Главная · Испания · Какой самый старый город в беларуси. Полоцк — самый древний город Беларуси. Города Белоруссии по численности населения

Какой самый старый город в беларуси. Полоцк — самый древний город Беларуси. Города Белоруссии по численности населения

Многие белорусские города насчитывают в буквальном смысле слова многовековую, если не тысячелетнюю историю. И с каждым связаны многочисленные местные легенды и предания, не говоря уже о более чем интересных исторических фактах.

    Патриарх среди городов, о которых сохранилось достаточное количество исторических известий.

    Город тесно связан с именем монахини Ефросиньи, получившей ещё при жизни прозвище Полоцкая. Одна из наиболее известных женщин древнебелорусских земель, просветительница и основательница нескольких монастырей (а при них – специальных «подразделений», где переписывались книги и собиралась крупнейшая по тем временам библиотека.

    Кроме того, именно с Полоцком связана одна из самых драматических историй нашей древней истории – история полоцкого князя Рогволода и дочери его,Рогнеды. И киевского князя Владимира, который из-за несогласия девицы с его матримониальным предложением настолько потерял контроль над собой, что фактически дотла разорил город, девицу публично изнасиловал (и взял в качестве очередной жены, ибо до принятия христианства активно практиковал многоженство, да и гарем имел немалый), а её отца и братьев убил. Красно Солнышко, говорите? Святой, говорите?.

    На втором месте – Заславль. Первое известное название – Изяславль. Относительно этого города известна более или менее достоверная дата его основания. И имеет она отношение всё к той же Рогнеде и её сыну, Изяславу. Как известно, Рогнеда мужа-насильника неудачно попыталась убить, а единственным, кто стал на её защиту, стал их совместный сын. Согласно историческим свидетельствам, эта ситуация была истолкована авторитетнейшими людьми города (а власть князя, вполне сообразно с нынешними представлениями о демократии, была ограничена мнением этого самого собрания мудрецов) как необходимость отправить проштрафившуюся женщину и юношу в их вотчину, на земли их предков. Ну, разве что не совсем в Полоцк, а на новое место, где надлежало заложить новый город. Так и появился Изяславль, впоследствии превратившийся в Заславль.

    Кстати, анекдотично, что железнодорожная станция в этом городе до сих пор называется «Беларусь». Так что поезд Минск-Беларусь – это не шутка, а ироническая реальность.

    Строго говоря, Витебск должен был бы оказаться на втором месте, поскольку первые сведения о его существовании приходятся на Х век. И уже тогда это было не просто маленькое поселение, а вполне себе самостоятельный и способный обороняться населённый пункт.

    Согласно легенде, город был основан княгиней Ольгой, впоследствии принадлежал одному из самых загадочных правителей – Всеславу Чародею. В XI веке город и прилегающие земли превратились в небольшое удельное княжество.

    Сегодня Витебск – неизменная столица «Славянского базара», многочисленных выставок, проходящих в формате «город мастеров», родина множества всемирно известных художников и артистов, среди которых особо следует выделить Марка Шагала, всю жизнь верно служившего музе своего родного города.

    Также город, чья история отсчитывается от Х века и непосредственно связана с полоцким князем Рогволодом. Правда, не столько с самим князем, сколько с его противостоянием с князем самого Турова – Туром. Город, благодаря выгодному положению (на пути «изваряг в греки») на протяжении нескольких веков был центром общественно-полической, торговой и даже религиозной жизни. Считается, что именно в Турове был построен первый христианский храм – в 1005 году. Причём «Повесть временнЫх лет» отдельно отмечает, что это был храм «по западному (или латинскому) обряду». И обязан город был появлению такого храма именно заезжим западным купцам. Именно для них он и был возведён, и даже была образована епископская кафедра. Кстати, Туровское Евангелие, созданное в XI веке, было первой религиозной книгой, созданной на наших землях и сохранившейся до наших дней.

