gazette -


Игровая роль «Ядерный» университет консорциума вузов» (вуз) отвечает за обеспечение человеческим ресурсом развитие атомной отрасли и реализацию целей ГК «Росатом», а также за реализацию отдельных научно-исследовательских проектов в срок.

К задачам управляющего ролью «Ядерный университет» консорциума вузов относятся:

  • Подготовка научных и высококвалифицированных кадров для атомной отрасли, а также повышение квалификации и переподготовка действующего персонала.
  • Организация образовательной деятельности вуза (бакалавриат, магистратура, аспирантура и др.), обеспечение процесса подготовки современными образовательными технологиями, учебно-методическим комплексом, профессорско-преподавательским составом и прочими ресурсами.
  • Развитие научно-исследовательского потенциала вуза для включения в инновационный процесс развития атомной отрасли за счет реализации прикладных и фундаментальных задач в проектах, создания лабораторий, взаимодействия с международными научными центрами и прочее.
  • Управление абитуриентской компанией, вовлечение студентов в реализацию научно-исследовательских проектов, обеспечение высокого уровня освоения и закрепления знаний студентами.
  • Управление инфраструктурным комплексом вуза (фонд площадей, оборудование, IT-инфраструктура и прочее).
  • Управление финансовым аспектом деятельности вуза (планирование доходов и расходов, анализ бюджета и прочее.).

Ключевые направления деятельности

Подготовка кадров для отрасли

Основной задачей роли ««Ядерный» университет консорциума вузов» является подготовка научных и высококвалифицированных кадров для обеспечения кадровым потенциалом атомной отрасли, что позволит реализовать инновационную программу развития ГК «Росатом». На основании прогнозов динамики рынка труда по различным специальностям как текущих, так и будущих запросов атомной отрасли формируется запрос на подготовку научных и высококвалифицированных кадров. Подготовка кадров для атомной отрасли осуществляется по следующим типам образовательных программ: бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура, а также программы ДПО.

Образовательный процесс

Организация образовательной деятельности - многофакторный процесс, затрагивающий такие аспекты, как инфраструктура, кадры, образовательные технологии, учебно-методический комплекс, материально-техническая база и прочее. Основным приоритетом в организации образовательной деятельности является обеспечение высокого уровня качества подготовки и выпуск необходимого количества специалистов в соответствие с запросами рынка труда.

Научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность в вузе представлена в виде прикладной и фундаментальной науки. Основным процессом НИОКР в вузе является реализация прикладных и фундаментальных проектов НИОКР за счет включения в процесс реализации инновационной программы развития атомной отрасли. Развитие в вузе научной деятельности под собой подразумевает реализацию проектов НИОКР, совершенствование действующих научных направлений, работа с результатами интеллектуальной деятельности, обеспечение научной деятельности лабораторной базой и прочее.

Инфраструктура

Инфраструктурный комплекс вуза включает в себя управление фондом площадей, инженерными сетями, лабораторным оборудованием, материально-технической базой и прочее. Инфраструктура вуза является обеспечивающей по отношению к научной и образовательной деятельности, и основной задачей в рамках модели компьютерного симулятора будет обеспечение в полном объеме и качестве всех запросов и требований деятельности вуза для его нормального функционирования.

Финансы

Управление финансами представлено в виде таких блоков как: план финансово-хозяйственной деятельности в части собственных средств, план финансово-хозяйственной деятельности в части программ, план финансово-хозяйственной деятельности в части субсидий, займы и вложения.

Доступный инструментарий роли

Для достижения целей и задач роли руководство «Ядерного» университета консорциума вузов имеет следующий набор решений (инструментов):

  • Строительство новых объектов (бизнес-инкубатор, парк, парковка);
  • Покупка, ремонт, аренда оборудования.
  • Актуализация библиотечно-информационного фонда.
  • и пр.

Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


В состав Консорциума входят вузы, ведущие подготовку по сервисным специальностям: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Омский государственный институт сервиса Поволжский государственный университет сервиса Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики Сочинский государственный университет туризма и курортного дела Уфимская государственная академия экономики и сервиса Южно-Российский государственный университет экономики и сервис Владимирский государственный университет Восточно-Сибирская государственная академия образования Дагестанский государственный технический университет Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина Тверской государственный университет




Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса создан в июне 2009 года. Форма объединения вузов была выбрана не случайно: именно в формате консорциума, то есть добровольного и равноправного объединения образовательных учреждений в сфере сервиса, возможно наиболее эффективное сотрудничество в области науки и образования.


2 марта 2010 г. в г. Ессентуки на базе Кавминводского филиала Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса прошло расширенное заседание Совета Национального научно-образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов сервиса


Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса. В ходе работы обсуждались вопросы места и роли вузов сервиса в условиях модернизации системы высшего образования, подготовки кадров, трудоустройства выпускников, повышения квалификации и переподготовки, совместного участия в конкурсно-грантовой деятельности, информационных технологий в модульном обучении, дистанционных образовательных технологий, подготовки бакалавров сервиса.


Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса По итогам заседания приняты решения, связанные с работой по усилению позиционирования вузов сервиса на образовательном пространстве России, подготовки экспериментальной площадки для отработки моделей сетевой многоуровневой образовательной структуры, созданию единого информационного пространства Консорциума, подготовкой издания спецвыпуска журнала «Инновации», посвященного вузам Консорциума, организации академической мобильности в рамках Консорциума и др. В работе расширенного заседания Совета Консорциума приняли участие: депутат Государственной Думы РФ Гончаров В.А., заместитель руководителя Администрации Кавказских Минеральных Вод Холопова Н.В., зам. Председателя Ставропольского края по вопросам труда и бытового обслуживания населения Королькова П.И., первый проректор ВГУЭС проф. Мальцева Г.И., Президент ЮРГУЭС проф. Сапронов А.Г., проректор по НИР ЮРГУЭС проф. Марчук В.И., проректор по УиМР ЮРГУЭС проф. Окорочков А.И., ректор ПвГУС проф. Ерохина Л.И., ректор ЮРГУЭС проф. Прокопенко Н.Н., ректор УГАЭС проф. Дегтярев А.Н., и.о. ректора ОГИС проф. Штриплинг Л.О., ректор РГУ им. С. Есенина проф. Шеина И.М., проректор по УР ВСГАО проф. Ушаков А.И., декан инженерно-экономического факультета ДГТУ доц. Павлюченко Е.И.


23 апреля 2010 года. Газета «Поиск» Профессор Александр ВИКТОРОВ, председатель совета консорциума, ректор Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики: «… Наш университет (как и ряд других, входящих в консорциум) - сетевой, в его структуре восемь учебных институтов, охватывающих весь диапазон специальностей сферы услуг, и 11 крупных филиалов. Главы регионов, в которых они расположены, поддерживают идею университетских комплексов, понимая их значение для развития территорий. В большинстве продвинутых стран на разработку технологий и научные исследования в сфере обслуживания выделяются огромные средства. В России они финансируются по минимуму, поскольку это сфера традиционно считается нетехнологичной. Глубокое заблуждение, которое надо преодолевать совместными усилиями и при поддержке партнеров. Одна из возможностей – создание фондов целевого капитала. Другая – привлечение бюджетных средств, в том числе на состязательной основе. Так, мы готовим предложения о том, чтобы разрешить консорциуму наряду с другими образовательными структурами участвовать в конкурсах, как это сделано в Финляндии. Например, на звание национального исследовательского университета. У нас это пока возможно лишь по поручительству. Допустим, один университет выступает в конкурсе от имени всего консорциума, остальные участники являются соисполнителями».


21 Мая 2010 года под руководством заместителя министра науки и образования РФ И.И. Калины при непосредственном участии помощника полномочного представителя президента РФ по СЗ ФО В.Н. Голощапова состоялось очередное заседание Совета Консорциума. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


Газета «Известия», 99 (28114) Сеть помогает студентам учиться Опыт по созданию сетевого вуза на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) изучило министерство образования и науки России. Петербургские инновационные технологии в сфере образования получили одобрение и рекомендованы к внедрению. Об итогах этого совещания несколькими днями позднее рассказывал на заседании совета Российского союза ректоров, прошедшем в Московском государственном университете министр образования и науки страны Андрей Фурсенко. В министерстве оценили петербургский опыт. «…Мы будем поддерживать сетевые и ассоциативные университеты, - заявил министр. – В Петербурге состоялась встреча ректоров вузов сервиса, создавшим сетевой университет. Цель такой инновации – повышение качества обучения, академическая мобильность, совместная грантовая работа, переход на уровневое образование, создание совместных государственных экзаменационных и аттестационных комиссий и многое другое. Мы должны содействовать формированию таких самоорганизующихся структур в образовательной сфере. Государству необходимо поддерживать программы их развития путем целевого финансирования».


Газета «Известия», 99 (28114) Сеть помогает студентам учиться В выигрыше от организации сетевых университетов остаются в первую очередь студенты. Для них открываются действительно уникальные возможности. Поступив в любой из вузов - участников консорциума, студенты смогут обучаться по ряду программ, а так же проходить производственные и учебные практики в любом из вузов, вошедших в состав консорциума. Появится возможность получать образование по двум специальностям одновременно и при выпуске получить не один, а два диплома. Заметно увеличится количество направлений и специализаций по сравнению с теми, которые есть в каждом отдельном вузе. А в целом все это работает на повышение качества образования. Президент Российского союза ректоров, академик Виктор Садовничий отметил, что петербургский пример создания сетевого университета на базе консорциума вузов сервиса востребован в России и получит широкое распространение.


Газета «Известия», 99 (28114) Сеть помогает студентам учиться «На майском совещании ректоров сервисных вузов России по подготовке кадров для сферы услуг, прошедшем на базе СПбГУСЭ, с опытом организации Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса познакомился заместитель министра образования и науки Исаак Калина. В штабе образовательной отрасли страны заинтересованы в создании экспериментальной площадки по отработке модели сетевого многоуровневого учебно-научного университетского комплекса. По сути, Петербург и СПбГУСЭ, как головной вуз консорциума становятся инновационной площадкой в сфере образования для всей России».


