Главная · Шри-Ланка · Буддийский монастырь в китае. Экстремальный … монастырь – храм горы Хэншань в Китае. Архитектурные особенности монастыря Шаолинь

Буддийский монастырь в китае. Экстремальный … монастырь – храм горы Хэншань в Китае. Архитектурные особенности монастыря Шаолинь

Сегодня я расскажу Вам об очень интересном месте, оригинальном направлении для путешествия, и идеальном месте для познания себя. Представьте, что Вы планируете поездку в Азию - уже оформлена виза в Китай, собраны вещи, но существует некая неопределенность с местами, которые хочется посетить. Я расскажу Вам об одном удивительном месте, которое не только стоит увидеть, но и возможно задержаться здесь. У подножья одной из пяти священных гор Китая – Суншань, расположенной к юго-западу от Пекина, вам встретится буддийский монастырь Шаолинь. Известен он как родина боевого искусства ушу (позднее из ушу развилось кунфу)

Многие годы шаолиньские монахи достигали совершенства в боевом искусстве. Свидетельством этому является 48 пар углублений в каменном полу зала «Тысячи будд», где проходили занятия. Все монахи, живущие в монастыре, подчинялись строгим правилам. Вставать нужно было рано утром, когда солнце еще не начало освещать землю. Занятие медитацией занимало около двух часов, затем следовали дыхательные упражнения, имеющие разные уровни сложности, после – водные процедуры и массаж. После завтрака монахи приступали к изучению канонов. Вместе со священными писаниями изучалась философия красноречие, право, медицина, и многое другое…




В наше время монастырь Шаолинь великолепно отреставрирован и снова переживает расцвет. Сегодня тут можно встретить мастеров боевых искусств со всего мира, которые с удовольствием делятся своим опытом. Ежегодно Шаолинь встречает множество туристов,чему способствует политика китайских властей, всячески способствующих развитию туризма - виза в Китай в наше время совсем не является проблемой. Как и во многих других туристических и культовых уголках Китая, здесь можно купить сувениры на любой вкус - работает множество магазинов и лавок

На стенах изображена история спасения принца Ли Шиминя, (в дальнейшем известным как император Тайцзун). В знак благодарности Тайцзун подарил монахам земли. Шаолинь стал одним из крупнейших буддийских монастырей в Китае

К сожалению, в 1928 году, в период гражданской войны в Китае, монастырь был сожжен войсками правительства. Множество ценных реликвий так и не дошли до нашего времени.

Не обошла стороной Шаолинь и Культурная революция, в период которой культовые сооружения закрывались (конечно, разорялись)

По причине того, что монастырь пролежал в руинах около полувека, под угрозой было само возвращение традиций монастыря. (После II Мировой на развалинах монастыря жили 7 монахов, 3 из которых были знакомы с шаолиньским боевым искусством.) Власти Китая призвали к возрождению монастыря многих мастеров ушу. Восстановление традиций проходило довольно сложно, но сегодня видны плоды этого труда. Будучи в Шаолине не забудьте посетить лес пагод, где похоронены выдающиеся мастера кунфу.


Популярность Шаолиня привела к сильному разрастанию монастыря. Большие средства вкладывались в устройство региона и развитие туризма. Сегодня в монастыре и его окрестностях существует множество коммерческих школ боевых искусств.

В древние века индийский принц Сиддхартха Гаутама положил начало развитию буддизма в Китае. Первоначально веру эту приняли члены королевской семьи, знать.

Буддизм в Китае в процессе своего становления оказывает сильное влияние на даосизм и конфуцианство, но и сам подвергается влиянию этих двух религий. Следствием этого стало развитие так называемого китайского буддизма.

С 3 по 6 века в Китае было возведено множество буддийских храмов.

В середине третьего столетия появляются первые буддийские монахи среди мужчин, а первая буддийская монахиня появилась только в четвертом столетии.