    Впрочем, практика показывает, что местные жители, во все времена весьма благосклонно относящиеся к верованиям своих гостей и соседей, ревностно сохраняли языческое мировоззрение своих предков. Даже сегодня, спустя почти тысячелетие христианства, мы видим и приношения на могилах (конфетки, «стопочки», сигаретки), и ленточки на деревьях, и по дереву стучать не забываем, чтобы ничего дурного не вышло.

  • Брест или Берестье

    Также один из древнейших белорусских городов. Вот только из исторических зданий там мало что сохранилось.

    Зато сохранилось множество легенд о сакральном месте, где был основан город. Началось всё, как гласят легенды, в берёзовом или берестовом (разновидность вяза) лесу, где было образовано небольшое языческое капище, вокруг которого начал расти посёлок. Достаточно быстро он превратился в город, а выгодное территориальное положение способствовало развитию торговли.

    Нынешнее название город получил благодаря полонизации. А поскольку в Польском королевстве XVII века один Брест уже был, то наш получил название Брест-Литовский. Кстати, популярная ныне торговая марка.

    Собственно Брестом город стал после карательных операций, которые проводил в окрестностях города российский полководец Суворов. Как и Могилёв, Брест был практически полностью вырезан «освободителями» и «усмирителями» заезжего палача.

  • Гродно или Городня

    Гродно или ГорОдня – самый западный город Беларуси, и тоже один из древнейших. И, кстати, едва ли не единственный, в котором сохранились здания и сооружения XVI-XVII веков. Удивительно, но даже в советские времена в городе сохранились культовые сооружения в немыслимых для советской республики количествах. В этом смысле Гродно чем-то напоминал нынешние страны Балтии – в ответ на приказы из союзной столицы, Москвы, там долго разбирались, а когда создатели этих приказов отправлялись к праотцам или просто забывали о поручениях, успешно саботировали уничтожение архитектурных памятников. Впрочем, и не только их.

    Первое упоминание города в летописях – 1005 год. Самое громкое упоминание – 1863 год, когда город и его окрестности стали едва ли не центром восстания под руководством Кастуся Калиновского. В ХХ веке город побывал и российским, и польским, и «возвращённым» в состав СССР.

  • Сегодня это небольшой районный город, а ведь в своё время был центром мощного княжества, а позднее – вторым по значимости центром Турово-Пинского княжества. Первое упоминание относится к XI веку, источник – «Повесть временнЫх лет». Один из успешнейших торговых центров на территории нынешних белорусских земель. И достаточно длительное время избегавший серьёзных разрушений во время набегов нахальных соседей, благодаря обилию болот. При малейшей опасности жители легко могли эвакуироваться на болотные острова, а захватчики оставались «хлопать клювом» у оставленного города.

    Пинск известен тем, что стал одним из первых населённых пунктов, в которых королева Бона Сфорца начала свою земельную реформу.

И любой из перечисленных городов достоин того, чтобы туда приехать. И найти, возможно, остатки древних сооружений. И услышать новые легенды, предания. Узнать ещё больше о нашей земле.

Катерина Сидорук



В 2012-м году самый древний город Беларуси, Полоцк, отметил свое 1150-летие. Сейчас это совсем небольшой городок с населением 82 тыс. человек.

А в средневековье Полоцк был крупнейшим городом Великого княжества Литовского. Но после многочисленных войск теперь от великого Полоцка остался маленький, но приятный городок, гуляя по которому погружаешься в атмосферу былых времен.

Изюминкой города является Спасо-Евфросиниевский женский монастырь,

// tan-alex.livejournal.com


зайти в который женщинам дозволяется, только облачившись в длинные юбки и хустки.

// tan-alex.livejournal.com


И мы, как настоящие христианки, повиновались. Внутренний дворик монастыря украшен благоухащими розами,

// tan-alex.livejournal.com


а пять черных круглых куполов Кресто-Воздвиженского собора, построенного в неовизинтийском стиле, придают ему величественность и монументальность.

