Главная · Тунис · Церковь николы в подкопаеве. Николая чудотворца в подкопаях, храм Храм в подкопаях расписание

Церковь николы в подкопаеве. Николая чудотворца в подкопаях, храм Храм в подкопаях расписание

Фото: Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях

Фото и описание

«Никола Подкопай» - так в народе назывался храм Святителя Николая в Подкопаевском переулке. Существует несколько версий происхождения столь необычного топонима. Самое простое объяснение – это существование в XV веке села Подкопаева. А самые интересные версии связаны, конечно, с подкопами, разбойниками и чудесами.

Так, недавно выяснилось, что под храмом существует заброшенное подземное помещение с ведущими в него ходами, неизвестно кем и когда выкопанными. По другой версии, через подкоп в храм пытались проникнуть грабители. Согласно еще одной легенде, подкоп разрешил сделать разорившемуся купцу сам Никола Угодник, явившийся во сне. Спаситель велел купцу снять богатый оклад с его образа, поправить с его помощью свое финансовое положение, но потом сделать точно такой же и установить на место, если купец разбогатеет.

Первое упоминание о Никольской церкви в Подкопаево относится к концу XV века, в середине XVI столетия он перестраивался, а еще через сто лет уже был упомянут как каменный. Примерно в середине XVIII века к храму была пристроена колокольня.

В 1812 году храм был разорен французами и потом несколько десятилетий оставался без ремонта. «Второе рождение» храма произошло в 1855 году, когда он был отведен для устройства Александрийского патриаршего подворья. Восстановлением храма руководил архитектор Николай Козловский, а финансировали работы прихожане из купцов Николай Каулин и Алексей Шевелкин. Следующее обновление Никольской церкви состоялось во второй половине XIX века – в том числе была построена часовня Николая Чудотворца, средства предоставил настоятель подворья архимандрит Геннадий.

«Никола Подкопай» был закрыт в 1929 году. Его здание было лишено глав и крестов, священники и некоторые прихожане были арестованы. До 90-х годов здание принадлежало предприятию химической промышленности, открывшему в нем инструментальный цех. Тогда же, в 90-е была начата реставрация храма. В настоящее время храм действует и является объектом культурного наследия РФ.

По главному престолу храм также может называться Казанским (в честь Казанской иконы Божией Матери). Именем Николая Чудотворца освящен один из его приделов, а второй был устроен в честь Сергия Радонежского.

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16 - 24 апреля 1662 года, Святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу "Руно Орошенное", заканчивая которую он писал: "Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить". Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония (+ 1мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (+ 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии (+ 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия - 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797 - 1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года Святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.

До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу XX в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей - иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905?) и Василия (+ 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (+ 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления - 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

Что есть что в церкви

По легенде, однажды ночью в храм попытались залезть грабители. Они устроили под зданием подкоп, но их завалило. Теперь по улицам ходят призраки и умоляют прохожих помолиться за них, чтобы обрести покой.

В советское время этот легендарный храм закрыли и отдали под устройство там цеха завода пластмасс. К началу 1990-х здание церкви находилось в ужасном состоянии, но его отреставрировали.

Говорят, что... ...неподалеку от храма жил богатый набожный купец. Во время очередного московского пожара сгорели его амбары и дом. А ночью безутешному купцу приснился Никола Чудотворец и сказал: «Ты всегда был богоугоден. Пойди ночью в мой храм, сделай подкоп, сними драгоценную ризу с моей иконы, продай ее и вложи деньги в дело. Когда разбогатеешь снова, подаришь храму новую ризу».
Сначала купец не поверил, но сновидения повторялись. В итоге в одну из ночей купец сделал то, что было сказано. А дальше все произошло так, как предрекал Никола Чудотворец, и вскоре драгоценная риза вернулась на место.

Случилось это в начале прошлого столетия, после, кажется, француза. В церкви, которая тогда называлась просто Никольской, в великом почитании была чудотворная икона Святителя Николая. Церковным старостой в этой церкви был богатый купец, фамилии его теперь не упомню; был он по-старинному верующим, как веровали когда-то наши деды, что строили Русскую землю, а к Святителю Николаю и к его чудотворной иконе питал особую любовь и веру. И было у него правило – читал Святителю каждый день акафист, и правило это он совершал неопустительно… Жил купец этот богато, вел обширную торговлю, и все у него шло и по торговле, и по дому хорошо, как нельзя лучше, пока не постигло его тяжелое испытание. Доверился ли он кому-то, кто его обманул, или по какой другой причине, но только дела его сразу пошатнулись, и вся его торговля быстро покатилась под гору: совсем разорился купец.