Монах Далянь основал доктрину, запрещающую монахам и монахиням употреблять в пищу рыбу и мясо.
Во времена династий Тан и Сун буддизм в Китае достиг наибольшего своего влияния и расцвета.
Сюань Цзан, знаменитый китайский монах, предпринял эпическое путешествие в Индию, которое длилось 17 лет. Он привез с собой оттуда драгоценные сутры, которые впоследствии перевел на китайский язык, чем внес неоценимый вклад в развитие буддизма в Китае. В Китае получили распространение восемь буддийских школ: «Три доктрины», «Дхармалаксана», «Аватамсака», «Виная», «Тяньтай», «Тантра», «Чистая земля» и «Чань», которая также широко известна под своим японским названием «Цзэн».

Буддизм в Китае на протяжение веков претерпевал ощутимую трансформацию.

До тех пор пока буддизм в 7-8 веках не проник из Центрального Китая и Непала в Тибет, тибетцы практиковали Бон, многотеистическую религию. Принцесса Иэньчан стала очень важной фигурой в деле распространения буддизма в Тибете, когда император династии Тан Тайчжун, выдал её замуж за Сунцена Гам по, правителя Королевства Тибет.


Принцесса династии Тан Тайчжун доставила в Лхасу множество буддийских предметов культа. Тем самым, она способствовала внедрению в Китае буддизма.

Падмасамбхава, индийский монах, совместил Тантру с местной религией Бон. Его буддийские проповеди пользовались популярностью среди Тибетского населения, потому что он адаптировал их к идеям и ритуалам религии Бон. Это постепенно развилось в Тибетский буддизм, который также известен как Ламаизм, по названию монаха – лама. Группы национальных меньшинств, проживающие на юго-западе Китая, позже также приняли буддизм и, таким образом из древней Индии буддизм распространился и дальше в Шри-Ланку, Бирму, Таиланд и другие страны Юго-восточной Азии.


Буддийский комплекс Майцзишань (5-17 вв.), к сожалению или к счастию, не слишком популярен у туристов.


Располагается монастырь в провинции Ганьсу, на Пшеничной горе. (это на север-западе страны, в нескольких километрах от Великого шелкового пути). Архитектурный комплекс Майцзишань высечен в скале. Комплекс составляют 194 гротов: 54 из них находятся на востоке, 140 пещер-келий – на западе.

В комплексе 7000 буддийских скульптур. Майцзишань, помимо скульптур, имеет большое количество росписей. Ранние росписи и скульптуры отличаются утонченной грацией, мягкостью. Более поздние - полны земной, чувственной красоты. Изучение росписей и скульптур позволяет просмотретьвсе этапы развития скульптурного и живописного искусства в Китае. Помимо этого, в монастыре было обнаружено около 2000 керамических, бронзовых изделий, предметов из яшмы и железа. Также были найдены древние документы, и картины.книги, труды каллиграфов

Огромные статуи Будды стоят практически перпендикулярны склону горы, самая высокая из скульптур в высоту - более 16 м.

Лестницы, ведущие вверх и вокруг гротов, первоначально были сделаны из дерева, но после были оснащены металлическими опорами, в целях безопасности.

Буддийский комплекс Майцзишань является одним из крупнейших буддийских монастырей в Китае.

На территории КНР существует большое количество старинных монастырей и храмов, которые являются культурным и духовным наследием государства. О наиболее известных монастырях Китая мы поговорим ниже.

Линъиньсы - старинный буддийский храм, расположенный в провинции восточной части Поднебесной Чжэцзян, был образован как отряд для обезоруживания террористов. В отряде было 20 монахов и 28 простых охранников.

Храм Линъиньсы, созданный в четвертом веке, считается пунктом паломничества буддистов и известной достопримечательностью для туристов. Ежедневно территорию храма посещают порядка десяти тысяч прихожан, количество которых заметно увеличивается в период торжеств.

Отряд самообороны было организовано с целью обороны туристов и паломников в результате террористической атаки на Куньмине, когда убили 29 человек и еще 130 ранено. Обучение охранников проводят представители китайского спецподразделения. Монахи в дневное время занимаются буддийской практикой, а в ночное тренируются самообороне.

Данный монастырь стал легендарным, поскольку это место зарождения известного боевого искусства китайцев – ушу. И сегодня с этим местом связывают массу старинных легенд. Кроме популярных боевых искусств, Шаолинь с давних времен славится как святилище китайской разновидности буддизма - чань-буддизм. Этот вид религии появился в Поднебесной в 5-м веке. По окончанию 5-го века в Китайскую империю прибыл Бато – простой монах из Индии. Ему удалось завоевать снисходительность императора, который приказал установить монастырь на высокой горе Суншань, после чего подарил его Бато. Таким образом был построен Шаолинь.