В этом храме и покоятся святые мощи Евфросиньии Полоцкой, заходя в который я почувствовала какое-то душевное умиротворение и легкость, которой почему-то не ощущается в обычных церквях.

// tan-alex.livejournal.com


Экскурсия по городу нас тоже не разочаровала. Вход в сувернирный магазинчик в центре города украшает оригинальная тележка с цветочными горшками.

// tan-alex.livejournal.com


В магазине мне понравились стильные манекены,

// tan-alex.livejournal.com


кукольная парочка жениха и невесты

// tan-alex.livejournal.com


и керамические сувениры на всевозможные темы.

// tan-alex.livejournal.com


Люблю живые изгороди.

// tan-alex.livejournal.com


Кафедральный Богоявленский собор XVIII в.

// tan-alex.livejournal.com


Лютеранская кирха, построенная XIX-XX веков, в здании которой сейчас располагается Краеведческий музей.

// tan-alex.livejournal.com


И еще одна изюминка города - Софийский собор, древнейшее каменное сооружение на территории Беларуси, построенное между 1030-1060 годами. Явился символом принятия полочанами христианства.

// tan-alex.livejournal.com


Взорван в 1710 году русским царем Петром I, но в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко. Сейчас в соборе располагатся музей, проводятся экскурсии, концерты и фестивали органной музыки.

// tan-alex.livejournal.com


Возле собора красуется 8 метровый Борисов камень с выбитыми в нем надписями и крестами. Найденный возле деревни Подкостельцы в 5 км от Полоцка, в 1981-м году был перевезен к Софийскому собору. По одной из версий, камни отмечали маршруты торговых путей.

// tan-alex.livejournal.com


Поднявшись к собору сверху открывается вид на реку Западная Двина.

// tan-alex.livejournal.com


Побродив по узким улочка Полоцка, можно увидеть весьма разнообразные здания

// tan-alex.livejournal.com


// tan-alex.livejournal.com


и валун с выбитыми в нем языческими символами.

// tan-alex.livejournal.com


Самая центральная в городе - площадь Свободы,

// tan-alex.livejournal.com


// tan-alex.livejournal.com


центральное место которой занимает памятник героям Отечественной войны 1812 года, построенный в 2010-м году вместо его предшественника (Кстати сказать, в начале 1930-х годов памятник был снесён "на металл для нужд I пятилетки". Вместо него некоторое время красовался вездесущий Ильич.).

Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» организовывает виртуальную экскурсию по самому древнему городу Беларуси – Полоцку. Тысячелетние храмы, улицы, которые помнят древних князей и удивительные музеи – обо всем этом можно прочитать в очередном экскурсионном маршруте. Экскурсионный маршрут «По улицам самого старого города Беларуси» состоит из трех остановочных точек. Примерная продолжительность – 10-12 часов (дорога из Минска занимает 6 часов туда-обратно)

Остановочная точка 1. Прогулка по Старому городу примерная продолжительность 2 часа

Полоцк – самый старый город Беларуси. Согласно летописям, он был основан в 862 году. За время своего существования город неоднократно подвергался разрушениям. Но все же город по-прежнему поражает воображение. Софийский собор в Полоцке – одна из самых главных достопримечательностей города. Он был основан в самом начале XI века. Тот, самый первый храм, был расписан фресками, по аналогии с новгородским Софийским собором.
Софийский собор Своим существованием собор должен был напоминать о могуществе княжеской власти и о том, что Полоцк – это есть православные владения. К сожалению, до наших дней собору не удалось дойти в первозданном виде. Уже в XVII веке собор подвергся различным разрушениям. В 1607 году он горел, а перестроен, и значительно, был лишь в 1618 году. Тогда храм принадлежал униатам. Во время Северной войны 1700-1721 года в храме располагался пороховой склад. Но 1 мая 1710 году он взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен. В руинах собор пробыл сорок лет. В 1750 году его восстановили униаты, в этом же виде собор дошел до наших дней. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня. После Полоцкого церковного собора 1839 года храм церкви был возвращён православным. В 1911-1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт. Побывать в Полоцке и не посмотреть на Борисов камень – непростительно. Первая попытка вытащить камень из реки состоялась в 1889 году и закончилась неудачей. Почти сто лет спустя, в 1981 году камень был всё же поднят из Двины и установлен в Полоцке напротив Софийского собора, где и находится до сих пор.
Борисов камень Камень представляет собой валун полевого шпата красноватого цвета неправильной формы и размером примерно 3 метра в поперечнике. На нём выбит четырёхконечный крест на ступенчатом подножии и традиционная для Борисовых камней надпись. Вследствие естественного выветривания полевого шпата, поверхность камня зернистая и неровная, а надпись на нём читается с трудом.