Обсуждение создания Федеральной инновационной площадки на базе Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. Консорциум объединяет вузы – от Сочи до Омска, от Владивостока до Санкт-Петербурга. Таким образом, консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Это важно, если вспомнить о мировых форумах, организация которых поручена России уже в ближайшие годы - Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, 27-я Летняя Универсиада 2013 г. в Казани, Олимпийские игры-2014 в Сочи, и др. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


Создание по инициативе СПбГУСЭ в 2009 году национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса России открывает для студентов новые горизонты: в рамках консорциума объединяется научно-образовательный и организационный потенциал всех 12 вузов-участников консорциума. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


Вузы – члены консорциума активно реализуют принципы равноправного сетевого сотрудничества, заложенные в Болонском процессе, и видят в объединении накопленного потенциала новое направление своего развития. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


Основной целью работы Консорциума является кардинальное повышение качества подготовки специалистов для обширной, динамично развивающейся сферы услуг путем координации деятельности по подготовке кадров для сферы сервиса в разных регионах страны и использования принципов саморегулируемых организаций. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


На базе СПбГУСЭ под эгидой Консорциума г. проведен II Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» в рамках которого состоялся круглый стол молодых ученых и аспирантов вузов Консорциума «Новые парадигмы инновационного управления в сфере сервиса». Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


30 июня 2010 года в зале Ученого Совета Владивостокского государственного университета экономики и сервиса состоялась пленарная сессия «Сервис и АТЭС: обеспечение качественного сервиса для качественной работы саммита». Мероприятие посетили представители местной власти, преподаватели, сотрудники и студенты ВГУЭС, СМИ, а также зарубежные гости. Председателями пленарной сессии выступили: вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский, ректор Южно- Российского государственного университета экономики и сервиса Николай Прокопенко (г.Шахты) и депутат Законодательного Собрания Приморского края, ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Геннадий Лазарев. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


«…Учебно-методические объединения вузов во многом утратили свои функции, поэтому между вузами необходимо налаживать взаимодействие по новым принципам. Постановлением совета ректоров вузов России была создана рабочая группа по формированию сетевой структуры университетов, в которую вошли 11 известных ректоров…» Ректор Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса Николай Прокопенко выступил с докладом «Сетевое взаимодействие вузов: прошлое, настоящее, будущее» Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


С 7 по 9 июля 2010 года в Поволжском государственном университете сервиса прошла встреча проректоров и руководителей управлений по учебно- методической работе консорциума вузов сервиса. Целью проведения мероприятия стало обсуждение актуальных задач, стоящих перед высшими учебными заведениями РФ на современном этапе, организация работы вузов консорциума по сетевому взаимодействию. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


По поручению Департамента профессионального образования Минобрнауки РФ в период с 21 по 24 сентября 2010 года Консорциум вузов сервиса подготовил предложения по разработке программы обучения персонала, необходимого для подготовки и проведения зимних Олимпийских игр 2014 года. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


В августе 2010 года от Консорциума вузов сервиса подано представление в Департамент профессионального образования Минобрнауки РФ на создание Федеральной инновационной площадки на базе Национального научно- образовательного инновационно- технологического консорциума вузов сервиса.


Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса Создание консорциума и придание ему статуса Федеральной инновационной площадки официально поддержали: полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе И.И.Клебанов, Президент республики Башкортостан М.Рахимов, И.о. мэра г.Омска В.Д.Потапов, Председатель Думы городского округа Тольятти А.В.Пахоменко, Мэр городского округа Тольятти А.Н.Пушков, Министерство образования и науки Самарской области – Министр науки и образования Самарской области Д.Е.Овчинников, Администрация Кавказских Минеральный вод – Руководитель Администрации В.Вышинский, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области – Министр И.А.Гуськов, Законодательное собрание Ростовской области – Зам.председателя ЗакС Ростовской области Е.М.Шепелев, Зам. Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области А.И.Бедрик, Глава г.Владивостока И.С.Пушкарев, И.О.Губернатора Приморского края А.И.Костенко, Законодательное Собрание Приморского края - Председатель Законодательного Собрания Приморского края В.В.Горчаков.


Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса 11 ноября 2010 года в гостиничном комплексе «Измайлово» состоялось заседание Совета национального научно-образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов сервиса на котором рассмотрены следующие вопросы: Отчет председателя Совета Консорциума о работе за год (А.Д. Викторов – ректор Санкт- Петербургского государственного университета сервиса и экономики). Прием в Совет Консорциума новых членов. Положение об академической мобильности преподавателей, студентов, магистров, аспирантов и докторантов вузов Консорциума (Л. И. Ерохина – ректор Поволжского государственного университета сервиса). Положение об Объединенном Ученом Совете вузов Консорциума (А.Д. Викторов – ректор Санкт- Петербургского государственного университета сервиса и экономики). Положение об Объединенной Государственной аттестационной комиссии (Н. Н. Прокопенко – ректор Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса). Предложения по подготовке и изданию учебников, учебно-методических пособий, подготовленных объединенными коллективами по новым образовательные стандарты; предложения по созданию электронной библиотечной базы (Г. И. Лазарева – ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса). Предложения для ВАК по открытию межвузовских диссертационных советов (готовят проректоры по научной работе под патронажем профессора Н.Н. Прокопенко). Предложения для Министерства образования и науки РФ по структуре подготовки специалистов по сервисным направлениям в вузах России в 2011 году (проректор С. М. Костенко – проректор по довузовской подготовке Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики). Разное.