Согласно поверью Бато самостоятельно подбирал место сооружения монастыря, потому что форма Суншань несколько похожа на лотос, что имеет сакральное значение у буддистов. Шаолинь стал форпостом и святыней китайского варианта буддизма, который активно завоевал признание местного населения в Поднебесной благодаря заслугам Бато.

Продолжил закреплять славу святыни другой монах из Индии, который пришел туда через тридцать лет после смерти Бато. Называли его Бодхидхарма. Его считают родоначальником течения чань-буддизм и основателем известнейшего вида - кунг-фу Шаолиня. Монахи не лишь трудились над развитием местного буддизма, а и активно принимали участие в жизни края. Самого заметного расцвета Шаолинь получил в 14-м столетии. С тем периодом связывают легенду про 40 шаолиньских монахов, которые отправились на побережье моря на сражение с японскими пиратскими кораблями. Монахи показали себя как выносливые бойцы, но все-таки попались на пиратскую ловушку и в конце концов были убиты. Упоминания про эти события встречаются на каменных скрижалях в монастыре. Кроме всего прочего, монахи заботились про обездоленных крестьян, чем заслужили признание местных жителей. За собственную историю монастырь повидал много чего: пожары, болезни, разбойные нападения. Но каждый раз монастырь восстанавливался, с гордостью демонстрируя превосходство духа. В современном Китае к монастырю имеют такое же уважение: в 1979 году было узаконено собственное управление монастырем.

В 65 км от старинного китайского города Датуна расположен этот известнейший «висячий монастырь». Крепится он с помощью отвесных утесов скалы Цзиньлун. Храм построено с целью умиротворения водного дракона, который по легендам проживает в местной реке Хунь, что протекает сквозь ущелье. В связи со своим уникальным местоположением, монастырь сумел сберечь свой первозданный вид на протяжении полутора тысяч лет. Сооружен он был в 490 году, на дороге паломников, к даосской священной горе Хэншань из города Датун. В монастырский комплекс входят более 35 павильонов и залов. Некоторые помещения монастыря вырублены глубоко в утесах и крепятся с помощью балок и подпорок из дерева. Имеются и висячие секции монастыря, а наиболее низкая часть монастыря упирается на кирпичную основу. Сюанькун считается эталоном смешения разных культур и религиозных поверий. Там встретили места соприкосновения три основные религии Китая – буддизм, даосизм, конфуцианство. Первоначальным, даосским именем монастыря считалось «Храм Сокровенной Пустоты». Со временем его переименовали просто на «висячий монастырь», благодаря своим архитектурным отличиям. Три отдела монастыря приурочены различным религиям. Под божества даосского пантеона, что управляют природными стихиями, отдана нижняя часть. Центральная часть в подчинении у буддистских святых – трех Будд, самых почитаемых во всем буддизме. Верхняя секция вмещает монументы трех духовных отцов, трех основных религий Китая – основателя конфуцианской философии Конфуция, даосского светила Лао-Цзы, и статую Будды Гаутамы – зачинателя буддизма. И все они в гармонии между собой.

Обвитая повествованиями гора Удан, о которой говорится во множестве романов и трактатов, по легенде была пунктом основания даосизма. Храмы, что располагаются на вершинах хребта, зачислены к культурному наследию Поднебесной и всего мира. Горный хребет Уданьшань располагается в провинции Хубэй, около Шияня. Он обладает 72 горными пиками, 36 скалами, 24 долинами. Основной горный пик Тяньчжуфэн тянется на 1,6 км в высоту. Уданшань – наиболее посещаемый храмовый комплекс страны, ну естественно только после популярнейшего шаолиньского монастыря. Монастыри Уданшаня всегда считались сердцем даосского течения. В горах разместился первый даосский образовательный комплекс, где прихожане обучались основам традиционной медицины и фармакологии. Первым храмом даоссов на хребте Уданшане был Храм Пяти Драконов, который основан в конце 3-го столетия. В общем, на протяжении веков в горах было сооружено 36 монастырей, 15 павильонов, 73 храма, 38 мостов, которые совместно образуют 32 храмовых комплекса. Множество монастырей было истреблено в процессе китайской Культурной Революции. Но со временем, для завлечения иностранных туристов, они были наново реконструированы. Наиболее посещаемым туристическим пунктом считается архитектурный комплекс на вершине горы Тяньчжу – Запретный город, что включает Золотой павильон – масштабное сооружение, сделанное из меди в Китае и несколько небольших храмов.