У Полоцке находится, пожалуй, самый необычный памятник в Беларуси – памятник букве Ў. В сентябре 2003 года во время празднования Дня белорусской письменности в Полоцке был торжественно открыт этот памятник. Буква Ў – без преувеличения уникальная. Она не встречается больше ни в одном славянском языке.


Памятник букве Ў

Остановочная точка 2. Прогулка по Нижне-Покровской - примерная продолжительность 1 час

Следующий остановочный пункт нашего виртуального путешествия – небольшой, но довольно уютный музей – стационарную выставку «Прогулка по Нижне-Покровской» . В музее, экспозиционная площадь которого составляет немногим менее 100 квадратных метров, можно узнать много интересного о людях, живших на улице Нижне-Покровской, о постройках и учреждениях, которые находились там в то время. Уникальная историческая территория должна иметь такие места, где бы житель города или турист мог ощутить веяние истории. В этом плане интересной стала стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской», которая открылась в мае 1998 г. в самой старой гражданской постройке города Полоцка. Так называемый «Домик Петра I» является памятником архитектуры XVII в. Экспозиция, открытая в нём, была создана на основе содержательного музейного памятника 1910 г. - «Путеводителя по городу Полоцку». Небольшое печатное издание было выпущено в местной типографии, в связи с перенесением мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк. До сих пор эта стационарная выставка является первой и единственной в Беларуси экспозицией, посвященной истории одной улицы в определенный отрезок времени. В 2008 г. музей на 4 года закрыли на ремонт и реэкспозицию. За время работ заменили кровлю, привели в порядок подвальные помещения, облагородили прилегающую территорию, построили санитарные комнаты. В 2012 г. обновлённый музей вновь гостеприимно распахнул двери для своих посетителей.

Сегодня экспозиция стационарной выставки знакомит всех желающих с историей одной из самых старинных улиц города Полоцка – Нижне-Покровской, название которой на городской карте появилось после строительства в 1781 г. в конце бывшей улицы Великой Покровской церкви. В мае 1900 г. церковь во время большого полоцкого пожара сгорела. Но в октябре 2004 г. полочанам удалось восстановить храм, а через 4 года былое название вернула себе и улица Нижне-Покровская, носившая в советское время имя Ленина.

Остановочная точка 3. – Музей белорусского книгопечатания примерная продолжительность 1,5 часа

Музей белорусского книгопечатания – единственный музей подобной тематики в Беларуси. Только там можно увидеть всю историю развития письменности на белорусских землях: от берестяных грамот до современных книг, а также редкие издания, первые печатные машинки и многое другое. Музей находится в бывшем жилом корпусе мужского Богоявленского монастыря, В XVIII веке там были кельи и жили мужчины-монахи. Монастырь был закрыт в 20-ые годы XX века, в первые годы советской власти. С тех пор здание по-разному использовали в Полоцке. Музей знакомит с историей белорусской книжной культуры. Экспозиция размещается в 15 залах, в которых представлено 1500 экспонатов, в основном это книги.