Разработан проект создания Федеральной инновационной площадки на базе «Национального научно- образовательного инновационно- технологического консорциума вузов сервиса» Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


Задачи проекта: 1.Обеспечение модернизации и развития системы образования в области сервиса и ее интеграции в международное образовательное пространство. 2.Системная работа по совершенствованию учебного процесса, координация работ по созданию внутривузовской нормативно-правовой и организационно-методической базы для обеспечения и практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов. 3.Координация деятельности вузов по разработке основных образовательных программ по направлениям сервисной подготовки. 4.Формирование единой системы подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов Консорциума в условиях уровневого образования. 5.Взаимодействие с социальными партнерами и объединениями работодателей по введению уровневой системы высшего профессионального образования.


Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса Институциональные показатели 1. Разработка и апробация модели новой образовательной структуры - отраслевого сетевого университета как системообразующего распределенного саморегулируемого учебно- научно-инновационного комплекса многоуровневого образования в сфере сервиса. 2. Разработка проектов нормативных документов для Минобрнауки РФ по функционированию отраслевого сетевого университета сервиса: миссия; организационно-правовая форма; Устав; положения о функционировании и взаимодействии научно-образовательных структур всех уровней образования, входящих в сетевой университет на принципах Консорциума. 3. Разработка проектов Положений: об академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. о Попечительском, Наблюдательном и Ученом советах, объединенных диссертационных советах, координационном центре содействия трудоустройству выпускников, государственной аттестационной комиссии, редакционно-издательском совете, научно-методическом совете по инновационным образовательным технологиям и других органах управления.


Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса 4. Разработка предложений для Правительства РФ, Минобрнауки РФ по совершенствованию действующей нормативной базы, политики и законодательства в части формирования новых механизмов саморегулирования деятельности объединений вузов и их сетевого взаимодействия. Разработка методики и выполнение исследований по прогнозированию потребности в кадрах специалистов для сферы сервиса с ВПО, СПО и НПО на среднесрочный /2015 год/ и долгосрочный /2020 год/ периоды с учетом социально-экономического и инновационного развития регионов всех федеральных округов. 5. Создание на базе Консорциума с участием работодателей саморегулируемой профессиональной организации, занимающейся вопросами разработки, нормирования, сопряжения и контроля за выполнением образовательных и профессиональных стандартов в многоуровневых университетских комплексах. 6. Развитие системы общественно-государственной экспертизы качества образования для сферы сервиса. Разработка механизмов общественной аккредитации образовательных учреждений, занимающихся подготовкой кадров для сферы сервиса. Совершенствование системы аккредитации на основе результатов обследования с помощью контрольно- измерительных материалов (КИМ) (педагогических и диагностических тестов) с характеристиками, удовлетворяющими научно обоснованным критериям качества.


18 марта 2010 г. ИА «Росбалт» «На базе СПбГУСЭ в Петербурге создается сетевой сервисный университет России» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 марта. В Петербурге создается первый в России Консорциум сервисных вузов. В него уже вошли 12 университетов, которые готовят профессионалов для туризма, ресторанного и гостиничного бизнеса, банковских услуг, управления, рекламы и других видов услуг. Цель консорциума подготовка профессионалов в сфере услуг для экономики страны, в частности – для обеспечения на мировом уровне таких крупных мероприятий, как, например, Олимпиала-2014 в Сочи или Студенческая универсиада в Казани в 2013 году. Об этом сообщил ректор Санкт- Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Александр Викторов. По его словам, консорциум представляет собой саморегулируемую организацию, созданную на договорных началах, объединяющую юридические лица для решения общих задач совместными средствами. Консорциум создается на определенное время для решения конкретной задачи и будет представлять собой виртуальный сетевой университет на базе СПбГУСЭ. Его участники будут выступать как одно лицо на внешнем рынке образовательных услуг, а внутри России они сохранят полную самостоятельность.


22 марта 2010 г. Газета «Известия», 48 (28063) Инновационный сервис Консорциум российских вузов моделирует модернизацию сферы услуг «…В Петербурге, на базе Государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) прошло заседание совета Национального научно-образовательного технологического консорциума в сфере сервиса. Участники – руководители семи крупнейших вузов страны, готовящих кадры для сферы услуг. Главный пункт повестки дня - создание всероссийской экспериментальной площадки для внедрения инноваций в процесс подготовки кадров для сервисных организаций страны».


26 марта 2010 г. Еженедельная газета научного сообщества «Поиск» Сервисный сбор В Санкт-Петербургском госуниверситете сервиса и экономики состоялось внеочередное заседание Совета Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. Перед образовательными учреждениями, готовящими кадры в сфере услуг, сегодня стоят масштабные задачи, - отметил на заседании совета консорциума ректор СПбГУСЭ Александр Викторов. - Поэтому в июне 2009 года вузы сервисного профиля решили объединиться. Цель - координация деятельности по подготовке кадров для сферы сервиса в разных регионах. Сегодня совет консорциума занят организацией экспериментальной площадки по отработке модели сетевого учебно-научного университетского комплекса. Именно для этого ректоры сервисных вузов собрались в Петербурге. Консорциум объединяет вузы, в которых обучаются 168 тысяч студентов и работают 7,5 тысячи преподавателей. География участников - от Владивостока до Санкт-Петербурга. Таким образом, консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Как отмечалось на встрече, сейчас есть около 30 направлений сотрудничества: от создания новых программ и методических разработок до сетевого принципа обмена кадрами.