И стал купец тот плакать и жаловаться Святителю Николаю; читает ему акафист, а сам плачет:

Святителю, отче Николае, помоги! Почто ж ты меня оставил? Я ль тебе не веровал? А теперь должен идти по миру – почто ж ты меня оставил?

Плачет он и молится так, и все взывает к Святителю о помощи.

И вот ночью после усиленной молитвы видит он сон, приходит к нему Святитель Николай и говорит:

Я пришел помочь тебе за твою ко мне любовь и веру. На иконе моей, что в вашей церкви, риза золотая и много драгоценных каменьев: сними ризу с каменьями, продай их и начинай опять торговать: а как разживешься, сделай на икону новую ризу, чтобы была точь-в-точь как старая. Это и будет тебе от меня помощь.

Смутился купец, не прелесть ли вражия.

Как же, - говорит, - могу я это сделать? Первое – это святотатство, а второе, как снять? Днем - народ, а ночью храм заперт.

А ты, - отвечает ему Святитель, - приди ночью, да под стену, что против моей иконы, и ПОДКОПАЙ, а в подкоп пролезь, да и сними ризу.

Проснулся купец; подушка вся мокрая от слез. Дивится сну, радуется, а не знает, верить ли сну или не верить… Опять молится, опять плачет. И снова является ему в сонном видении Святитель и опять те же слова говорит.

Не могу, - говорит купец, - в ворах я никогда не был.

Воровства тут, - говорит Святитель, - никакого нет: икона моя, и ризе я хозяин: делай так, как я говорю.

И в третий раз явился Святитель во сне купцу и вновь повторил свой приказ. И по третьему уже разу решился купец поступить, как велел ему Святитель: подкопался ночью под стену, пролез в храм, снял с иконы ризу с каменьями, принес домой, каменья вынул, золото слил в слиток; продал золото и каменья, выручил большие деньги, опять завел торговлю - разжился пуще прежнего. Как встал купец опять на корень, приходит к батюшке – настоятелю и говорит:

Пришел я к вам, батюшка, сказать, что есть у меня усердие новую ризу на Святителя соорудить. Благословите!

Бог,- говорит,- благословит добро творить, а дело это доброе. Какую ж ты хочешь сделать ризу?

А такую же,- отвечает,- как старую, чтобы точка в точку была и рисунками и каменьями, чтобы и отличить было нельзя от настоящей.

Ну, к чему ж такую же точно? Ты бы иного какого-нибудь фасона.

Нет, уж благословите, как хочу: таково мое усердие.

Пришлось благословить: человек богатый, а у богатого свои фантазии. Поделали ризу. Заказал купец по этому случаю торжественный молебен, созвал весь приход. Перед самым молебном стал мастер прилаживать новую ризу к иконе, а народ смотрит и удивляется: накладывают новую ризу на старую, а она точно такая же, как и старая, и старую не снимают; что такое понять не могут… Приладил мастер ризу, отпели молебен с акафистом Святителю, стали подходить ко кресту, а купец встал около батюшки и около иконы да и говорит вслух всего народа:

Обождите, батюшка, и благословите мне добрым людям слово сказать!

И поведал тут купец православным чудо - чудное, что сотворил ему своею милостью Святитель Николай, как трижды являлся ему во сне, что говорил и что он, купец, по слову Святителеву сделал… И опять дивится народ и недоумевает: не сошел ли купец с ума? Старая риза цела, на старую новую одели – все это видели, - про что же он сказывает? А купец плачет, слезами обливается, кланяется народу в ноги и говорит:

Вижу, не верите вы мне. Ну,- говорит,- мастер, снимай с иконы твою ризу!

Тот снял, а под новой ризой-то старой и нету… Можете представить себе, что тогда в храме том было?! С тех пор храм тот в Москве и зовется – Николай - Подкопай.

Этот рассказ я слышал от архимандрита Оптиной пустыни, о.Ксенофонта. Писал о нем архиепископу Никону, моему издателю; он ответил: «Прежде чем печатать, надо будет, подробно о сем справку навести». Прошел с месяц, смотрю – мой рассказ уже напечатан в «Троицком слове»: по справке, значит, все, как я писал, верно оказалось… Да я, открыто признаюсь, и без всяких справок сразу этому в устах преподобного оптинского аввы всем сердцем поверил: есть ли у Бога и святых Его что-либо невозможное?..