К сожалению, значительное количество редких белорусских книг хранится за границей. Такая ситуация сложилась в силу исторических причин. Наши земли очень часто попадали под боевые действия, во время которых их грабили и разоряли, вывозили самые значимые ценности. А книги всегда считались большой ценностью. Еще со времён Ливонской войны 1558-1581 годов начался процесс вывоза ценных книг из белорусских земель. Практика вывоза книг продолжилась и в советское время. Книги активно вывозятся из провинции в Москву и Сакт-Петербург. Эта тенденция сохранялась на протяжении десятилетий. Многие книги исчезли и во время Великой Отечественной войны.

Место, где расположено Полоцкое городище, было заселено уже в 780 г Первое летописное упоминание о Полоцке относится к 862 г. В середине X в. возникло Полоцкое княжество. Оно занимало территорию в бассейне Западной Двины, верховьях Березины и Немана. Первым известным князем Полоцка, о котором упоминают летописные источники, является Рогволод (Рагвалод)(ум. ок. 978 г.). В 988-1001 гг. в Полоцке княжил Изяслав Владимирович (Ізяслаў Уладзіміравіч), сын Рогнеды Рогволодовны (Рагнеда Рагвалодаўна, Гарыслава) и крестителя Руси Владимира Святославича (Уладзімір Святаславіч), родоначальник династии полоцких князей Изяславичей. В 1003-1044 гг. в Полоцке княжил Брячислав Изяславич (Брачыслаў Ізяславіч). Он значительно расширил территорию Полоцкого княжества и основал город Брячиславль (Браслав). В период правления Всеслава Брячиславича был построен Софийский собор (между 1030—1060 годами), один из самых ранних храмов Древней Руси. Всеслав Брячиславич (Усясла́ў Брачысла́віч) - единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068-1069). При Всеславе Брячиславиче Полоцкое княжество достигло своего наивысшего могущества.

Памятник Всеславу Брячиславичу, поставленный в 2005 г.

С именем внучки Всеслава Брячиславича Преподобной Евфросинии (Ефрасiння Полацкая) (1110—1173), игумении Полоцкой, связано основание Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря (Спаса-Еўфрасіннеўскі манастыр).

Памятник Преподобной Евфросинье (2000 г.) в центре Полоцка.

Вход в Спасо-Ефросиньевский монастырь. Надвратная звонница.

Вид на звонницу из монастыря.

В 1161 г. усердием св. Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский храм (Спаса-Праабражэнская царква) - наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества. Его строителем был зодчий Иоанн.

Внутри храма прекрасно сохранились фрески XII в. Кстати полоцкие Спасо-Преображенский и Софийский соборы включены в предварительный сипсок Беларуси для дальнейшего включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рядом со Спасо-Преображенским храмом находится Евфросиниевская трапезная церковь (Еўфрасіннеўская трапезная царква), построенная в середине XIX в.

Самым же главным собором монастыря является пятиглавый собор в неовизантийском стиле - Крестовоздвиженский (Крыжаўзвіжанская царква), построенный в 1893-1897 гг.

Внутренний двор монастыря.

Недалеко от монастыря в 2009 г. был установлен памятник святителю Николаю Чудотворцу (Мікалай Цудатворац).

Здание Полоцкого государственного лесного колледжа (Полацкі дзяржаўны лясны каледж) - бывшее Спасо-Евфросиньевское женское епархиальное училище.

Долина реки Полота (рака Палата).

Вал Ивана Грозного, сооружённый в XVI в.

Дом на ул. Евфросиньи Полоцкой.

Груупа зданий на этой же улице рядом с пл. Свободы.

Площадь Свободы (плошча Свабоды).

Памятник героям Отечественной войны 1812 г. (Помнік героям Айчыннай вайны 1812 года).

Памятник полоцкому студенту (2010 г.), установленный во дворе Полоцкого университета (Полацкі дзяржаўны ўніверсітэт)

Историко-фиологический факультет университета расположился в зданиях бывшей иезуитской академии.

Пожалуй, самое изящное здание в Полоцке - это Софийский кафедральный собор (Сафійскі сабор), построенный первоначально между 1030—1060 гг., разрушенный в 1710 г. и восстановленный в середине XVIII в. в стиле виленского барокко.

Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его фрагменты: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Архитектурное решение полоцкого Софийского собора сходно с одноимёнными храмами Киева и Новгорода. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном и с куполом диаметром 5,85 м.

Вид на Западную Двину (Заходняя Дзвіна) со стороны собора.

Вид с Замковой горы на Нижне-Покровскую улицу.

Борисов камень (Барысаў камень). Камень представляет собой валун полевого шпата красноватого цвета неправильной формы и размером примерно 3 метра в поперечнике. На нём выбит четырёхконечный крест на ступенчатом подножии и традиционная для Борисовых камней надпись. Вследствие естественного выветривания полевого шпата, поверхность камня зернистая и неровная, а надпись на нём читается с трудом.

Дома на Нижне-Покровской улице.

Здание быв. лютеранской кирхи (начало XX в.). Сейчас здесь - краеведческий музей.

Ещё домики с Нижне-Покровской.

Купол Богоявленского собора.

Памятник кривичам (2001 г.). Кривичи - это союз восточно-славянских племён, который в VI—X вв. сложился в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Они занимались земледелием, скотоводством, ремеслом. Главными их городами были Смоленск, Полоцк и Изборск. С IX в. они находились в составе Древнерусского государства. В XI—XII веках территория кривичей входила в Смоленское и Полоцкое княжества, северо-западная часть — в Новгородские владения.

Художественная галерея (Мастацкая галерэя).

Здание бывшей Братской школы Богоявленского монастыря (Брацкая школа Богаяўленскага манастыра) XVIII в.

Сейчас в этом здании расположен музей Белорусского книгопечатания (Музей беларускага кнігадрукавання).

Древние города как один из основных видов памятников археологии. Планировочная структура древнего города. Понятие о культурном слое. Полоцк и Туров как центры древнеславянской государственности и культуры. Первые летописные упоминания. Место расположения и история возникновения. Этимология названия. Планировка и застройка древних городов Беларуси. Консервация и реконструкция.

Полоцк и Туров .

Культурный слой - слой земли на месте поселения человека, сохраняющий следы деятельности людей.

Города на территории Беларуси начали возникать в средние века. В большинстве они развивались из бывших городищ, укреплённых поселений и замков. Особенно важную роль в их появлении играли торговые пути. Древнейшими городами Беларуси являются Полоцк, Витебск и Туров .

Самым древним городом Белоруссии является Полоцк (первое упоминание в летописи датируется 862 годом), что находится в устье р. Полоты. Этот город развивался благодаря торговым путям. Наибольшего подъема он достиг X-XII вв., когда был центром Полоцкого княжества. За тысячелетнюю историю статус Полоцка менялся около 30 раз, а сейчас он является одним из городов Витебской области.

Древнейшими культурными памятками города являются Софийский собор (XI в.) и Спасо-Ефросиньевский монастырь (XII в.). Древний Полоцк состоял из трех частей: Верхний замок, Нижний замок и Заполотье. Хорошо сохранились валы Нижнего замка. Верхний замок тоже имел вал с деревянной стеной. Кроме того, крепостная стена состояла из семи башен. Основным типом городской постройки служил наземный деревянный сруб (12-25 м²).

Город Туров, расположений на р. Припять. Он впервые упоминается в письменно источнике в 980 году. Впоследствии город стал центром Туровского княжества. Сейчас это небольшой город в Гомельской области.

Древний Туров состоял из окольного города и детинца. Детинец с юго-востока был окружен оборонительным рвом, наполненным водой. С XIII в. на территории детинца был замок. В современном Турове остались руины древних жилых построек и фундамент церкви XI-XII вв. Эта церковь была самым крупным монументальным сооружением в западной древней Руси (длина 29,3 м; ширина 17,9), но она была разрушена землетрясение 1230 г. По мнению крупнейшего исследователя русских древностей академика А. А. Шахматова , летописное сообщение о князе Туре есть не что иное, как этимологическая легенда, призванная объяснить происхождение названия города Турова .