29 марта 2010 г. Газета «Санкт-Петербургские ведомости», 053 Строим сервисный забор Пока одни в перепуге «как наши выступят на Сочинской олимпиаде?», другие в тревоге «как гостей примем?». Вузы сервиса объединяются, чтобы за считанные годы взрастить приличные кадры В Санкт-Петербургском госуниверситете сервиса и экономики совещались с начальством других «сервисных» государственных вузов – Владивостокского, Омского, Поволжского, Уфимского, Южно-Российского, Сочинского, – прорабатывали общий план действий. Прошлая встреча была в Ессентуках 2 марта, то есть, как сказали ректоры, «мы спешим». В июне прошлого года несколько «сервисных» вузов по инициативе ректора Санкт-Петербургского госуниверситета сервиса и экономики Александра Викторова создали консорциум (по определению – неюридическое лицо для объединения юридических лиц для решения какой-нибудь задачи). Задача – дать качественные кадры. «Сервис» – это и барышня на ресепшене, и В. В. Путин (который, будучи президентом, в переписи населения 2000 года обозначил сферу своей деятельности как «услуги» – потому как управленец). Это и жилищно-коммунальные услуги, и ветеринарные, и транспортные, и образовательные – свыше 4 тысяч видов. 70% – таков средний вклад сервисной сферы в ВВП стран. В России этот вклад обозначили словами «очень мал». Но мы всего-то 20 лет привыкаем к понятиям «сервис» и «комфорт». И, в общем, справляемся с первой задачей: «произвести саму услугу» (построить, скажем, отель); зато со второй задачей («оказать услугу») у нас из рук вон. К тому же учтем, что в нашем сервисе работают необязательно те, кого этому учили, – на примере своего региона ректор Поволжского госуниверситета сервиса Лидия Ерохина отметила: 90% работающих в туризме не имеют профобразования в этой сфере. - В Сочи на время Олимпиады для индустрии гостеприимства нужно дополнительно 46 тысяч специалистов, – сказала проректор Сочинского госуниверситета туризма и курортного дела Нина Пестерева. – И 30 – 50 тысяч волонтеров, которых тоже нужно подготовить. – Вузы сервиса устойчивы по определению, – уверил ректор Омского государственного института сервиса Лев Штриплинг. – Мы готовим кадры для малого и среднего бизнеса, а это определяет экономику страны. Сейчас, говорят ректоры, не до межвузовской конкуренции – надо объединять опыт. Отсюда и консорциум, в который вошли 12 вузов, и (главная его цель) «создание сетевого многоуровневого университетского комплекса», и межвузовская мобильность как студентов, так и преподавателей (по словам Александра Викторова, лучшие будут читать свои курсы в разных вузах). Проекты консорциума будут финансироваться самими вузами, а также грантами Минобразования.


Апрель 2010 г. Специальный выпуск журнала «Родина»: «Образование в России: сценарии развития». Вузы сервиса объединились и предлагают модель сетевого взаимодействия вузов «…В рамках Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса уже сегодня ведется интенсивная работа. Так, проректоры по разным направлениям работы вузов-участников консорциума начали взаимодействие по вопросам академической мобильности студентов, грантовой деятельности, дистанционного обучения, разработки нового поколения систем управления учебным процессом и т.д. Ректоры вузов-участников консорциума соберутся на очередное заседание в Санкт-Петербурге 18 июня 2010 года, в период проведения в СПбГУСЭ Международного форума «Инновационные технологии в сервисе». В программе форума также - Круглый стол молодых учёных и аспирантов национального научно- образовательного технологического Консорциума в сфере сервиса «Новые парадигмы инновационного управления в сфере сервиса». Таким образом, процесс интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала российских вузов набирает обороты, и есть основания полагать, что уже в самом ближайшем будущем этот труд принесет свои плоды в виде качественного скачка в развитии сферы сервиса нашей страны…».


14 апреля 2010 г. Газета «Аргументы и факты», 15 (1535) Сервис на высшем уровне Свои силы объединяют ведущие вузы отрасли Ведущие «сервисные» вузы России создают экспериментальную площадку по отработке модели сетевого образовательного комплекса нового типа на базе Национального научно- образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. Чтобы обсудить магистральные направления работы, в здании Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики собрались ректоры ведущих российских вузов отрасли. По существу, предлагается модель сетевого университета с самыми широкими возможностями. Главная цель нового объединения - повышение уровня подготовки кадров в сфере сервиса. Уже в 2012 г. во Владивостоке пройдет саммит АТЭС, в Казани - студенческая универсиада, в 2014-м – Олимпиада в Сочи. И везде нужен персонал, соответствующий мировому уровню. Только в Сочи будет задействовано 46 тыс. специалистов гостиничного комплекса и тыс. волонтеров. В деле обучения их по высшим стандартам ключевая роль отводится вузам сервиса. Вузы консорциума взаимодействуют по более чем 30 направлениям: дистанционные методы обучения, электронные образовательные ресурсы, академическая мобильность, обмен методиками и идеями. Наши вузы готовят кадры преимущественно для малого и среднего бизнеса, а именно этот пласт в экономике наиболее устойчив, - говорит ректор СПбГУСЭ Александр Викторов. - Сегодня сфера услуг очень популярна у молодежи. Лучший показатель – конкурс, а он очень высок. Все выпускники востребованы на рынке труда. Сейчас новую модель внимательно изучают в Министерстве образования. И можно не сомневаться, что она станет еще одним стимулом развития российского высшего образования, - программой, которая позволит успешно готовить студентов нового времени.