Легендарный древний монастырь Шаолинь – родина боевого искусства ушу, находится на горном массиве Суншань, в провинции Хэнань (13 км от г. Дэнфэн), район центрального Китая.

Изначально обитель была основана проповедниками даосской религии в начале 5-го века, но со временем это место заняли буддисты. В 6-м веке индийский монах Бодхидхарма (Бато) привнес в Шаолинь «новую жизнь». Основу его учения составляло сочетание медитативного созерцания и активных физических занятий. Так, по преданию, зародилось шаолиньское ушу – комплекс боевых упражнений с использованием монашеского посоха, первоначально называемый «18 рук архатов».

В период 617–621 гг. произошло еще одно поворотное событие для буддийского храма. За помощью к послушникам Шаолинья обратился император династии Тан Ли Шиминь (Тай-цзуна), освободить из плена его похищенного сына. 13 монахов приняли неравный бой, но смогли разгромить врага и спасти наследника. В благодарность император пожаловал монастырю земли и деньги на содержание воинов. Таким образом, монастырь Шаолинь стал первым усэном, официально признанным государством, и обрел народную славу. Сюда устремились многочисленные ученики, постигать шаолиньский стиль ведения боя.

В 1928 г. в результате военного столкновения правительственной армии с солдатами вооруженного формирования монастырь Шаолинь постиг сильный пожар. Все усилия монахов загасить огонь были тщетны, монастырь полностью выгорел. Ценные рукописи были утрачены навсегда.

Со временем монастырю Шаолинь частично вернули былой облик, восстановили многие важные залы и павильоны. Сейчас он представляет собой большой комплекс построек и от правительства страны получил статус архитектурного памятника. Поток туристов к стенам легендарного монастыря стремительно вырос. Особую популярность Шаолинью принес фильм «Храм Шаолиня» (1982 г.), сюжет которого рассказывает о мужестве, силе, духовном совершенстве и непревзойденном мастерстве буддийских монахов.

Главные 12-метровые монастырские ворота «Горные врата» (Шаньмэнь) охраняются могучими львами, по традиции защищающие от злых духов. У ворот также установлен смеющийся Будда, а за воротами – изваяние Вэйто, защитника буддийского учения.
Ворота провожают в большой двор, где проходят длинные ряды каменных стел, возведенные в честь великих монахов и известных персон, посещавших монастырь. Путь по территории монастыря продолжается храмами, строениями разного назначения.
В левой части монастыря расположен тренировочный двор, по периметру которого проходит галерея фигур шаолиньских воинов, демонстрирующих боевые техники и исторические моменты монастыря.

На территории Шаолинья есть еще одно значимое место, называемое «Лес пагод» (талинь) – это кладбище монахов. Внутри каждой погребальной погоды, выстроенной из желтого песчаника, хранится прах монаха.

У стен монастыря открыто несколько школ ушу, где могут заниматься все желающие, в том числе и иностранцы, стремящиеся познать искусство единоборства. Для туристов организуются праздничные мероприятия и показательные выступления учащихся академии ушу.

Осилит дорогу идущий. Лестница в китайское небо July 12th, 2013

Hua Shan (Цветочная гора) является одной из восьми священных гор даосизма. Миллионы китайцев ежегодно совершают паломничество на Hua Shan, чтобы посетить храмы, построенные прямо на вершинах скал и полюбоваться головокружительными красотами, открывающимися по дороге. Многие путают Хуашань (Hua Shan Mountain) и Хуаньшань.

Звучит похоже, но, как уже понятно, горы совершенно разные. И расстояние между ними 1000 км. Вход на гору начинается в даосском храме. На дорожках выложен символ даосизма – единство инь и янь.

Большую часть дороги придется подниматься в сплошном тумане. Очень красиво, но немного сыро. С одной стороны хорошо, что не хочется пить, а с другой стороны – майка абсолютно не высыхает, и на привале быстро становится холодно.