(Из книги С.Нилуса « На берегу Божьей реки»)

В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки упоминается начиная с конца ХV в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался - Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка - главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке.

После войны с Наполеоном храм стоял закрытым почти полвека, потом пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. В 1858 г. храм свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма.

В тревожные послереволюционные 1920-е годы храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Храм был закрыт в 1930-е годы.

Возвращенный Церкви в 1991 г., храм свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет.



Николая, святителя, в Подкопаях церковь (Подкопаевский переулок, дом № 15/9).

В конце XV в. на берегу речушки Рачки, под горой был поставлен небольшой, видимо, деревянный храм. Рядом находился карьер, в котором добывали глину, подкапывая гору, что отразилось и в названии местности, и в названии храма. Существующее ныне церковное здание построено в 1625 г. В 1700 г. церковь перестраивается. Вероятно, тогда возвели ее уникальное шестигранное завершение. Престол во имя Казанской иконы Божией Матери значится как придельный с 1722 г.

Пожары первой половины XVIII века причинили храму значительные разрушения, поэтому, начиная с 1750 г., в течение девяти лет его ремонтировали. Возвели отдельно стоящую колокольню с одноэтажной «кладовой палаткой». Для южного, главного тогда входа, сделали крытое крыльцо, которое позднее, в 1786 г., сменили на открытую паперть. Такая же паперть появилась и у противоположного, северного входа.

Храм вновь был основательно поврежден во время пожара Москвы 1812 г. Он долго бездействовал и пустовал. Наконец в 1855 г. его передали для подворья патриарха Александрийского. Восстановительные работы по проекту Н.И. Козловского продолжались до 1858 г. В январе 1858 г. освятили восстановленный храм: южный придел во имя святителя Николая, северный - преподобного Сергия Радонежского. В 1859 г. придел в честь Казанской иконы Божией Матери был освящен как главный престол. Центральный объем храма - небольшой четверик с одной большой апсидой. Он перекрыт сферическим куполом с восьмигранным барабаном и сложной барочной главкой на нем. Трапезная с приделами обхватывает четверик с запада, она несколько ниже храма, архитектор ввел элементы барочного декора, желая сделать ансамбль более единым. В 1885 г. построили шатровую часовню, стилизованную под архитектуру XVII века.

Храм закрыли в 1920-е гг., часовню - в 1929 г., крест с главы и главки на приделах сломали, к зданию сделали пристройки. Внутри церкви проложили междуэтажные перекрытия для оборудования инструментального цеха завода «Полиэтилен». В колокольне поставили заводскую гальваническую печь, а в часовне разместили раздевалку для рабочих. Деревянный шатер часовни сохранялся до 1970-х гг., когда подгнил и накренился над расположенной рядом автобусной остановкой. Тогда, вместо того чтобы шатер починить, его сломали, оставив сверху только два ряда кокошников. В 1991 г. храм возвратили Русской Православной Церкви и вновь освятили.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/



Церковь Николая чудотворца «Подкопаева» находится близ Хитрова рынка, угол Подколокольного и Подкопаевского переулков. В 1493 г. к этой церкви удалился вследствие пожара в Кремле Иоанн III и жил здесь некоторое время в крестьянских домах.

В 1657 г. храм был каменный; в 1690 г. упоминается придел св. Екатерины. В 1700 г. было обновление и освящение. В 1722 г. показан придел Казанской Божией Матери; в 1731 г. он был расширен вместе с трапезной на средства гр. А. Е. Матвеевой. В 1750 г. этот же придел и придел св. Екатерины перестроены на средства А.М. Губина.

После 1812 г. церковь приписана к Ивановскому монастырю. Было обновление в 1821 г. В 1848 г. показан придел Димитрия Ростовского. В 1855 г. церковь отдана для подворья папы Александрийского. В 1858 г. обновлена.

В настоящее время главный престол - Казанской Божией Матери, а приделы Николая чудотворца и преп. Сергия. Нижние части стен главной церкви сохранились от того здания, которое было в 1657 г. Купол по своей форме соответствует 1700 г.; нечто подобное есть у церкви Панкратия (1700 г.) и церкви Александра Свирского в Симонове (1700 г.) и церкви Николы Дербенского (1715 г.). Трапезная с приделами и отдельная колокольня - 1750 г. К 1858 г. относится форма глав церкви и колокольни. При подворье есть часовня.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.