Информационный портал Владивостока «vladnews.ru» Кадры для объектов саммита АТЭС подготовит «сетевой университет» На заседании Совета национального научно-образовательного консорциума России было принято решение о создании модели «сетевого университета». В это образование вошли вузы экономики и сервиса Санкт-Петербурга, Омска, Тольятти, Уфы, Шахт, Сочи и Владивостока. - После окончания такого крупнейшего мероприятия, как саммит АТЭС, - сообщил ректор ВГЭС Геннадий Лазарев, - во Владивостоке остается масса огромная инфраструктура, которой нужно будет максимально эффективно пользоваться, для того чтобы окупать себя и работать на экономику страны. Сегодня для нас ключевая задача – успеть подготовить к этим мероприятиям квалифицированные кадры. ВГУЭС решил взять на себя задачу стать площадкой для объединения усилий образовательных, культурных, предпринимательских сообществ и власти с целью создания сервисной индустрии мирового уровня во Владивостоке и Приморском крае. Из вузов страны будет создана своего рода образовательная сеть, которая и поможет готовить для Приморья высококвалифицированных специалистов. В ходе образовательных обменных программ сотрудничества университетов, студенты и преподаватели смогут ездить в различные вузы, вошедшие в «сетевой университет».


23 апреля 2010 года. Газета «Поиск». ВАС ОБСЛУЖИТЬ? Университеты сервиса раскидывают ласковые сети Наша газета уже рассказывала о создании и первых шагах деятельности национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервисного профиля. Новое объединение призвано координировать процессы подготовки кадров для отрасли в разных регионах. Необходимость в такой координации назрела. Вот специализированные вузы и решили взять инициативу в свои руки. При этом руководствуются директивными документами о приоритетных направлениях государственной политики в сфере образования, создании в этой сфере инновационных структур, ее интеграции в международное пространство. Но есть у консорциума и конкретные амбициозные задачи – технологическое и кадровое обеспечение таких глобальных событий, как Саммит стран АТЭС в 2012 г., Универсиада в Казани-2013 и Олимпийские игры в Сочи Разработаны нормативные документы по функционированию консорциума: миссия, устав, положения о научно- образовательных структурах всех уровней. На разных стадиях готовности проекты положений об академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава, о попечительском, наблюдательном и ученом советах, о координационном центре содействия трудоустройству выпускников, о государственной аттестационной комиссии и других органах управления. Эта с виду бумажная работа по сути означает инвентаризацию ресурсов и потребностей. Вузовские команды планируют не только численность студентов, но и общий объем НИР-ОКР, выпуск наукоемкой продукции и оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию. Готовятся прогнозы потребности в специалистах разного профиля на среднесрочный (2015 г.) и долгосрочный (2020 г.) периоды, с учетом социально-экономического и инновационного развития регионов. При этом разработчики отдают себе отчет в том, что по результатам анализа часть направлений подготовки кадров придется закрыть или передать вузам- партнерам. Ответственность за общественно-государственную экспертизу качества образования для поистине услужливого сервиса тоже берет на себя консорциум. Поэтому в ближайших планах - создание на его основе (с участием работодателей) саморегулируемой профессиональной организации, в поле зрения которой будет соблюдение образовательных и профессиональных стандартов в многоуровневых университетских комплексах. Идет апробация модели новой образовательной структуры – поэтому так часто в разных точках страны встречаются не только ректоры-инициаторы, но и проректоры по научной, учебной работе. Пример тому - недавнее заседание совета консорциума в Санкт-Петербурге. На нем активно обсуждался проект создания на базе консорциума Федеральной инновационной площадки для сетевого взаимодействия университетов сервиса. А вскоре этот проект был успешно представлен в Министерстве образования и науки.


18 мая 2010 г. Газета «Известия», 87 (28102) Горизонты развития Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики – единственный специализированный вуз на Северо-Западе России, который готовит высококвалифицированные кадры для сферы сервиса. В настоящее время СПбГУСЭ быстро развивается: обновляется вся материально-техническая база вуза – от ремонта учебных корпусов до закупки оборудования и создания новейших научно-образовательных центров и лабораторий университета. В вузе активно развивается международное сотрудничество. Студентам, владеющим или планирующим в процессе своего обучения овладеть иностранными языками, предоставляется уникальная возможность получить, вместе с «корочками» родного вуза, ещё и диплом одного из престижных европейских университетов-партнеров СПбГУСЭ. Студенческая жизнь в СПбГУСЭ весьма насыщенна: в вузе имеются студенческий театр, команда КВН, танцевальные коллективы, художественная студия и студия фотографии, секция туризма, спортивные команды (волейбол, пляжный волейбол, баскетбол, настольный теннис и другие), многие из которых являются победителями и призерами всероссийских и европейских первенств в своих видах спорта. Также в университете имеется театр моды и активно функционирует студенческое научное общество. А Управление по воспитательной работе и Союз студентов и аспирантов непрерывно работают над организацией интересного досуга для всех, кто обучается в СПбГУСЭ. СПбГУСЭ славится сильным профессорско-преподавательским составом. Среди преподавателей университета: известные профессора, Заслуженные деятели науки, Заслуженные работники высшей школы и Почетные работники высшего профессионального образования Российской Федерации. Для реализации стратегии развития университета до 2020 года, в СПбГУСЭ создан Попечительский Совет, в который входят известные в России люди. В апреле 2010 года университет обратился к Министру образования и науки РФ с ходатайством о представлении Ученому Совету Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Голощапова В. Н. в качестве кандидата на должность Президента Университета на общественных началах. В настоящее время Валерий Николаевич Голощапов работает на должности Помощника полномочного представителя Президента РФ в СЗФО и является Сопредседателем Попечительского Совета СПбГУСЭ.