Дорога очень ухоженная, сначала (примерно 4 км) каменная дорожка, идущая довольно круто вверх, потом ступеньки с поручнями или цепями вместо поручней (примерно 2-3 км). Через каждые 400-500 м стоят отметки сколько пройдено. Через каждые 300-400 метров стоят палатки, продающие напитки и чифан. Через каждые 500 метров оборудованы туалеты.

Периодически встречаются «достопримечательности». Это места, где каждый китаец мечтает оставить о себе след. Такие места легко опознать по красным ленточкам и замкам (похоже, эта традиция уже давно стала международной).Хорошо, что таких «достопримечательностей» немного. В остальных местах подобные следы цивилизации тщательно убираются служителями парка.

Финалом восхождения будет подъем по Blue Dragon Ridge (ребро синего дракона). Это лестница идущая круто вверх, при этом справа обрыв и слева обрыв.

Белые пушистые облака, проплывающие прямо у твоих ног, вносят нотку нереальности в происходящее.

Транспорт: Садится на автобус Сиань-Хуаинь с автовокзала Чэндун г. Сиань.

Hua Shan Mountain, Shaanxi Province, China.

Одна из пяти священных гор даосизма в Китае, находится в хребте Циньлин. Гора знаменита живописными скалами и сложным опасным подъёмом на вершину. Горная тропинка соединяет много вершин до самой высокой 2160 м.

Южный пик (Пик Падающего Гуся) — 2154,9 м

Северный пик -1614,9 м

Западный пик - 2082,6 м

Восточный пик - 2096,2 м

Центральный пик (Нефритовая Девушка) — 2037,8 м

Это уникальный горный маршрут. По дороге находятся многочисленные даосские монастыри, пагоды, храмы, ворота и мостики.

«Если вы посетили пять священных гор Китая, то можете в другие горы не ходить, а если вы посетили Хуашань, то и остальные четыре вам ни к чему» , - говорят китайцы. Горы Хуа раньше назывались Сиюэ, «Западные горы». Имя Хуашань , «Цветущая гора», они получили благодаря сходству пяти их пиков: Восточного, Западного, Южного, Северного и Центрального - с цветком лотоса.

Горы Хуашань тесно связаны с даосизмом и упоминаются в его ранних текстах как одно из мест, подходящих для даосских религиозных практик и занятий алхимией. Говорят, что сам Лао-цзы жил в этих местах. (Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором «Дао дэ цзин» - «Книги о даопути и благой си-ле-дэ» ).

Больше всего построек было возведено здесь во время правления династии Мин (1368–1644) . До наших дней хорошо сохранились монастырь Юйцюань XI века, xрам Дундао 1714 года и дворец Чжэньюе династии Юань. В декабре 1990 года ЮНЕСКО внесла Хуашань в Список объектов мирового природного наследия.

Это место — очень популярное направление внутреннего туризма. Подняться на гору можно пешком или на фуникулере.Традиционно паломники поднимались только по пешей тропе и ночевали под одной из гор, а на следующий день обходили все пять вершин.

Вот такой вид вы должны увидеть поднявшись по этой крутой лестнице.

А помните, я вам показывал вот такую лестницу в небо:

Китай, горы Taihang

Вот жителям деревушек, расположенных рядом с горами Taihang (провинция Henan) повезло гораздо больше, ведь у них есть так называемая «Лестница в Небо» - 300-футовая спиралевидная лестница, ведущая к вершине одной из гор.
Судя по приведенной фотографии, подниматься по ней одно сплошное удовольствие. Один из чиновников, работающий в местной администрации, весьма поэтично отозвался об этом, без малейшей тени сомнения, грандиозном сооружение следующим образом: «Во время подъема по лестнице даже в самую сильную жару вы ощущаете свежее дуновение прохладного ветерка, до ваших ушей доносится совершенно дивный щебет пташек, вы слышите как поскрипывают ступеньки. Разве с этим чудом сможет сравниться какой-нибудь презренный лифт или фуникулер?»
Впрочем, стоит отметить, что сам чиновник затруднился с ответом на вопрос - сколько раз ему самому приходилось совершать подъем на такую высоту?