«Город-812» Журнал «Город 812», 18 (82) Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики возглавил Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса. Для студентов вузов, вошедших в состав Консорциума, такое объединение вузов открывает по-настоящему уникальные возможности. Поступив в любой из вузов-участников Консорциума, студенты смогут проходить семестровые программы, учебные и производственные практики или обучаться одновременно на двух специальностях в любых вузах Консорциума, и при выпуске получить не один, а сразу два диплома. В консорциум вошли 12 российских вузов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса, в том числе 7 сервисных вузов. Сегодня Консорциум объединяет вузы, в которых обучаются 168 тысяч студентов и работают 7,5 тысяч преподавателей. География участников – от Сочи до Омска, от Владивостока до Санкт-Петербурга. Таким образом, консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Это важно, если вспомнить о мировых форумах, организация которых поручена России уже в ближайшие годы - Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, 27-я Летняя Универсиада 2013 г. в Казани, Олимпийские игры-2014 в Сочи, и др. Таким образом, процесс интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала российских вузов сервиса набирает обороты, и есть основания полагать, что уже в самом ближайшем будущем этот труд принесет свои плоды в виде качественного скачка в развитии сферы сервиса нашей страны.


Газета «Известия», 108 (28123) Услуги на уровне инновации Международный форум по технологиям в сфере сервиса проходит в Петербурге Инновации в любой области начинаются с инноваций в образовании. И потому значительная часть программы II Международного форума «Инновационные технологии в сфере сервиса» посвящена обучению, подготовке современных кадров. Проходит форум на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) – с 16 по 18 июня. Более 600 университетских преподавателей и специалистов сферы услуг из 13 государств приехали в северную столицу. Это уже второй форум подобного профиля. Похоже, он становится традиционным, его участники успели почувствовать актуальность и полезность петербургской инициативы. «Принимаем участие второй раз, мы даже не ожидали, что в вашей стране проходят форумы такого уровня», - признался генеральный консул Республики Кипр в Петербурге Антонис Саммутис. Программа форума чрезвычайно обширна и насыщенна. В течение трех дней в конференц-залах и аудиториях СПбГУСЭ пройдет Международная научно-практическая конференция – с пленарными и секционными заседаниями; будет организована школа-семинар с мастер-классами на темы: «Дресс-код», «Венчурный бизнес» и другими; состоится Всероссийская научно-методическая конференция по университетскому комплексу, как форме инновационного развития вуза… Плюс «круглые столы» по различной тематике и три выставки достижений в сфере сервиса. - Наш форум интересен специалистам в самых разных областях, ведь в российский классификатор сферы услуг включены более шести десятков наименований видов деятельности, - рассказал инициатор форума, ректор СПбГУСЭ Александр Викторов. - В сервисе самое сложное – соответствовать ожиданиям потребителей: как только человек получает качественную услугу, он тут же претендует на сервис еще более высокого уровня – это своего рода закон жанра. Петербургский форум - международный, и это важно, так как нашей стране необходимо интегрироваться - и очень быстро – в общеевропейскую и мировую систему оказания услуг. Время не ждет, в ближайшие годы специалистам сервиса России предстоит обслуживать события самого высокого мирового значения. Включая Олимпиаду в Сочи, до которой осталось всего три с половиной года. Подготовка кадров сферы сервиса становится национальной задачей. - Услуги – это все, что окружает человека от рождения до смерти. Но и на том свете, думается, тоже должны быть элементы сервиса, - пошутил директор дилерского центра ООО «Рольф Карлайн» Родион Колесников. – Мы занимаемся банальным делом – продажей машин. У нас прекрасные специалисты: образованные, могут рассказать о машине все, что угодно. Только они не понимают, зачем они это должны делать, почему для клиента важно классное обслуживание. Проблема в ментальности. И я благодарен, что Санкт-Петербургский госуниверситет сервиса и экономики возглавил этот процесс, взял на себя решение самой сложной задачи – корректировку ментальности. Этому будет способствовать и проведение форума, и организация национального инновационно-технологического консорциума.


РИА «PrimaMedia» (Владивосток) Международный форум «Сервис и АТЭС» начал свою работу во ВГУЭС ВЛАДИВОСТОК, 30 июня, PrimaMedia. Международный форум «Сервис и АТЭС» стартовал во ВГУЭС. Как сообщили в пресс-службе вуза корр. РИА PrimaMedia, в рамках форума проходит работа консорциума вузов экономики и сервиса страны. ….Возможно, будущее российских и зарубежных университетов принадлежит консорциумам. Причем в условиях кризиса эта форма инновационного развития образовательных учреждений еще более актуальна. В чем ее суть? Консорциумы – это объединение возможностей учебных заведений профессионального образования различного уровня. В первую очередь для повышения качества подготовки специалистов. Положительный мировой опыт уже есть. Так, в Финляндии создаются консорциумы из однопрофильных университетов и филиалов, по этому пути идут в Китае и в ряде других стран. К тому же в 21 веке в постиндустриальную эпоху многие специальности приобретают «сервисное направление». …. Консорциум - это объединение без образования юридического лица – ничьи интересы не ущемляются и партнерство абсолютно равное. Другое дело, что создаются открытые образовательные ресурсы: преподаватели и студенты могут пользоваться электронными базами данных и возможностями библиотек, приглашать лучших преподавателей и слушать их лекции с помощью современных интернет-технологий. Таким образом, студенты независимо от города проживания смогут брать обучающие курсы в любом вузе консорциума.

3 сентября 2013 года на встрече с профессорско-преподавательским и студенческим коллективом ПГУ заместитель Председателя Правительства РФ, специальный представитель Президента РФ по Приднестровью Д.О. Рогозиным была поставлена задача о необходимости закрепления институтов и факультетов нашего университета за профильными российскими вузами. По предложению Д.О. Рогозина была начата работа по созданию Консорциума российских вузов-партнеров и ПГУ им. Т.Г. Шевченко – форма сетевого взаимодействия вузов под патронатом Воронежского государственного университета.

Целью создания Консорциума является:

  • расширение и упрочение российского образовательного, научного и культурного пространства в юго-западном регионе стран СНГ, поддержки российских соотечественников, проживающих в Приднестровской Молдавской Республике, повышения качества подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для экономики Приднестровья, содействия интернационализации университетов, входящих в Консорциум, развития интеграционных процессов в образовании.
  • координация работ по созданию единой коллективной системы генерации новых знаний, распространения и использования их в интересах образовательных учреждений;
  • повышение эффективности и качества образовательного процесса на основе преемственности государственных образовательных стандартов и программ обучения в образовательных учреждениях путем использования методического, научного, кадрового и информационного потенциала учреждений высшего профессионального образования и науки - членов Консорциума;
  • обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда;
  • вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов;
  • повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы;
  • создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизации научных исследований и инновационной деятельности;
  • повышение роли образовательных учреждений в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии соответствующих регионов.

Основными задачами Консорциума, направленными на достижение поставленных целей являются:

  • подготовка бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов по естественнонаучным, гуманитарным и социально-экономическим направлениям;
  • развитие академической мобильности, бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов Участников Консорциума;
  • реализация Участниками совместных магистерских программ;
  • проведение совместных научных исследований, обеспечение совместного руководства диссертационными исследованиями;
  • содействие реализации проектов и инициатив Участников, реализации их совместного участия в конкурсах, грантах и программах.

За прошедший период в рамках двухстороннего сотрудничества и сетевого взаимодействия с вузами-партнерами, рекомендуемыми к включению в состав Консорциума была проведена большая работа: обучение около 60 аспирантов и 3-х докторантов, из которых 30 защитили кандидатские и 2 сотрудника – докторские диссертации, организовано более 20 стажировок; проведено чтение циклов лекций на выездной основе на ряде факультетов университета – юридическом, педагогики и психологии, экономическом, институте языка и литературы, и др.; проведено 11 вебинаров и 37 совместных конференций; 24 сотрудника университета прошли курсы повышения квалификации; состоялся обмен 13 делегациями и 26 рабочих поездок по обмену опытом; проводятся исследования в рамках договоров о сотрудничестве (10 научных проектов и работ и 9 совместных научных трудов). В рамках совместных образовательных программ в российских вузах-партнерах 75 студентов ПГУ им. Т.Г. Шевченко получили второе высшее образование, а 106 студентов продолжают свое обучение в Финансовом университете при Правительстве РФ, РГГУ, БГТУ, ВГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и др. вузах.

Российско-Приднестровский Консорциум вузов:

  • БГТУ – Брянский государственный технический университет
  • ВГУ (вуз-координатор) – Воронежский государственный университет
  • Госинститут русского языка им. А.С. Пушкина – Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
  • ОГУ им. И.С. Тургенева – Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
  • МГЛУ – Московский государственный лингвистический университет
  • МГТУ им. Н.Э. Баумана – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
  • МГЮУ им. О.Е. Кутафина- Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина
  • МПГУ – Московский государственный педагогический университет
  • Первый МГМУ им. И.М. Сеченова - Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
  • РГГУ – Российский государственный гуманитарный университет
  • РЭУ им. Г.В. Плеханова – Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
  • ЮФУ – Южный федеральный университет
  • НИУ БелГУ – Научно-исследовательский институт «Белгородский государственный университет»
  • РГАУ - МСХА им. К.А.Тимирязева – Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева
  • РУДН – Российский университет дружбы народов
  • ФУ при Правительстве РФ – Финансовый университет при Правительстве РФ